Проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в социальной защите населения РФ.
В рамках достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать особенность функционирования социальной защиты населения в РФ;
охарактеризовать роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения РФ;
обозначить состав и структуру доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ
1.1 Понятие, функции и принципы социальной защиты населения
2. Структура доходов бюджета фонда социального страхования
2.1 Структура расходов бюджета фонда социального страхования
3. Проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальное страхование в государственной социальной защите населения.docx

— 50.16 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Федеральным  законом от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования" основными принципами осуществления  обязательного социального страхования  в РФ являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ);
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов (в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ);
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования. [2]

В организационную структуру  Фонда социального страхования  входят региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территориях субъектов  Российской Федерации. Фонд и его  региональные отделения являются юридическими лицами. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения  Фонда.

Правовой основой функционирования обязательного социального страхования  являются федеральные законы и нормативно-правовые акты.

Важнейшими из них являются:

  • Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования”;
  • Закон Российской Федерации от 28.06.91 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;
  • Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
  • федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Правовая основа социального  страхования базируется и на международных  правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года, статьи 22 и 25). Кроме  того, Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный  жизненный уровень для него и  его семьи, включающий достаточное  питание, одежду и жилище, и на непрерывное  улучшение условий жизни, и обязуется  принять надлежащие меры к обеспечению  осуществления этого права. Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей.

 

2.1 Структура доходов бюджета  фонда социального страхования

 

Бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

В бюджет Фонда социального  страхования подлежат зачислению следующие  доходы:

налоговые доходы:

единый социальный налог (с 01.01.2010 года ЕСН заменяется взносами в государственные внебюджетные фонды)

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами  бюджетной системы РФ, поступающие  от уплаты налогов по нормативам установленным в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

Неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени, штрафы по взносам  в Фонд социального страхования  РФ;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда;

штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования  РФ;

прочие поступления. [10]

В соответствии с федеральным  законом "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 № 213-ФЗ, вступающий в силу с 01.01.2010 года. Закон вносит изменения в законодательство Российской Федерации в связи с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога и введением, в том числе, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вместе с отменой ЕСН  отменена и регрессивная шкала уплаты налога.

При этом база для начисления страховых взносов в отношении  каждого физического лица устанавливается  в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Таким образом, в 2010 году максимальная налоговая нагрузка по каждому сотруднику для обычной организации составит 107 900 (415 000 * 26%), для организаций применяющей  спецрежимы: 58100 (415 000 * 14 %).

В 2010 году общего изменения  ставок не будет, они останутся на прежнем уровне, а с 1 января 2011 года ставка вырастет уже до 34%. Основным последствием отмены ЕСН и замены его на взносы во внебюджетные фонды  для предприятий малого и среднего бизнеса можно признать увеличение налоговой нагрузки. [13]

 

2.2 Структура расходов бюджета  фонда социального страхования

 

Расходы бюджета Фонда  социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного  социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, а так же утвержденными законами субъектов РФ.

Расходы бюджета Фонда  социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного  социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету об исполнении бюджета Фонда социального  страхования Российской Федерации  за 2008 год (далее – Фонд, ФСС), представленному  Правительством Российской Федерации  Счетной палате Российской Федерации, подготовлено в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и в соответствии с  результатами проверки исполнения Федерального закона от 21 июля 2007 года №183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее – Закон о бюджете Фонда), проведенной в соответствии с пунктом 1.3.4.2 Плана работы Счетной палаты на 2009 год; анализом соответствия показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008 год задачам, изложенным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008–2010 годах», и критериям, определенным Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года №38-р.

Согласно статье 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  – Бюджетный кодекс) отчет об исполнении бюджета Фонда социального  страхования Российской Федерации  за 2008 год (далее – отчет) направлен  Правительством Российской Федерации  в Счетную палату для его внешней  проверки в установленный срок. В  представленном отчете приведены бюджетные  назначения по доходам и расходам, утвержденные постановлением Фонда  от 20 августа 2007 года №190 «О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов» (с  последующими изменениями). Изменения  в Закон о бюджете Фонда  на основании статьи 217 Бюджетного кодекса  не вносились.

В целом отчет отвечает требованиям Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2008–2010 годах», действующего законодательства и нормативно-методической базы.

Отчет отражает деятельность Фонда и субъектов обязательного  социального страхования и обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по исполнению Закона о  бюджете Фонда и управлению средствами Фонда, а также деятельность Фонда  по расходованию средств федерального бюджета и средств бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее –  ФФОМС).

Вместе с тем подготовка нормативных правовых актов, необходимых  для исполнения Закона о бюджете  Фонда, в отдельных случаях затягивалась, в связи с чем, расходование бюджетных  средств в течение года производилось неравномерно. В результате не в полной мере соблюдены основные направления и ориентиры, определенные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008–2010 годах».

В соответствии с Федеральным  законом от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с  бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных  актов Российской Федерации» нормы  Бюджетного кодекса, регламентирующие общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, предусмотренные ранее статьей 143 Бюджетного кодекса, c 1 января 2008 года утратили силу.

Положение о Фонде социального  страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства  Российской Федерации от 12 февраля 1994 года №101 (далее – Положение  о Фонде), по ряду позиций действующему законодательству Российской Федерации  не соответствует. Внесенные за последнее  время в деятельность Фонда отдельные  функциональные изменения в Положении  о Фонде не отражены.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета Фонда органами Федерального казначейства в 2008 году не осуществлялось. Статья 148 Бюджетного кодекса, устанавливающая  кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Федеральным  казначейством, вступило в силу 1 января 2010 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Бюджетного кодекса утвержден  Закон о бюджете Фонда (в ред. Федеральных законов от 28 февраля 2008 года №17-ФЗ, от 22 июля 2008 года №154-ФЗ).

Исполнение Закона о бюджете  Фонда осуществлялось по предусмотренным  Бюджетным кодексом единым правилам.

 

 

3. Проблемы функционирования фонда  социального страхования РФ и  способы их решения

 

В комплексе происходящих в России социально-экономических  преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана  рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются  возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно  снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.

С самого начала следует  констатировать, что нынешние изменения  в российской системе социального  страхования оказались весьма тяжелыми и болезненными. И это - в обстоятельствах, когда самый сложный участок  реформационного пути в данной сфере  еще не пройден. Трудности в значительной степени обусловливаются отставанием  в концептуальном и правовом обеспечении  этого среза реформ.

Переход к рыночной экономике  существенно изменяет социально-экономическую  среду, в которой формируется, развивается  и воспроизводится трудовой потенциал. В общественное сознание возвращается понятие "социальный риск" (имеется  в виду вероятность материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать  в экономическом процессе). Причины  и факторы социального риска  зачастую носят объективный по отношению  к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни  и т.д. Такого рода в случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить  негативные события.

Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему  социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

Информация о работе Проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения