Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:30, реферат
Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.
государства или работают по контрактам с государством (либо с собственным, либо с иностранным «государством-донором») и др.
Возможны различные сочетания вышеописанных вариантов. Например, бывает, когда из бюджета выплачивается зарплата консультантам государственной службы, тогда как другие текущие расходы покрываются, например, фермерской ассоциацией; а коммерчески ориентированный кооператив или компания-поставщик может «бесплатно» выслать специализированный журнал своим членам или клиентам и т.п.
Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами.
Формы организации ИКС многообразны. Можно выделить следующие модели:
Как правило, службы, организованные по любой из перечисленных моделей, используют все формы и источники финансирования, но каждая из моделей имеет свои особенности в организации финансирования.
В частности, система финансирования службы, созданной в рамках министерства и департаментов сельского хозяйства (как структурное подразделение) имеет следующие основные особенности:
В большинстве стран мира служба “extension” зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики – модель “land-grant” Университетов, – где нашла наиболее широкое распространение и развитие.
Принадлежность службы учебному заведению определяет основные особенности ее финансирования:
Наибольшее распространение модель организации службы на базе университетов нашла в США. Финансирование службы осуществляется на комбинированной основе, которая предполагает использование различных источников:
федеральный бюджет;
бюджет штата;
бюджет округа;
гранты и спонсорская помощь;
коммерческая деятельность.
Формирование бюджета информационно-консультационной службы Соединенных штатах можно проследить на примере ИКС штата Айова.
Информационно-консультационные службы, созданные на основе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций (например, в Дании и на Тайване), также имеют ряд особенностей финансирования:
Последние десятилетия широкое распространение получило оказание консультационных услуг коммерческими фирмами, занимающимися производством распространением материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, разработкой и внедрением новых сортов и технологий и т.п. Для этого в структуре таких фирм создаются специальные подразделения, в обязанности которых вменяется подбор потенциальных клиентов, проведение консультаций по вопросам правильного использования поставляемых фирмой ресурсов или применения предлагаемых технологий. При этом очевидно, что интересы товаропроизводителя учитываются в случае их совпадения с интересами фирмы. Основная часть услуг и обучающих мероприятий проводятся на «бесплатной» основе, то есть затраты на консультационную деятельность учитываются в цене на продукцию фирмы.
Основным источником финансовых поступлений частных консультационных служб является плата за консультационные услуги. Консультации, предоставляемые на платной основе, усиливают направленность службы на проблемы пользователей и повышают эффективность взаимоотношений между консультантом и клиентом. Клиент, оплачивая консультационные услуги, ожидает значительного эффекта от вложенных средств и предъявляет законные требования к качеству предоставляемых услуг. С другой стороны, частная консультационная служба полностью зависит от заинтересованности товаропроизводителей в получении услуг и желания платить за них. Такое положение частных служб обусловливает некоторые особенности финансирования:
Организации, финансирующие консультационную службу для сельских товаропроизводителей, делают это ради достижения собственных целей. Причины для вложения капитала в ИКС различны, поскольку цели этих организаций по отношению к сельскохозяйственным знаниям и системе информации различаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате перевода информационно-консультационных услуг на платную основу бремя затрат было переложено с бюджета государства на плечи товаропроизводителя. В то же время в большинстве из этих стран с целью финансовой поддержки товаропроизводителя были введены дополнительные льготы и дотации. В результате налогоплательщик, пополняющий бюджет, ничего не выиграл и ничего не проиграл.
В чем же смысл введения
платы за услуги ИКС, если в финансовом
отношении все остается на своих
местах, а происходит лишь перераспределение
средств с одних статей на другие?
Дело в том, что перевод службы
на хозрасчет предполагает сокращение
непроизводительных затрат, повышение
ответственности консультанта за качество
предоставляемых услуг и, в конечном
итоге, существенное повышение эффективности
работы службы. И это действительно
подтверждается на практике. Однако при
этом не следует забывать, что далеко
не за все услуги товаропроизводитель
готов платить. Простая логика подсказывает,
что платить следует за те услуги,
которые дадут возможность
1. Ториков В.Е., Мальцев В.Ф., Квитко Б.И. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Брянск. 2004 г.
2. Консультационная служба
АПК. Временное положение об
информационно-
3. Михайленко И.М., Родин
А.И. Информационно-
4. Хаусман И. Разработка и реализация информационно-консультационных компаний.Ж. Информационный бюллетень, Информагротех