Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель работы – изучение теоретических основ и осуществление анализа бюджетного устройства стран с различным типом государственного устройства. Исходя из поставленной цели курсовой работы, необходимо выделить и решить следующие задачи:
─ изучить теоретические основы бюджетного устройства различных стран;
─ сравнить финансовые системы стран с различной государственной системой управления;
─ рассмотреть пути совершенствования финансовой системы России.
При написании курсовой работы были изучены научные труды как российских, так и зарубежных авторов, кроме того, НПА и данные официальной статистики.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетного устройства различных стран
1.1 Различные системы государственного управления (формы государственного устройства)……………………………………………………………………………………….4
1.2 Построение бюджета и финансовой системы в унитарном и федеративном
государствах…………………………………………………………………………………… ...10
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РАЗЛИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Общие принципы построения бюджетных систем зарубежных стран…………………...14
2.2 Строение финансовой системы России……………………………………………………..16
2.3 Строение финансовой системы зарубежной страны (на примере Украины)…………….23
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ….....27
Заключение………………………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы…………………………
Федеративное государство
1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающих независимость от британской короны, договорились о создании нового государства – Соединенных Штатов Америки);
2) путем присоединения к
3) в результате повышения
4) путем эволюции конфедерации
в федеративное государство с
превращением прежде
Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:
1. Федерацию составляют
2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов – субъектов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами – субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).
3. Субъекты федерации не
4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще в 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юстиции германских земель, которая работает под руководством федерального министра юстиции. Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.
5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.).
6. Отличительным признаком
В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение – Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно – орган общенационального представительства и формируется путем выборов по избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъекте союзного государства.
7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает более широкой компетенцией. Она организует исполнение не только местного законодательства, но и федеральных законов на территории соответствующего субъекта.
9 Сравнительное конституционное право. М-., 1999.
Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые применяют не только местное, но и общефедеральное материальэн и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительная власть в ряде федераций имеет право федеральной интервенции, если субъект федерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации (ФРГ, Индия, Аргентина).
1.2 Построение бюджета и финансово
Простое или унитарное государство
– это единое, централизованное государство,
состоящее из различных административно-
Сложные – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. Imperium – власть), т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация (от позднелатинского foederatio – объединение, союз). Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов – в США, земель (эндов) – в ФРГ, провинций – в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.
Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыграл исторически прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
Можно выделить следующие особенности унитарного государства:
- Во-первых, структурными единицами
такого государства являются
районы, края, области и другие
административно-
- Во-вторых, существует единая
для всей страны система высших представительных,
исполнительных, судебных и контрольных
органов. Степень подконтрольности органов
административно-
В отличие от унитарного
государства федерация
- Во-первых, она состоит из различных
государственных образований (
- Во-вторых, предполагается существование
двух систем высших органов
власти: федеральных органов и
соответствующих органов
- В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.
- В-четвертых, государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
- В-пятых, федерации могут
Информация о работе Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства