Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы
1.3 Финансовое регулирование социальных процессов
Глава 2. Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ
2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов
2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база
2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансы (курсовая).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов

1.1 Сущность понятия финансовое регулирование

1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы

1.3 Финансовое регулирование социальных процессов

Глава 2.  Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ

2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов

2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база

2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из ключевых проблем общественного развития является вопрос об определении места и роли государства в системе воспроизводства. Особую значимость его решение приобретаете период трансформационного реформирования сложившейся социально-экономической модели. Именно такие радикальные преобразования проводятся в современной России.

Становление рыночных отношений в нашей стране происходит в условиях глубокого системного кризиса отечественной модели воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособностьбольшей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, сохраняющаяся опасность мощных инфляционных процессов, беспрецедентное для мирного времени сокращение потребления и обнищание основной массы населения, опасная степень поляризации российского общества, минимизация ресурсных возможностей для реализации государственных функций, масштабный рост внутреннего и внешнего долга Российской Федерации - все это обусловливает настоятельную необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой, актуализирует наличие критериев конструктивности действий законодательных и исполнительных органов власти. Новый механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на корректировку рыночного равновесия в случаях, когда последнее не соответствует общественному благополучию, он должен обеспечить возможность производства общественных товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны.

Реализация объективно существующей потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит грамотного финансового регулирования системы.

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.

Объектом исследования выступила система финансового регулирования социально-экономических процессов в Российской Федерации и за рубежом.

Предметом исследования явились: финансовые отношения; финансовая политика государства; правовое и методическое обеспечение процесса управления финансами.

Методологическую основу исследования составили: диалектический способ познания; системный подход; принципы формальной логики; методы экономического анализа и синтеза; приемы индуктивного и дедуктивного изучения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «финансовое регулирование».

2. Описать финансовые регуляторы социально-экономической сферы.

3. Изучить финансовое регулирование социальных процессов.

4. Выявить специфику отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.

5. Изучить организацию финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовую базу, выявить проблемы в данной сфере.

6. Предложить мероприятия по совершенствованию процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области экономики и финансов; законодательные акты Российской Федерации, решения органов представительной и исполнительной власти национально-государственных образований и местного самоуправления по вопросам экономического регулирования и управления финансами; нормативно-методические и инструктивные материалы центральных и местных экономических органов; документы комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней по финансовым вопросам.

 

 


Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов

 

1.1 Сущность понятия финансовое регулирование

 

Анализ точек зрения современных авторов относительно содержания термина «финансо­вое регулирование» показал, что в экономичес­кой литературе нет однозначного подхода к рас­смотрению данного феномена, однако наиболее часто говорится о финансовом регулировании социально­-экономических процессов и о при­оритетной роли государства в данной сфере (табл. 1).

Таблица 1. – Интерпретация термина «финансовое регулирование» современными российскими авторами

Автор

Сущность понятия

Романовский М.В.

Финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов;  к финансовым регуляторам относятся государственные расходы, налоги и неналоговые платежи, доходы государственных внебюджетных фондов, финансовые льготы и санкции, система государственного регулирования государственных монополий, государственный кредит во всех формах.[1]

Позднякова Т.А.

Финансовое регулирование – это организуемая государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе удовлетворение потребностей общества как на микро- так и на макроуровне. Это предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок, ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения  системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.[2]

Грязнова А.Г.

Под финансовым регулированием понимается воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других[3].

Барулин С.В.

Финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность органов государственной (муниципальной) власти и менеджмента организаций по воздействию на различные объекты регулирования путем принятия финансовых регулирующих мер с целью достижения стратегических целей и решения тактических задач финансовой политики[4].

Барышникова Н.Л.

Финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и органов управления организаций по воздействию на экономику. Отдельные отрасли и структуру через совокупность элементов финансовых форм, методов, механизмов государственного и корпоративного стимулирования или сдержания[5].

