Принципы построения, элементы, перспективы развития банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Поставленная цель определяет следующие задачи диплома:
- Рассмотреть теоретические аспекты построения банковской системы
- Показать роль Банка России в современной банковской системе РФ
- Проанализировать развитие банковского сектора в 2008-2009 г. и рассмотреть основные проблемы развития банковского сектора и пути их решения

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность российской банковской системы и ее роль в экономике страны
1.1. Понятие, структура и функции банковской системы России
1.2. Характеристика основных элементов банковской системы России
Глава 2. Роль Банка России в банковской системе России
2.1. Центральный банк РФ, основные цели, деятельность и функции
2.2. Центральный банк России и его денежно-кредитная политика
Глава 3. Проблемы и перспективы развития банковской системы России
3.1. Анализ банковского сектора России в 2008-2009 г

Файлы: 1 файл

Финансовый факультет.docx

— 128.29 Кб (Скачать файл)

Как уже упоминалось, возможны два направления денежно-кредитного регулирования. Первое - стимулирование кредита и денежного предложения, т.е. кредитная экспансия, или политика «дешевых денег». Второе - сдерживание  кредита и денежной эмиссии, т.е. кредитная рестрикция, или политика ”дорогих денег”. Классическими и  главными инструментами проведения денежно-кредитной политики являются:

  • дисконтная политика (изменение ставки рефинансирования);
  • регулирование банковских резервов (изменение норм обязательных резервов);
  • операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые  решает центральный банк на том или  ином этапе развития страны. Так, в  современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и  США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения  расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг10.

График 2.1

Динамика изменения  ставки рефинансирования с 2002 по 2009 год11

Формулировка понятия  рефинансирования в Федеральном  законе от 27 июня 2002 года "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций” 12.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный  банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении  кредита коммерческими банками  увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более  того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень  дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных  ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании  с деятельностью центрального банка  на открытом рынке.

Большинство центральных  банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования  используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть  денежных средств банка, которую  они в соответствии с законодательством  обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы  относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований.

  • текущее регулирование банковской ликвидности;
  • текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Исторически возникновение  системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность выполнения взятых на себя обязательств перед  вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед  вкладчиками и кредиторами как  непосредственно, так и путем  кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль – обеспечивать регулирование  объема выдаваемых ссуд и эмиссии  кредитных денег, что стало возможным  при законодательном закреплении  права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного  резервирования.

В современных нормативных  документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством  этой системы стабильности ставок денежного  рынка и на регулирование структурной  ликвидности банковской системы.

Система обязательного  резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта  в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положения  Центрального банка Российской Федерации  от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что  резервные требования применяются  в целях регулирования общей  ликвидности банковской системы  и контроля денежных агрегатов посредством  снижения денежного мультипликатора13.

Важным элементом  механизма обязательного резервирования является определения состава резервируемых  обязательств.

Состав резервируемых  обязательств охватывает следующие  виды привлеченных ресурсов14:

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;
  • депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
  • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
  • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;
  • выпущенные банком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
  • остатки средств на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы к оплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.);

Одним из элементов  системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент  непосредственно отражает процесс  регулирования денежной массы и  ликвидности банковской системы.

Снижение нормы  резервирования связывается с необходимостью расширять денежную массу посредством  активизации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы  резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов  и необходимостью в этой связи  уменьшить денежную массу посредством  кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение  кредитной эмиссии увеличением  нормы резервирования не должно приводить  к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Норма обязательного  резервирования как инструмент денежно-кредитной  политики регулирует не только объем  денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.

Так 01 мая 2009 года Совет  директоров Банка России принял решение  об изменении обязательных резервных  требований. Как сообщает ЦБ РФ, с 1 мая 2009 г. нормативы обязательных резервов будут повышены до 1% по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств 15.

Денежно-кредитная  политика ЦБ РФ ориентирована на поддержание  наиболее оптимальной структуры  денежной массы на рынке, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Дифференциация  норм обязательного резервирования в зависимости от видов депозитов  обусловлена необходимостью регулировать динамику развития отдельных депозитов. Установление более высокой ставки резервирования по вкладам до востребования  по сравнению со срочными и сберегательными  вкладами стимулирует развитие последних.

Установление высоких  ставок на вклады в иностранной валюте направлено на сдерживание притока  капиталов из-за границы и вложений банками своих ресурсов в иностранную  валюту.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее  время являются в мировой экономической  практике основным инструментом денежно-кредитной  политики.

Операции на открытом рынке – сделки по покупке или  продаже ценных бумаг центральным  банком на открытом рынке16. Под открытым рынком понимается совокупность финансовых посредников (банков, страховых, инвестиционных компаний и пр.), совершающих операции с государственными ценными бумагами. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают  прямое воздействие на объем свободных  ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета, и таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный  банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских  счетов оплачивают такую покупку, тем  самым сокращают свою кредитные  возможности, связанные с эмиссией денег.

В Федеральном законе от 27 июня 2002 года "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" в главе VII статья 39 приводятся следующая формулировка операций на открытом рынке17: “Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки”.

В развитых странах, имеющих высоколиквидный рынок  государственных ценных бумаг, операции на открытом рынке являются основным инструментом денежно-кредитной политики. В США, к примеру, рынок казначейских векселей (Treasure bills) является наиболее ликвидным и характеризуется большим объемом торгов. Это дает возможность Федеральной резервной системе проводить сделки, оказывающие воздействие на динамику денежной базы, но не влияющие на цену и доходность векселей. В развивающихся экономиках, в которых финансовый рынок недостаточно развит, эффективность подобных операций более ограничена.

Кроме рассмотренных  выше традиционных денежно-кредитных  инструментов в рамках денежно-кредитной  политики могут также устанавливаться  ориентиры роста денежной массы  и осуществляться валютное регулирование.

Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывают множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в ВВП, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной формой валютного регулирования ЦБ РФ является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курс национальной валюты ЦБ РФ центральный банк продает иностранную валюту, для снижения – скупает ее в обмен на национальную валюту. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты у его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной.

Информация о работе Принципы построения, элементы, перспективы развития банковской системы РФ