Принципы финансирования ИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

  государства или работают по контрактам с государством (либо с собственным, либо с иностранным «государством-донором») и др.

Возможны различные сочетания  вышеописанных вариантов. Например, бывает, когда из бюджета выплачивается зарплата консультантам государственной службы, тогда как другие текущие расходы покрываются, например, фермерской ассоциацией; а коммерчески ориентированный кооператив или компания-поставщик может «бесплатно»  выслать специализированный журнал своим членам или клиентам и т.п.

 

 

 

    1. Модели ИКС и формы их финансирования

 

Одним из важных вопросов организации  информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.

Формы организации ИКС  многообразны. Можно выделить следующие  модели:

  • государственные службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления;
  • государственные службы, организованные на базе учебных заведений (так называемая модель “land-grant” университетов);
  • кооперативные фермерские организации или объединения сельских товаропроизводителей по оказанию консультационных услуг;
  • консультационные службы как структурные подразделения (отделы) коммерческих фирм;
  • самостоятельные частные консультационные службы.

Как правило, службы, организованные по любой из перечисленных моделей, используют все формы и источники финансирования, но каждая из моделей имеет свои особенности в организации финансирования.

В частности, система финансирования службы, созданной в рамках министерства и департаментов сельского хозяйства (как структурное подразделение) имеет следующие основные особенности:

  • такая служба не имеет собственного расчетного счета, что существенно снижает степень автономности финансовой деятельности и не допускает конфиденциальности проводимых операций;
  • зависимость службы от руководства ведомства, на базе которого она функционирует, создает опасность усиления бюрократических подходов и снижает оперативность решения финансовых вопросов;
  • спектр финансовой деятельности сокращается в соответствии с условиями и требованиями, предъявляемыми к государственному аппарату, к статусу госслужащего (например, невозможностью выполнения отдельных видов деятельности, проведения операций);
  • ИКС имеет большие возможности по поиску финансовых ресурсов для своей деятельности, поскольку сотрудники службы, будучи одновременно сотрудниками соответствующих органов управления, как правило, имеют широкие институциональные связи и могут влиять на финансовую политику государственных органов;
  • служба, как правило, на льготных условиях может использовать для своих целей капитал (материально-технические ресурсы, помещения, оборудование), принадлежащий органу управления.

В большинстве стран мира служба “extension” зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики – модель “land-grant” Университетов, – где нашла наиболее широкое распространение и развитие.

Принадлежность службы учебному заведению определяет основные особенности  ее финансирования:

    • финансирование осуществляется в основном за счет бюджетных (федеральных и региональных) источников. Хотя  отдельные службы успешно переходят на принципы самоокупаемости или частичного возмещения затрат. Так, в частности, Шотландская ИКС (extension service), образованная в начале века как государственная служба на базе Шотландского сельскохозяйственного колледжа (Scottish Agricultural College), практически полностью финансировалась целевыми ассигнованиями, выделяемыми Управлением сельского хозяйства и рыболовства Шотландии, хотя скромная плата за некоторые аналитические услуги была введена еще в 1972 году. С 1987 года Колледж стал постепенно вводить плату за консультации и услуги, представляющие прямую выгоду индивидуальным клиентам, реализуя подход, ориентированный на рынок;
    • служба имеет возможность временно (в случае финансовых сложностей) использовать свободные денежные средства университета для финансирования своей деятельности. В то же время такая служба может оказаться в зависимости от администрации университета при решении финансовых вопросов (если она не имеет собственного расчетного счета и достаточной независимости);
    • служба может широко использовать материально-техническую базу университета в качестве капитала;
    • работники службы (консультанты), являясь одновременно преподавателями и (или) научными сотрудниками, имеют альтернативные источники доходов, что гарантирует относительно более высокую независимость мнений и объективность в работе и, следовательно, стабильность самой службы; с другой стороны, сама информационно-консультационная деятельность является дополнительным источником доходов преподавателей-консультантов, что повышает мотивацию их труда;
    • широкие связи “land-grant” университетов с научными, административными, коммерческими и другими организациями, а также с сельскохозяйственными предприятиями, их авторитет в регионах позволяют привлекать дополнительные финансовые средства (гранты, спонсорская помощь и т.д.);
    • льготное налогообложение учебных заведений (НДС на образовательную деятельность и т.п.) распространяются и на саму службу.

Наибольшее распространение  модель организации службы на базе университетов нашла в США. Финансирование службы осуществляется на комбинированной основе, которая предполагает использование различных источников:

федеральный бюджет;

бюджет штата;

бюджет округа;

гранты и спонсорская  помощь;

коммерческая деятельность.