 

Неоднозначность трактовки тех или иных понятий – характерная особенность современ­ного этапа формирования отечественной тео­рии финансового регулирования. Единства взглядов сегодня не наблюдается в подходах и к определению данного регулирования, и к выде­ лению его структурных элементов. Причем, судя по доступным источникам, попытки эти немногочисленны. На фоне повышенного вни­мания к проблемам государственного регули­рования в целом и к рассмотрению различных аспектов его финансовой составляющей это выглядит достаточно парадоксально.

Обобщив различные интерпретации понятия «финансовое регулирование», можно сказать, что это – процесс целенаправленного и последовательного применения государством и хозяйствующими субъектами совокупности форм и методов финансового воздействия стра­тегического и практического характера на со­циально­-экономические объекты или процессы для оказания действенного влияния на микро– и макроэкономическое равновесие и поступа­тельное развитие экономики на каждом конк­ретном этапе ее функционирования. Финансо­вое регулирование представляет собой органи­зованную государством и хозяйствующими субъектами деятельность по эффективному ис­пользованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров вос­производства. В самом общем смысле целью финансового регулирования является установ­ление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро– и макроуровнях экономики.

 

1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы

 

Государственное регулирование в развитых странах не исключает действия механизмов саморегулирования, а напротив, призвано дополнить и скорректировать их действие так, чтобы в экономике соблюдался баланс интересов государства, субъектов хозяйства, населения. И саморегулирование, и государственное регулирование производится прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Прямое регулирование реализуется через нормативно-правовые акты (различного уровня), а экономическое - через все сферы и звенья финансово-кредитной системы. 

В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.

Однако действие косвенных элементов регулирования может (и должно) дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.

По мнению ряда исследователей в рыночной экономике преобладают экономические, а не административные регуляторы. Финансово-кредитная система представляет богатый арсенал финансовых и денежно-кредитных инструментарий регуляторов государственного регулирования. В связи с этим можно выделить основные финансовые регуляторы,  используемые в процессе финансового регулирования:

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;

- финансовые льготы и санкции;

- эксплуатационные расходы бюджетных организаций;

- общие и целевые субсидии для государственных заказов;

- доходы и расходы внебюджетных фондов;

- доходы и расходы государственных предприятий.

В мировой практике в зависимости от преобладания той или иной группы регуляторов различают две модели регулирования, названия которых соответствует лежащим в их основе научным концепциям: кейнсианскую и неоклассическую. "Вариант преобладания финансовых мер принято называть кейнсианской экономической политикой. Политика, в которой упор сделан на кредитно-денежный механизм, получила в экономической науке название «монетаризма».

Практика реализации экономического регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений. В зависимости от конкретных особенностей того или иного периода и задач, стоящих перед правительством, используются либо преимущественно монетарные (точнее сказать, базирующиеся на монетаризме или других неоклассических теориях), либо кейнсианские методы регулирования. Если экономика находится в затянувшейся депрессии, падение экономического роста сопровождается массовой безработицей и социальными потрясениями, имеет место необходимость структурных изменений в экономике, применяются кейнсианские методы регулирования. Если экономика подвержена инфляции или стагфляции, разбалансированию денежного обращения, нестабильности национальной валюты, хроническому бюджетному дефициту, то господствуют неоклассические методы регулирования.

Моделям регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования. Следовательно, государственное регулирование - это динамичная система, зависимая от конъюнктурных колебаний.

Государственное воздействие на спрос и предложение сегодня чаще используется не в макроэкономическом регулировании, а для регулирования рынков отдельных товаров или услуг. При этом регулирование некоторых рынков (таких как денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.) оказывает заметное макроэкономическое влияние. Поэтому на таких рынках допустимым считается не только регулирование, но и финансовая поддержка или создание специфического правового режима, например протекционизм по отношению к отечественным производителям финансовых услуг, или отраслям промышленности, дающим наибольший вклад в обеспечение занятости.

Информация о работе Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