Принципы финансирования ИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важных вопросов организации  информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими  затратами.

Формы организации  ИКС многообразны. Можно выделить следующие модели:

  • государственные службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления;
  • государственные службы, организованные на базе учебных заведений (так называемая модель “land-grant" университетов);
  • кооперативные фермерские организации или объединения сельских товаропроизводителей по оказанию консультационных услуг;
  • консультационные службы как структурные подразделения (отделы) коммерческих фирм;
  • самостоятельные частные консультационные службы.

Как правило, службы, организованные по любой из перечисленных моделей, используют все формы и источники  финансирования, но каждая из моделей  имеет свои особенности в организации  финансирования.

Финансирование службы осуществляется на комбинированной основе, которая предполагает использование различных источников:

федеральный бюджет;

бюджет штата;

бюджет округа;

гранты и спонсорская  помощь;

коммерческая деятельность.

 

 

 

    1. Принципы финансирования ИКС

 

Принципы финансирования ИКС рассматриваются в единой системе, но при этом отражают различные стороны деятельности службы.

 К основным принципам  можно отнести:

·      соответствие целям и задачам ИКС;

·      ориентация на конечный результат;

·      окупаемости  затрат на услуги.

Если главная цель ИКС  заключается в оказании помощи товаропроизводителям при принятии управленческих решений, то и при выборе форм и методов финансирования службы следует руководствоваться именно интересами клиентов.

Конечный результат функционирования службы является производным и выражается через результаты деятельности сельского товаропроизводителя. В то же время интересы самой службы могут вступать в некоторое противоречие с интересами клиентов (особенно в случае платности услуг). При решении вопроса о выборе схемы и об условиях финансирования необходимо ориентироваться на конечные результаты, предпочтительные как для службы, так и для клиента. То есть служба не должна увлекаться коммерческими интересами, поскольку в этом случае возможна потеря доверия клиента.

Следует искать и (или) создавать  такие условия финансирования, которые способствовали бы полному или частичному возмещению текущих и инвестиционных затрат. Возмещение затрат не предполагает перевод информационно- консультационной деятельности на оказание исключительно платных для клиентов услуг. Затраты могут возмещаться за счет бюджетного финансирования, целевых государственных программ, спонсорской помощи, грантов и других источников финансирования. При финансовом планировании необходимо осуществлять поиск и сочетать все возможные источники, в которых условия финансирования в совокупности смогут обеспечить своевременное восполнение затраченных средств.

 

    1. Источники финансирования

 

Финансирование службы может  осуществляться из многих источников. Источники различаются по происхождению капитала:

  • бюджетное финансирование (федеральный, региональный и местный бюджеты);
  • государственные и негосударственные программы и проекты, направленные на социально-экономическое развитие аграрного сектора;
  • хозрасчетные поступления;
  • прочие источники финансирования (гранты, спонсорская помощь и т.п.).

Бюджетное финансирование

Бюджетные средства, как  говорит история, являются основой  финансирования информационно-консультационных служб (особенно в периоды их формирования, становления и развития). За счет государственных средств производятся следующие работы:

  • создается материально-техническая база службы;
  • создается научно-исследовательская и лабораторная база службы;
  • осуществляется широкомасштабная подготовка консультантов и специалистов службы;
  • формируется информационная сеть и система взаимосвязей со всеми организациями-участниками (НИИ, ВЦ, лаборатории, торговые организации и оптовые рынки, частные консультационные фирмы и т.д.).

Функции бюджетов различного уровня:

1). Федеральный бюджет:

  • финансирование программ службы общенационального значения
  • (продовольственная безопасность страны, охрана окружающей среды, конкурентоспособность АПК), в реализации которых участвует служба;
  • создание и развитие материально-технической базы федеральных органов управления службой, центральных НИИ и ВЦ;
  • создание информационных и глобальных компьютерных систем, а также оснащение региональных служб необходимым системообразующим оборудованием;
  • разработка и актуализация общенациональных баз данных;
  • подготовка и переподготовка кадров для ИКС федерального и регионального уровней.

 

2). Региональный бюджет:

  • финансирование программ региональной службы (идентификация проблем и потребностей АПК и непосредственно товаропроизводителей, разработка и анализ их решения и т.п.);
  • создание и развитие материально-технической и информационной базы региональных (и частично районных) ИКЦ;
  • разработка и актуализация региональных баз данных, адаптация и распространение прикладных программных продуктов;
  • подготовка и переподготовка кадров для ИКС районного (и частично регионального) уровня;
  • текущие расходы региональных (частично районных) институтов службы.

3). Местный бюджет:

  • создание и развитие материально-технической и информационной базы районной службы (совместно с региональным бюджетом);
  • финансирование (при поддержке регионального бюджета) текущих затрат районной службы.

Как видно из направлений  использования средств, чем выше уровень иерархии (федеральный бюджет), тем выше доля капитальных вложений в структуре бюджетных средств, и, наоборот, чем ниже уровень иерархии (районный уровень),тем больше доля текущих затрат. По мере становления и последующего развития службы структура бюджетных средств может изменяться. Если в начале процесса, когда преобладают капитальные затраты, основное финансовое бремя ложится на федеральный, частично региональный, бюджет, то в дальнейшем, когда возрастает доля текущих затрат, их финансирование осуществляется в большей мере из районного и регионального бюджетов.

