Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических основ и осуществление анализа бюджетного устройства стран с различным типом государственного устройства. Исходя из поставленной цели курсовой работы, необходимо выделить и решить следующие задачи:
─ изучить теоретические основы бюджетного устройства различных стран;
─ сравнить финансовые системы стран с различной государственной системой управления;
─ рассмотреть пути совершенствования финансовой системы России.
При написании курсовой работы были изучены научные труды как российских, так и зарубежных авторов, кроме того, НПА и данные официальной статистики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетного устройства различных стран

1.1 Различные системы государственного управления (формы государственного устройства)……………………………………………………………………………………….4
1.2 Построение бюджета и финансовой системы в унитарном и федеративном
государствах…………………………………………………………………………………… ...10

ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН С РАЗЛИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Общие принципы построения бюджетных систем зарубежных стран…………………...14
2.2 Строение финансовой системы России……………………………………………………..16
2.3 Строение финансовой системы зарубежной страны (на примере Украины)…………….23
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ….....27

Заключение………………………………………………………………………………………..36

Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Предполагаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:

повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

повышение конкурентоспособности  российской экономики;

снижение макроэкономических рисков;

формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.

Оценка темпов экономического роста  в результате осуществления финансовой политики основана на:

ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных и привлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициями административных и налоговых издержек;

предполагаемом повышении эффективности  использования факторов производства, в частности росте производительности труда;

преодолении кризисных тенденций в мировой экономике.

Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока российского капитала благодаря  мерам по улучшению инвестиционного  климата – оптимизации налоговой  нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранится высокая норма валовых сбережений – 28-30 процентов валового внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта до 23 процентов. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.

Инвестиционные ресурсы предприятий  будут увеличиваться как за счет собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6

процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5 процента собственные  средства, используемые на инвестиции, возрастут в 1,61-1,73 раза.

Примерно такими же темпами будут  возрастать и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации  деятельности инвестиционных институтов, в том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

В результате номинальный объем  средств, используемых на инвестиции, возрастет в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.

Стимулирование инновационной  активности, повышение качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия  для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения увеличатся. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 30-34 процента.

Будут созданы предпосылки для  стабилизации численности населения  на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.

Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.

Прогнозируемое повышение конкурентоспособности  российских товаров и услуг будет  проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в росте доли несырьевого

экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта товаров инвестиционного  назначения будет расти более  высокими темпами.

Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров в 2008 году возрастет до 11 процентов.

Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости экономического развития в целом.

Прохождение пиков долговых платежей, обусловленное сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть, позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит решение задач социально-экономического развития в последующие годы. Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса.

Переход к рыночным принципам ценообразования  в отраслях естественных монополий  вместе с повышением ликвидности  финансовых и товарных рынков, а  также накоплением стабилизационного  фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.

Этот процесс будет происходить  на фоне повышения привлекательности  рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.

Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивого  роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого  процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.

Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий  и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения.

Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового внутреннего  продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры  экономики и увеличения доли менее  энергоемких отраслей и производств, около 30 процентов – за счет технологических направлений энергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации.

В экономике произойдет структурный  сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в ближайшие годы это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения.

Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. При этом важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

Процесс преобразования бюджетной  системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Ст. 5.7. Бюджетный Кодекс Украины

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.

Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

 

3.Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ  «О бюджетной классификации Российской  Федерации».

 

4. Концепции реформирования бюджетного  процесса в РФ в 2004-2006 годах.  Постановление Правительства РФ  от 22.05.04. № 249.

 

5. Бюджетная система России.- Учебн. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА, 2001. -540с.

 

6. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

7. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 2000.

 

8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

 

9. Сравнительное конституционное право. М-., 1999.

 

10. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001 

11. Региональная экономика. - Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002.-463с.

12. Финансы. -Учебник для вузов. /Под  ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2001. - 528 стр.

 

13. Кудрин А.Л. федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2005 с. 3.

 

 

 

 

10Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001




Информация о работе Принципы бюджетного устройства в различных типах государственного устройства