Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 01:18, контрольная работа
Описание работы
Центральное место в социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………...3 1. Социальная политика в России: сущность, объекты, источники финансирования……………………………………………………………...... 4 2. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения………………………………………………………………………..7 3. Финансирование специальных программ и мероприятий в России…… ...9 4. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения…10 Заключение……………………………………………………………………..12 Список используемой литературы…………………………………………....14
1. Социальная политика
в России: сущность, объекты, источники
финансирования……………………………………………………………......
4
2. Расходы бюджета на социальное
обслуживание и социальную поддержку
населения………………………………………………………………………..7
3. Финансирование специальных
программ и мероприятий в России…… ...9
4. Проблемы финансирования
социальных расходов и пути их решения…10
Заключение……………………………………………………………………..12
Список используемой литературы…………………………………………....14
Введение
Центральное место в социально
ориентированной экономики государства
является деятельность по социальной
защите всех слоев общества и по выработке
стратегии эффективной социальной политики.
Формой ее реализации выступает фактический
образ действий государства, воплощенный
в социальную политику, которая охватывает
все сферы экономических отношений в стране.
Одним из важнейших направлений его деятельности
является регулирование занятости и стимулирование
высококвалифицированного и производительного
труда и, как следствие, увеличения национального
дохода.
Важнейшим инструментом регулирования
развития социальной политики является
бюджет. Необходимость образования бюджетных
ресурсов непосредственно вытекает из
осуществления государством специфических
функций. Имеется в виду потребность финансирования
затрат на содержание работников социальной
сферы, а также на развитие социальной
политики и объектов ее инфраструктуры.
1. Социальная политика
в России: сущность, объекты, источники
финансирования
Под социальной политикой понимают
совокупность мер, направленных на удовлетворение
государством социальных потребностей
населения, поддержание приемлемого для
страны уровня жизни, корректировку резких
различий в доходах и потреблении населения,
предоставление населению социальных
услуг, обеспечение закрепленных в основном
законе страны социальных гарантий. Социальная
политика составляет одну из важнейших
сфер деятельности любого государства
и рассматривается в качестве инструмента
управления социально-экономическим развитием
общества. На обеспечение социальной политики
государство направляет средства за счет
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации, местных бюджетов
муниципальных образований, а также государственных
внебюджетных фондов.
Расходы бюджета на обеспечение
социальной политики можно классифицировать
следующим образом:
1) пенсии;
2) стипендии;
3) пособия семьям, имеющим
детей;
4) пособия по безработице;
5) государственное обеспечение
детей - сирот;
6) государственное обеспечение
заключенных;
7) материальная помощь
в виде дополнительных выплат;
8) натуральная помощь
в виде предметов первой необходимости
и продуктов;
9) оказание социальной
услуги на дому;
10) бесплатное питание;
11) бесплатное лечение;
12) бесплатное или льготное
предоставление лекарств и протезно-ортопедических
изделий;
13) льготная оплата коммунальных
услуг;
14) бесплатное или льготное
обучение или переобучение;
15) ночное проживание бездомных;
16) бесплатный или льготный
проезд на общественном транспорте;
17) финансирование предприятий
с целью организации рабочих мест
для инвалидов 1
В социальной сфере господствующее
положение занимает государственный сектор
(в отличие от экономики, где главные функции
выполняют рыночные структуры). В зависимости
от величины государственного сектора
в той или иной стране социальная политика
имеет свои особенности. На практике это
выражается в разных масштабах социальной
политики государства.
Экономическую базу социальной
политики государства составляет перераспределение
индивидуальных доходов населения через
государственный бюджет. Изымая часть
доходов населения в виде, налогов ,частично
возвращается государством населению
в виде денежных выплат по различным социальным
программам. При этом практикуется дифференцированный
подход ,как к налогообложению, так и к
социальным выплатам лицам, находящимся
в различном материальном положении. В
результате социальной политики государства
смягчаются различия в уровне доходов,
так как происходит перераспределение
личных доходов от более обеспеченных
слоев населения к менее обеспеченным,
нетрудоспособным (пенсионерам, больным,
инвалидам). 2
Содержание социальной политики
зависит от избранной модели развития.
