Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ
Понятие и субъекты бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ.
2.1 Понятие принципов бюджетного процесса
2.2 Классификация принципов бюджетного процесса
2.2.1 Общеправовые принципы бюджетного процесса
2.2.2 Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
2.2.3 Специальные принципы бюджетного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ.
2.1 Понятие принципов бюджетного процесса
2.2 Классификация принципов бюджетного процесса
2.2.1 Общеправовые принципы бюджетного процесса
2.2.2 Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
2.2.3 Специальные принципы бюджетного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет
- важнейший финансовый документ страны,
определяющий многие параметры ее развития
на предстоящий год и
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.
А процесс разработки, принятия, исполнения и контроля за исполнением бюджета называется бюджетным процессом.
Именно поэтому целью настоящей работы является формирование понятия и правовых основ бюджетного процесса, как на федеральном уровне так и в субъектах федерации и в муниципальных образованиях, что обусловило постановку следующих задач:
- исследовать понятие бюджетного процесса;
-
определить его правовую
- выделить принципы бюджетного процесса.
ГЛАВА
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В РФ
Существует
законодательное понятие
Так,
по мнению В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева,
под бюджетным процессом
Л.В. Мелихова, А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина называют в качестве субъектов бюджетного процесса "органы власти"2, "исполнительные и представительные органы власти"3, не подразделяя их на органы государственной власти и органы местного самоуправления, предполагая, что органы власти включают и те, и другие. При этом не называются участники бюджетного процесса.
В учебнике советского финансового права под редакцией Г.С. Гуревича указывается наиболее узкий круг субъектов бюджетного процесса: компетентные государственные органы4. Органы местного самоуправления как самостоятельный субъект бюджетного процесса не рассматриваются. Это обстоятельство объясняется тем, что в советский период органов местного самоуправления не существовало, а функционировали местные органы государственной власти. Сравнение современного понятия бюджетного процесса и понятия, разработанного в советский период истории России, приводит к выводу, что данные понятия исторически обусловлены государственным устройством страны, ее федеративным или унитарным устройством.
Законодатель каждой страны в каждый исторический период определяет круг субъектов, участвующих в бюджетном процессе, а также роль этих субъектов. Так, в демократических государствах с республиканской формой правления ведущая роль в принятии бюджета отведена представительному законодательному органу. В странах, тяготеющих к монархической форме правления, значительные полномочия по принятию бюджета отданы исполнительной власти. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах утверждение бюджета осуществляется единолично эмиром, который считается ничем не связанным в принятии своего решения. В Саудовской Аравии проект бюджета разрабатывается Советом министров и утверждается королем, возглавляющим правительство5.
А.Н.
Козырин справедливо отмечает, что
процедура принятия бюджета "определяет
экономическое бытие
Содержание бюджетного процесса определяется не только государственным устройством страны, как было замечено выше, но и бюджетным устройством.
В определении бюджетного процесса, приведенном в учебнике советского финансового права, фигурирует только один бюджет – государственный7, а в современных определениях фигурируют бюджеты федерального, регионального и местного уровня, а также внебюджетные фонды8. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные бюджеты и внебюджетные фонды составляют бюджетную систему Российской Федерации.
Рассмотрим бюджетный процесс как процесс управления. Ю.Н. Старилов дает следующее определение понятию "государственное управление" - в широком понимании это регулирующая деятельность государства в целом. Иначе говоря, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения9. Государственное управление осуществляют все государственные структуры.
1.
В процессе управления
Ю.Н.
Старилов отмечает, что "государственные
функции реализуются всеми
2. Субъектом управления является система "специально созданных государством" органов и должностных лиц, действующих от имени государства "в пределах своей компетенции".
В систему специально созданных органов, осуществляющих бюджетный процесс, входят участники бюджетного процесса, предусмотренные ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный кодекс определяет полномочия в бюджетной сфере органов специальной компетенции и органов общей компетенции. Субъектом управления государственными финансами является система государственных органов, которые находятся друг с другом во взаимосвязи (управляющая система).
В
пункте 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ
(далее - БК РФ) приведен исчерпывающий
перечень участников бюджетного процесса:
Президент Российской Федерации; высшее
должностное лицо субъекта Российской
Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы
государственной власти и представительные
органы местного самоуправления (далее
- законодательные (представительные)
органы); исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-
3. Объектом государственного управления как социального управления является поведение людей. Государственное управление направлено на упорядочение социальных отношений.
Бюджетный
процесс как разновидность
1.2
Стадии бюджетного процесса
Конституция Российской Федерации отделяет местное самоуправление от государственной власти, однако признает публичную природу местной власти. Поэтому бюджетный процесс может выступать не только в качестве государственного управления, но и в качестве управления, осуществляемого местной властью в случае, если субъектом публичной власти выступают муниципальное образование и органы местного самоуправления.
Таким образом, бюджетный процесс отвечает всем перечисленным признакам и представляет собой разновидность государственного или местного управления. Поскольку "управление носит ярко выраженный циклический характер" 12, как отмечает Д.Н. Бахрах, к бюджетному процессу применимо понятие управленческого цикла.
В
научной литературе существуют различные
подходы к элементам
Ряд авторов, напротив, считают, что управленческая деятельность "состоит из решения, его реализации (исполнения) и контроля за реализацией". Классик менеджмента А. Файоль, раскрывая смысл административного управления, отмечает: "...управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" 14. Е.Ю. Грачева считает, что стадиями процесса социального управления являются: 1) принятие управленческого решения; 2) исполнение управленческого решения; 3) проверка исполнения управленческого решения 15.
Очевидно, что без проверки исполнения решения, без контроля за исполнением управленческий цикл будет не полным. Безусловно, контроль является функцией управления и может присутствовать на всех стадиях управленческого цикла, однако он же является и завершающей стадией данного цикла. Следует заметить, что большинство авторов отмечают наличие контрольной стадии в бюджетном процессе, однако называют ее по-разному: "контроль за исполнением бюджета"16, "утверждение отчетов об исполнении бюджета"17. Вызывает возражение точка зрения авторов, завершающих определение бюджетного процесса стадией исполнения 18.
Бюджетный процесс как управленческий процесс состоит из следующих стадий: 1) составление проекта бюджета (стадия сбора информации); 2) рассмотрение и утверждение бюджета (стадия подготовки и принятия решения); 3) исполнение бюджета (стадия исполнения решения); 4) контроль за исполнением бюджета (стадия проверки исполнения решения).