Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансового регулирования социально-экономических процессов
1.1 Сущность понятия финансовое регулирование
1.2 Финансовые регуляторы социально-экономической сферы
1.3 Финансовое регулирование социальных процессов
Глава 2. Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ
2.1 Специфика отечественного механизма финансового регулирования социально-экономических процессов
2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база
2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансы (курсовая).doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Организация финансового контроля в системе финансового регулирования в РФ и его правовая база

 

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать фактического положения дел поставленным целям и задачам. Метод контроля – это элемент системы контроля, который формирует совокупность способов, приемов и средств проверки, оценки и анализа состояния объекта контроля.

Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. «С точки зрения теории финансов, финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений…». Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.

В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

Законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют внешний государственный финансовый контроль (парламентский контроль) через специальные контрольные органы: Счетную палату РФ; контрольные палаты субъектов РФ и контрольные комиссии органов местного самоуправления. Внешний государственный финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти (административный контроль), осуществляется Министерством финансов РФ через Федеральную налоговую службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а также финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

В общей системе внешнего государственного финансового контроля верховенствует парламентский контроль, при котором законодательные (представительные) органы власти создают свои собственные и независимые контрольные органы (контрольно-счетные палаты) для внешнего контроля (аудита) деятельности органов исполнительной власти по формированию и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что, согласно законодательству при внешнем контроле (аудите) законодательные (представительные) органы государственной власти имеют право: на получение от органов государственной исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении; утверждение (неутверждение) отчетов об их исполнении и т.д.

Единый государственный финансовый контроль в РФ должен функционировать на всех уровнях властной иерархии, подчиняясь общим для всех элементов системы требованиям и процедурам. И тот факт, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не относятся к органам государственной власти, на наш взгляд, не дает никаких оснований вывести муниципальный финансовый контроль за пределы единой системы государственного финансового контроля. Во-первых, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), будучи финансовой базой обеспечения деятельности, органов местного самоуправления, являются составной частью бюджетной системы РФ, основополагающим принципом которой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является принцип единства. Во-вторых, основная часть расходов социальной сферы (образование, здравоохранение и др.) страны финансируются за счет местных бюджетов. В-третьих, для всех видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы РФ, бюджетным законодательством установлены единые принципы и процедуры, в соответствии с которыми осуществляется бюджетный процесс, объединяющий несколько стадий, заключительной из которых является контроль. Соответственно, и финансовый контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета, региональных бюджетов, местного бюджета – это все составные части единой системы государственного финансового контроля, которые должны осуществляться на всех уровнях власти соответствующими органами как внешнего, так и внутреннего контроля.

Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов государственного финансового контроля, в качестве одной из задач выделяют контроль за законностью, эффективностью, рациональностью, целесообразностью использования средств бюджета, внебюджетных фондов и государственной собственности. Если понятие нецелевого использования бюджетных средств достаточно четко определено в Бюджетном кодексе (ст. 289)[8] и нормативных актах Министерства финансов РФ как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения, то вопрос о толковании понятий рациональности, эффективности, экономности до конца не решен.

На практике под рациональным использованием бюджетных средств принято понимать выбор наилучшего из нескольких предложенных вариантов выполнения поставленной задачи или решения какой-либо проблемы. В таком случае средства, потраченные на реализацию наилучшего варианта, можно признать использованными оптимально. Но показатели эффективности и рациональности использования бюджетных средств не всегда совпадают. Возможны следующие варианты их оценки:

– вариант первый – рациональное и эффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, соблюден принцип эффективности бюджетных средств);

– вариант второй – рациональное, но неэффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, но принцип эффективности использования бюджетных средств не соблюден);

– вариант третий – не рациональное, но эффективное (принцип эффективности бюджетных средств соблюден в рамках выбранного пути решения, но он не является наилучшим среди имеющихся);

– вариант четвертый – нерациональное и неэффективное (кроме того, что выбранный путь не представляется самым оптимальным, при его реализации не был соблюден принцип эффективности использовании бюджетных средств)[9].

Проблема организации эффективной системы государственного финансового контроля в современной России носит многогранный характер. Она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-экономического, методологического, правового, методического, морально-нравственного и инструментального характера. Данная проблема должна решаться путем создания теоретической, методологической правовой базы, разработки концептуальных подходов по формированию единой системы государственного финансового контроля, принятия по нему общефедерального закона, а также путем применения соответствующих правовых норм и механизмов для оценки результативности и эффективности контрольной работы на всех уровнях властной иерархии. Вместе с тем реальное решение обозначенной проблемы возможно только в условиях изменения курса социально-экономической политики государства, повышения роли государственного регулирования и оздоровления морально-нравственного климата в обществе.