В настоящее время для индустриальных
стран характерны три таких модели: либеральная,
корпоративная, и социально-демократическая.
Основными чертами либеральной
модели являются следующее: минимальное
вмешательство государства в рыночные
отношения; небольшая доля государственных
расходов в ВВП; ограниченность размера
и времени выплаты социальных трансфертов;
обязательная проверка нуждаемости в
поддержке; необязательность и небольшой
охват населения социальным страхованием;
частный характер функционирования большинства
организаций, предоставляющих социальные
услуги, и т.д.
Социально-демократическая
модель характеризуется всеобъемлющей
ролью государства, которое не только
устанавливает социальный порядок в стране
путем издания законов, но и является их
исполнителем, беря тем самым на себя ответственность
за благополучие своих граждан. Основа
финансирования социальной сферы при
этой модели - государственный бюджет.
Оказание социальных услуг - прерогатива
государственных организаций. Отличительной
чертой данной модели служит необязательная
проверка нуждаемости граждан в социальной
поддержке.
Характерными чертами корпоративной модели социальной
политики являются достаточно высокая
степень присутствия государственного
сектора в экономике, а также координирующая
роль государства, которое определяет
порядок перераспределения доходов, дает
экономические гарантии, возлагая на предприятия
реализацию социальных законов (прежде
всего это касается системы социального
страхования и социального партнерства,
охватывающих работающее население). Эта
модель присуща Германии и больше чем
другие соответствует принципам построения
государства "социального рыночного
хозяйства", которое провозглашено
Конституцией РФ. Однако нельзя не отметить,
что экономическая политика в нашей стране
после принятия Конституции РФ неоднократно
корректировалась. 3
2. Расходы бюджета
на социальное обслуживание и социальную
поддержку населения
Любой гражданин, оказавшийся
в сложной жизненной ситуации, имеет право
на социальную защиту, которая реализуется
по двум направлениям: социального обслуживания
и предоставления мер социальной поддержки.
Полномочия в сфере социального обслуживания населения
федеральным законодательством возложены
на субъекты РФ. Социальное обслуживание
представляет собой деятельность по оказанию
нуждающимся гражданам различных видов
услуг па дому или в учреждениях социального
обслуживания бесплатно или на льготной
основе. К числу таких услуг относится
уход, организация питания, содействие
в получении медицинской, правовой, социально-психологической
и натуральных видов помощи, содействие
в организации ритуальных услуг и т.д.
Система социального обслуживания включает в себя:
1. Нестационарное социальное
обслуживание
социальное обслуживание на
дому;
социально-медицинское обслуживание
на дому;
срочное социальное обслуживание;
социально-консультативная
помощь;
2. Полустационарное социальное
обслуживание в отделениях дневного, ночного
пребывания;
3. Стационарное обслуживание
в социальных учреждениях социального
обслуживания (дома-интернаты, пансионаты,
и др.).
Средства учреждений социального
обеспечения направляются на:
1) на выплату:
пенсий по возрасту, в том числе
для работающих пенсионеров, по инвалидности,
по случаю потери кормильца, за выслугу
лет, социальных пенсий;
пособий по социальному страхованию
(пособия по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, по случаю рождения
ребенка, на погребение);
расходов на оздоровление трудящихся
(санаторно-курортное лечение и отдых
трудящихся и их детей, дотации на содержание
санаториев-профилакториев, детских оздоровительных
лагерей и детско-юношеских спортивных
школ);
ежемесячных пособий и надбавок
к ним семьям, воспитывающим детей;
ежемесячных пособий по уходу
за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом
в возрасте до 16 лет, пенсионером, достигшим
80-летнего возраста;
ежемесячных пособий на детей
в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом
иммунодефицита человека или больных
СПИДом;
Дополнительными внебюджетными
источниками финансирования учреждений
и предприятий государственного сектора
социального обслуживания являются:
средства государственных внебюджетных
фондов;
благотворительные взносы и
пожертвования;
другие источники, не запрещенные
федеральным и областным законодательством.
