Проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в социальной защите населения РФ.
В рамках достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать особенность функционирования социальной защиты населения в РФ;
охарактеризовать роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения РФ;
обозначить состав и структуру доходов и расходов Фонда социального страхования РФ.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ
1.1 Понятие, функции и принципы социальной защиты населения
2. Структура доходов бюджета фонда социального страхования
2.1 Структура расходов бюджета фонда социального страхования
3. Проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальное страхование в государственной социальной защите населения.docx

— 50.16 Кб (Скачать файл)

На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным  сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные  положительные черты, прежде всего  здесь имеется в виду то, что  государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе  своей она освобождала людей  от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью  профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл  роль иждивенца. Поскольку такое  положение было всеобщим, оно, естественно  никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности  их участия в общественном производстве.

Предпринимаемые в настоящее  время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться  на мировую и отечественную практику. Это означает, что формирование системы  социального страхования связано  с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться  в совокупности автономных, самоуправляемых  товариществ. [12]

Нынешняя система социального  страхования страховой по своей  сути все еще не является. Она, в  основном, все еще, как и прежде, выполняет функцию социального  обеспечения со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Размер страховых  взносов и сейчас не увязан с уровнем  социального и профессионального  риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных, причем и те, и другие остаются отстраненными  от участия в управлении фондами.

Далее, существующий порядок  сбора, аккумуляции страховых взносов  и централизованного государственного распределения образовавшихся из них средств делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастные случаи на производстве, льготные пенсии за работу во вредных условиях труда и т.д.), взносами работодателей (предприятий) и получением застрахованными пособий, пенсий, медицинской помощи.

Не достигли надлежащего  развития институты (государственные, профсоюзные, страховые, общественные), которые могли бы эффективно осуществлять оценку социальных и профессиональных рисков, информационно-статистическое и кадровое обеспечение системы  социального страхования. Активизация  работы в этом направлении тем  более актуальна потому, что существенное отставание в развитии страховых  механизмов происходит в условиях все  более ощутимого нарастания негативных тенденций.

Из ряда причин существенного  отставания в проведении реформ в  системе социального страхования  отмечу две.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования  в социально-трудовой сфере, основанного  на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и  не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются  к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет  минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится  непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию. [9]

Расходованию средств  из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это  связывается с нежеланием государства  проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.

Основной в настоящее  время реформой является замена ЕСН. Главная цель нововведения - наполнить  деньгами пенсионную систему и систему  социального страхования. За законопроект весной 2009 года проголосовали все  фракции, кроме "Справедливой России". Ее представители отмечали, что благая цель обернется дополнительной нагрузкой для малого бизнеса, причем в кризис. По расчетам фракции, для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая нагрузка вырастет в 2,4 раза, для остальных - в 1,3 раза. "При этом 15% пенсионных взносов, которые идут на накопительную часть в Пенсионный фонд, мгновенно обесценивает инфляция. Интерес в этих деньгах только у тех финансовых структур, которые их обслуживают, - возмущалась после одобрения законопроекта Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, член фракции "Справедливая Россия". - От нынешних пенсионеров эти деньги отнимаются, до будущих не доходят. Сравните доходность и инфляцию последних пяти лет - 10% против 70%".

Сильнее всего изменения  коснутся предприятий, работающих на упрощенной схеме налогообложения. Они были освобождены от уплаты ЕСН и платили только взнос на обязательное пенсионное страхование - ставка 14%. На 2010 год нагрузка на них осталась той же, 14%, а вот с 1 января 2011 года "упрощенцам" придется платить взносы во внебюджетные фонды, как всем (34%, которые складываются из 26% в ПФР, 2,9% в ФСС, 2,1% в ФФОМС, 3% в ТФОМС).

Вместе с ростом налоговой  нагрузки увеличивается и количество бумажной работы. С 2010 года все плательщики, производящие выплаты физическим лицам, должны подавать ежеквартально расчеты  по страховым взносам в территориальные  органы ПФР и ФСС по месту учета. ПФР и ФСС могут проводить  как камеральные, так и совместные выездные проверки. Если отчеты по страховым  выплатам не сданы в срок, предпринимателя  будут штрафовать. [13]

Основными приоритетами решения  проблем является:

  • приведение на должный уровень нормативно-правовой базы, так как это есть основной источник прав и обязанностей граждан и органов власти;
  • создание условий для развития социальных институтов;
  • проведение реформ в увязке с государственной социальной политикой;
  • обеспечение "прозрачности" в рациональном использовании средств;
  • обеспечения размера страховых взносов в соответствии с уровнем социального и профессионального риска и т.д.

Еще раз стоит отметить: названные здесь проблемы не исчерпывают  причин, вызывающих серьезные недостатки в реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь  перечислены лишь основные.

 

Заключение

 

Социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных  условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и  деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп.

Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Составным элементом социальным защиты населения является социальная помощь, обеспечение в денежной или  в натуральной форме, в виде услуг  или льгот, предоставляемых с  учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны  государственных и негосударственных  структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных  ситуациях.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной  системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность  в управлении.

Основные уровни органов  социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Социальная защита населения  и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан. Социальная защита населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права.

Современная система государственных  внебюджетных фондов РФ состоит из:

  • Пенсионного фонда РФ;
  • Фонда социального страхования;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения РФ;
  • Территориальные внебюджетные фонды;
  • Отраслевые внебюджетные фонды (фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок);
  • Другие федеральные внебюджетные фонды (Федеральный фонд социальной поддержки населения, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Государственный фонд конверсии, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).

Цели функционирования системы  социального страхования заключаются  в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан.

Правовой основой функционирования обязательного социального страхования  являются федеральные законы и нормативно-правовые акты.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ: научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 2000.
  2. Федеральный закон РФ от 16.07.99 № 165-ФЗ "Об основах социального страхования".
  3. Федеральный закон РФ от 25.11.08 № 217-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
  4. Федеральный закон РФ от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
  5. Положение о фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 19.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541, от 02.08.2005 N 484).
  6. Актуальные вопросы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательное обеспечение/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2008. - №5 (225).
  7. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект) / Аналитический вестник. - 2009г. - №14 (259).
  8. Страхование /Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 875 с.
  9. www.dgmarket.com
  10. www.fss.ru
  11. www.4dk.ru
  12. www.vkursedela.ru
  13. www.pravkons.ru
  14. www.kalugastat.ru
  15. www.gks.ru

 

 


Информация о работе Проблемы функционирования фонда социального страхования РФ и способы их решения