     Формирование бюджета информационно-консультационной службы  Соединенных штатах можно проследить на примере ИКС штата Айова.

Информационно-консультационные службы, созданные на основе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций (например, в Дании и на Тайване), также имеют ряд особенностей финансирования:

  • основными источниками финансирования такой службы являются денежные и имущественные вклады (паевые взносы) товаропроизводителей;
  • контроль за использованием финансовых ресурсов осуществляется непосредственно самими товаропроизводителями (или их представителями);
  • в случаях, когда финансовыми ресурсами распоряжается ограниченная группа наиболее влиятельных представителей товаропроизводителей, возможно возникновение реальной опасности коррупции и использования служебного положения в корыстных целях руководством таких служб при распределении и использовании финансовых средств.

Последние десятилетия широкое  распространение получило оказание консультационных услуг коммерческими фирмами, занимающимися производством распространением материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, разработкой и внедрением новых сортов и технологий и т.п. Для этого в структуре таких фирм создаются специальные подразделения, в обязанности которых вменяется подбор потенциальных клиентов, проведение консультаций по вопросам правильного использования поставляемых фирмой ресурсов или применения предлагаемых технологий. При этом очевидно, что интересы товаропроизводителя учитываются в случае их совпадения с интересами фирмы. Основная часть услуг и обучающих мероприятий проводятся на «бесплатной» основе, то есть затраты на консультационную деятельность учитываются в цене на продукцию фирмы.

Основным источником финансовых поступлений частных консультационных служб является плата за консультационные услуги. Консультации, предоставляемые на платной основе, усиливают направленность службы на проблемы пользователей и повышают эффективность взаимоотношений между консультантом и клиентом. Клиент, оплачивая консультационные услуги, ожидает значительного эффекта от вложенных средств и предъявляет законные требования к качеству предоставляемых услуг. С другой стороны, частная консультационная служба полностью зависит от заинтересованности товаропроизводителей в получении услуг и желания платить за них. Такое положение частных служб обусловливает некоторые особенности финансирования:

  • в финансовом отношении частные службы имеют высокую степень независимости и свободы в использовании заработанных ими средств;
  • частные службы относительно отдалены от государственных институтов и, как правило, не имеют достаточно широких возможностей по привлечению других источников финансирования кроме взимания платы за услуги.

Организации, финансирующие  консультационную службу для сельских товаропроизводителей, делают это ради достижения собственных целей. Причины для вложения капитала в ИКС различны, поскольку цели этих организаций по отношению к сельскохозяйственным знаниям и системе информации различаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате перевода информационно-консультационных услуг на платную основу бремя  затрат было переложено с бюджета  государства на плечи товаропроизводителя. В то же время в большинстве  из этих стран с целью финансовой поддержки товаропроизводителя  были введены дополнительные льготы и дотации. В результате налогоплательщик, пополняющий бюджет, ничего не выиграл  и ничего не проиграл.

В чем же смысл введения платы за услуги ИКС, если в финансовом отношении все остается на своих  местах, а происходит лишь перераспределение  средств с одних статей на другие? Дело в том, что перевод службы на хозрасчет предполагает сокращение непроизводительных затрат, повышение  ответственности консультанта за качество предоставляемых услуг и, в конечном итоге, существенное повышение эффективности  работы службы. И это действительно  подтверждается на практике. Однако при  этом не следует забывать, что далеко не за все услуги товаропроизводитель  готов платить. Простая логика подсказывает, что платить следует за те услуги, которые дадут возможность получить как можно больший дополнительный доход или избежать дополнительных потерь. Поэтому консультации и другие услуги, связанные с решением, например, социальных, экологических и некоторых  других проблем остаются, как правило, вне сферы деятельности служб, работающих на хозрасчетной основе. Для того чтобы  служба была заинтересована помогать клиентам решать эти проблемы, во многих странах правительства дают соответствующий  заказ службе и финансируют выполнение этих работ из государственного бюджета.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ториков В.Е., Мальцев В.Ф., Квитко Б.И. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Брянск. 2004 г.

2. Консультационная служба  АПК. Временное положение об  информационно-консультационных центрах  федерального, регионального и районного  уровней. Москва, 2010г.

3. Михайленко И.М., Родин  А.И. Информационно-консультационное  обеспечение сельского Ленинградской области, Вып.5 М. Информагротех, 2011г.

4. Хаусман И. Разработка и реализация информационно-консультационных компаний.Ж. Информационный бюллетень, Информагротех

 

 

 


Информация о работе Принципы финансирования ИКС