Под мерами социальной поддержки понимается
комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая
при определенных условиях отдельным
категориям населения для повышения их
социальной защищенности.
Таким образом, формы и методы
планирования и финансирования расходов
на реализацию социальной политики зависят
от целого комплекса факторов, включая
виды расходных обязательств, источники
их финансирования, систему межбюджетных
отношений.
Социальная политика
должна быть эффективной, отвечать принципу
адресности, равенства, что предполагает
поддержание установленных стандартов,
включает в себя помощь малообеспеченным,
социальную интеграцию. Важнейшая роль
в финансовом обеспечении мероприятий
социальной политики отведена федеральному
и региональным бюджетам.
3. Финансирование
специальных программ и мероприятий в
России
В настоящее время в РФ осуществляется
финансирование следующих специальных
программ и мероприятий по обеспечению
социальной политики:
программы и мероприятия по
социальной поддержке ветеранов и пожилых
людей;
программы социальной поддержки
инвалидов;
социальное обслуживание;
государственная адресная социальная
помощь и др.
Также с 1.01.2007г.
вступил в силу закон о материнском капитале.
Данным законом определено такое понятие,
как материнский семейный капитал, получить
который имеют право семьи, родившие (или
усыновившие) второго или последующего
ребенка после 1 января 2007 года.
Получить материнский
(семейный) капитал можно только один раз.
Сумма материнского (семейного) капитала
первоначально была установлена 250 тыс.
руб. Действующим законодательством предусмотрена
его индексация с учетом темпов инфляции.
На 2009 год размер материнского (семейного)
капитала составляет 312162,50 рублей.
Значительное место
в расходах федерального бюджета на осуществление
социальной политики занимает финансирование
федеральных программ "Дети-сироты",
"Дети-инвалиды", "Дети Севера",
"Планирование семьи", "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
"Организация летнего отдыха детей"
и др.
Разработана концепция
федеральной целевой программы "Дети
России" на 2007 - 2010 годы, где основное
внимание уделено детям из социально -
неблагополучных семей, их здоровью и
благополучному развитию.
Важной статьей данного раздела,
составляющей почти 70% от всех расходов
раздела, являлось "пенсионное обеспечение".
Рост расходов на пенсии и пособия за счет
федерального бюджета во многом обусловлен
переводом натуральных льгот в денежную
форму.
4. Проблемы финансирования
социальных расходов и пути их решения
Государственная система социальной
защиты в России включает пенсионные пособия,
пособия по безработице, пособия многодетным
семьям, пособия по болезни, пособия по
уходу за ребенком и жилищные пособия.
Пособий по бедности в явной форме не существует;
вместо этого имеются многочисленные
категории пособий и льгот, выражающихся
как в денежной, так и в натуральной форме,
однако они почти не предусматривают адресную
помощь малоимущим. Кроме того, имеются
неофициальные источники поддержки - от
приусадебных участков, на которых выращиваются
продукты питания, до помощи семьям со
стороны друзей и родственников.
Официальная система социальной
защиты поглощает около 12 процентов ВВП
и обеспечивает до 30 процентов семейного
дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий
по болезни и по уходу за ребенком, а также
пособия по безработице финансируется
из внебюджетных фондов, а также налогов
с заработной платы, в настоящее время
составляющих 34 процента от общего фонда
заработной платы. Выплаты семьям являются
универсальным пособием, которое финансируется
за счет поступлений в местные бюджеты,
наряду с федеральными трансфертами. Такие
трансферты поступают в виде безусловных
грантов общего назначения, охватывающих
целый ряд государственных обязательств,
среди которых пособия семьям являются
приоритетной (но не обязательной) статьей.
Жилищные пособия, а также пособия и льготы
специального назначения финансируются
полностью из местных источников.
Существующая система оказалась
неспособной в полной мере справиться
с требованиями и, несмотря на многочисленные
структурные изменения, по-прежнему не
обеспечивает адекватную защиту малоимущих
и уязвимых слоев населения.