 

2.3 Совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы

 

Для обеспечения стабильности финансового положения страны, помимо уменьшения, а в перспективе ликвидации дефицита финансовых ресурсов, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению на совместной основе объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этих целей в общегосударственных фондах. Соответствие между поступлением и расходованием финансовых ресурсов страны в целом (а не только консолидированного бюджета) должно служить одним из важнейших критериев рациональности того или иного варианта социально-экономической политики. В случае превышения прогнозируемого объема затрат над финансовыми ресурсами должны предусматриваться меры, направленные на корректировку структуры производства, распределения и использования общественного продукта.

Формирование нового механизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменение пропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Оно предполагает принципиальный пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования финансового перераспределения. Мера их соответствия потребностям материального производства и социального развития, их способность адаптироваться к реальной ситуации в условиях изменения общественных приоритетов относится к критериям, позволяющим оценивать эффективность функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.

При установления конкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным должен быть анализ экономических затрат и выгод от различных перераспределительных систем, их соотношение с общественными потерями и поиск способов компенсации последних. В частности, при принятии решений об увеличении налогов более предпочтительна, ориентация на налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения в комплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества, это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений. Практическая реализация данного предложения предполагает разработку нормативных критериев порога бедности и малообеспеченное населения России, учитывающих дифференциацию характера нуждаемости по основным социально-демографическим группам; применение различных видов помощи (денежной, натуральной, социальной, психологической); проведение обоснованной проверки нуждаемости. Отправной установкой осуществления долгосрочной государственной программы борьбы с бедностью должно стать положение о том, что чистая заработная плата низкооплачиваемых и минимальный уровень социальных выплат гражданам уже в ближайшей перспективе будут максимально приближены к рациональному прожиточному минимуму.

Движение к новому качеству экономического роста невозможно без проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом концепции ее вывода из кризиса является смена капиталоемкой модели развития на трудоемкую н, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, приспособления ее к структуре инвестиционного спроса, проведения конверсии военного производства, создания новой экспортной базы и повышения эффективности использования ресурсов.

Одна из главных проблем реформирования финансового механизма -создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и административно-территориальных образований. В основе разработки комплекса соответствующих рекомендаций, лежит целевая установка на сдерживание и выравнивание региональных и демографических диспропорций.

Критериями выбора конкретных средств финансового воздействия должна быть их способность, во-первых, обеспечить оптимальное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства; во-вторых, поддерживать стабильную социальную защищенность граждан; в-третьих, открывать простор для инициативы и предприимчивости каждому субъекту хозяйствования. Чтобы финансовые регуляторы не снижали стремления предпринимателей и отдельных работников к росту конечных результатов деятельности, государство должно систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектами и гражданами и доходами, идущими на образование централизованных фондов. Кроме того, в целях доведения принципа материальной заинтересованности до каждого участника воспроизводственного процесса, государству необходимо обеспечить их относительное экономическое равенство, а также добровольность использования товаропроизводителями отдельных финансовых регуляторов. Думается, это предполагает:

- создание экономико-правовых условий полной возмездности причиненного ущерба в случае нарушения субъектами финансовых отношений своих обязательств. Имеется в виду разработка системы штрафных санкций за невыполнение обязательств по платежам физических и юридических лиц в бюджет и в общегосударственные внебюджетные фонды, за необоснованное изъятие государственными структурами доходов у субъектов воспроизводства, а также за несвоевременное и неполное предоставление им государственных средств в соответствии с законодательными актами. Материальная ответственность всех участников за нарушение установленных финансовым законодательством процедур - это обязательное условие обеспечения экономического равенства в обществе;

- наличие системы льгот при финансировании и налогообложении заранее установленного круга мероприятий или условий хозяйствования. Применение данного принципа, особенно в процессе формирования бюджетных доходов, подразумевает определенную добровольность участия товаропроизводителей в выборе деятельности, дающей право на льготы, способствует формированию фондов денежных средств исходя из коммерческих интересов их владельцев;

Информация о работе Проблемы финансового регулирования социально-экономических процессов в РФ