 

     Государственные и негосударственные программы и проекты

Перевод службы на полный или  частичный хозрасчет предполагает введение платы за консультационные услуги. Товаропроизводитель будет готов платить за те услуги, которые дадут ему возможность получать дополнительный доход или избежать дополнительных потерь. Поэтому консультации и другие услуги, направленные на решение социальных, экологических и некоторых других проблем остаются, как правило, вне сферы деятельности служб, работающих на хозрасчетной основе, если это не дает увеличения финансовых выгод клиенту.

Государство же, заинтересованное в решении этих проблем, дает соответствующий заказ службам в форме целевых программ и финансирует выполнение этих работ из своего бюджета.

 

Хозрасчетные поступления

На хозрасчетной основе выполняются  следующие виды услуг:

  • финансовые, технологические, маркетинговые и другие консультации, направленные на увеличение доходов клиента;
  • ведение бухгалтерской отчетности для клиентов;
  • проведение различного рода экономических расчетов;
  • планирование производственно-экономической деятельности хозяйств, включая составление бизнес-планов инвестиционных проектов;
  • снабжение информацией о рынках ресурсов, технологий, сельскохозяйственной продукции и т.п.;
  • обучение и повышение квалификации товаропроизводителей;
  • распространение печатной и видео-продукции;
  • проведение лабораторных исследований (почв, кормов, качества продукции и т.д.);
  • посреднические услуги, не противоречащие основным принципам работы службы (например, переадресация клиента к другим консультационным фирмам или консультантам узкого профиля для получения специальных частных консультаций).

 

 

Прочие источники финансирования

Среди прочих внешних источников особое место занимают гранты и спонсорская помощь. Эти два источника имеют существенные различия, несмотря на то, что и те и другие предоставляются на безвозмездной основе.

Гранты обычно предоставляются  в начале становления службы для  того, чтобы дать первый толчок, запустить процесс с расчетом на дальнейшее его самостоятельное развитие. Средства на гранты выделяются в основном

международными финансовыми  организациями, специальными фондами, правительствами и общественными организациями зарубежных стран. И делается это с целью показать преимущества существования информационно- консультационной службы, заинтересовать Российское правительство в поддержке развития этого направления деятельности.

Гранты в отличие от спонсорской помощи предоставляются  на конкурсной основе. В случае объявления тендера конкурсанты должны к установленной тендерными условиями дате представить соответствующим образом оформленную заявку. Заявка, как правило, включает описание цели и задач проекта, основных результатов, которые предполагается получить в ходе реализации проекта, мероприятий и видов деятельности, которые обеспечат достижение планируемых результатов, а также требуемых финансовых, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения всех намеченных мероприятий.

Подготовка качественной заявки – процесс творческий и  трудоемкий, требующий специальных знаний и большого опыта. К выполнению заявки обычно привлекаются профессионалы, способные обеспечить конкурентоспособный уровень документа.

Гранты не являются подарком, который можно использовать по своему усмотрению. Они предполагают исключительно целевое использование выделяемых средств.

Спонсоры (частные лица, коммерческие фирмы) помогают, как правило, развитии уже существующих направлений, фирм, организаций и служб, доказавших эффективность своей работы и целевое использование ранее выделенных средств.

Примерами грантов могут  служить многие программы и проекты: TACIS (Техническая помощь СНГ), Европейского Союза, Британского Ноу-Хау Фонда (British Know-How Fund), Датской консультационной службы (DAAS), Германского правительства и другие.

Каждая служба, в какой  стране она бы не работала, старается  максимально использовать все перечисленные источники финансирования. И структура приходной части бюджета зависит от конкретных экономических и политических условий. В одних странах (США, отдельные земли Германии и другие) наибольшую долю занимают деньги государственного бюджета, в других (Англия, Шотландия, Голландия и другие) преобладают коммерческие поступления от продажи услуг. Все перечисленные источники финансируют непосредственно деятельность реально существующих и официально оформленных ИКС. В то же время информационная и консультационная деятельность осуществляется не только этими службами.

 

 Такая деятельность в широком масштабе может финансироваться:

 

  • государственными службами за счет налогоплательщиков;
  • государственными службами в счет взимания налогов на некоторые сельскохозяйственные продукты;
  • коммерческими компаниями, которые продают товаропроизводителям средства производства и/или покупают их продукцию, и которые в отношениях с заказчиками также применяют распространение сельскохозяйственных знаний;
  • ассоциациями товаропроизводителей, которые оплачивают консультационные услуги из своих членских взносов;
  • ассоциациями сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые
  • субсидируются государством;
  • негосударственными организациями, которые финансируются дотациями  внутри или извне страны и/или коммерческими компаниями для создания себе благоприятного имиджа;
  • негосударственными организациями, которые получают субсидии от

Информация о работе Принципы финансирования ИКС