Проблемы и перспективы государственных внебюджетных фондов в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования. В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) изучить сущность, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ; 2) изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ; 3) дать характеристику современного состояния внебюджетных фондов РФ и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе. 4) определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

Содержание работы

Введение 2
1. Причины возникновения внебюджетных фондов и их социально-экономическая сущность 4
1.1 Причины возникновения внебюджетных фондов 4
1.2. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
2. Виды внебюджетных фондов 8
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 8
2.2 Фонд социального страхования РФ 12
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования. 17
3. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 22
3.1 Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития 22
3.2 Перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов 25
Заключение 32
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших звеньев  финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые направлены на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Иными словами, внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды  решают две важные задачи: обеспечение  дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к рыночной экономике  сопровождался формированием новой  финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

 Прежняя хозяйственная  система аккумулировала в Государственном  бюджете практически   все   финансовые   ресурсы   государства.   Высокая    степень концентрации и централизации финансов имела свои  преимущества,  главное  из которых  заключалась  в  возможности  мобилизации  значительных   финансовых ресурсов для  решения  глобальных  национальных задач  в  рамках  отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако  недостатком такой   централизации   финансовых   средств   было    малоэффективное    их использование в масштабе всей хозяйственной  системы  и  отдельных  объектов финансирования.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди  которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Особенность внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

Актуальность темы данной курсовой работы объясняется тем, что  в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал существенных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить сущность, роль  и структуры современных внебюджетных  фондов РФ;

2) изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ;

3) дать характеристику  современного состояния внебюджетных  фондов РФ и  выяснить  проблемы,  с  которыми  они   сталкиваются   на современном этапе.

4) определить  возможные   пути  решения  проблем  внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины  возникновения внебюджетных фондов и их социально-экономическая сущность

1.1 Причины  возникновения внебюджетных фондов

 

    История возникновения внебюджетных  государственных  фондов  связана  с развитием специальных  видов  правительственной  деятельности,  для  которой была  нежелательна  огласка.  Как  правило,  это  были  операции  временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными  доходами.  При этом, специальные фонды или  счета  появились  гораздо  раньше  возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных   фондов и счетов не  были  постоянными,  тогда  одни  счета  открывались,  а  другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и  объема таких  фондов,  вызванная  новыми  задачами  и  функциями,  стоящими   перед государством, особенно в результате появления,  а  затем  и  расширения  его предпринимательской   деятельности.   Множественность    фондов    создавала определенные финансовые неудобства – в  одних  фондах  нехватка  средств,  в других избыток, и  требовала  дополнительных  расходов  на  управление  ими.

   Поскольку такие счета и фонды не должны были  утверждаться  парламентом,  то правительство могло использовать проходившие через них  средства  совершенно бесконтрольно.

    Создание  специальных   фондов   позволяло   привлекать   дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в  области  всегда актуальных   военных   расходов,   научных    исследований,    регулирования экономического   развития   страны,   внешнеэкономической   деятельности   и социальных  выплат  населению.  Правительство  имело  возможность  за   счет временно  свободных  средств,   аккумулированных   в   специальных   фондах, покрывать  кассовые  разрывы  и   дефицит   бюджета,   а   также   покрывать непредвиденные  расходы.  Расширение  деятельности  государства  привело   к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых,  как правило, объясняли  и  цель  расходования   средств.  Такая  множественность фондов   усложняла   деятельность   государства,   поэтому   с   укреплением централизованного  государства  начинается  период  унификации   специальных фондов. На основе объединения различных фондов  был  создан государственный бюджет,  который  после   рассмотрения   и   утверждения   его   парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие  внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и  существовали  наряду  с государственным бюджетом. Специальные счета создавались  для  строительства, правительственной  предпринимательской  деятельности,  управления   денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

    Впервые   целевые  бюджетные  фонды   стали  создаваться   в   Российской Федерации в период перехода  страны  на  новые  экономические  отношения  на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного  процесса в  РСФСР»  от  10  октября  1991  года.  Главная  причина  их   создания   – необходимость  выделения  чрезвычайно  важных  для   общества   расходов   и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую  роль заняли социальные внебюджетные фонды (приложения 1,2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Социально-экономическая сущность  внебюджетных фондов

 

    При  создании   социальных   внебюджетных   фондов   ставилась   задача «разгрузить» бюджет от существенной  доли  социальных  расходов,  которые  в рамках  бюджета  финансировались  с  большими  трудностями.  Одновременно  с социальными  были  созданы  и  другие  внебюджетные  фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого  ряда  внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации  их  в  бюджет,  при этом сохранив определенную  автономность  таких  фондов.  Они  включаются  в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в  целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили  статус  внебюджетных  и  были  официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

    Рамки  перераспределения   внебюджетных фондов  ограничены  целевым назначением фонда.  Такая  ограниченность  в  перераспределительной  функции этого сегмента  государственных  финансов  в  отдельных  случаях  имеет  ряд преимуществ перед бюджетной формой  перераспределения  финансовых  ресурсов. При  выделении  во  внебюджетный  фонд  части   финансовых   средств   легче просматривается  соразмерность  централизуемых  источников  и  потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью  финансовых  ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно  достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса

     Внебюджетные фонды, являясь составной частью  финансовой  системы  РФ, обладают рядом особенностей:

    - запланированы  органами власти и управления  и имеют   строгую  целевую направленность;

    -   денежные   средства   фондов   используются   для    финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

    - формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических  и физических лиц;

    - страховые  взносы  в  фонды  и   взаимоотношения,  возникающие   при  их уплате,   имеют   налоговую   природу,   тарифы   взносов    устанавливаются государством и являются обязательными;

    - на отношения,  связанные с исчислением, уплатой   и взысканием  взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ  "Об  основах налоговой системы РФ";

    - денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию  на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

    -  расходование  средств  из  фондов  осуществляется  по   распоряжению Правительства  или  специально  уполномоченного  на  то.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды внебюджетных фондов

2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации

 

     ПФ РФ  является федеральным фондом, на  его  долю  приходится  почти  средств внебюджетных социальных фондов. Он создан в целях государственного управления пенсионного обеспечения   в   РФ   и   является   самостоятельным   финансово-кредитными учреждением. Первоочередной   задачей   Пенсионного   фонда   является   обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для  регулярной выплаты пенсий в установленные  сроки  и  повышение  их  размеров  с  учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:

  • целевой сбор  и аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ:  выплаты  различным  категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий,  а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат. капитализация средств  ПФ  РФ,  а  также  привлечение  в  него  добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль  с участием  налоговых   органов   за   своевременным   и   полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным  и  рациональным расходованием его средств;
  • проводит  индивидуальный  (персонифицированный)  учет  работников,  в   счет которых осуществляют перечисления работодатели;
  • межгосударственное  и   международное   сотрудничество   РФ   по   вопросам, относящимся  к  компетенции  ПФРФ,  участие  в  разработке  и  реализации   в установленном законом порядке межгосударственных и  международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в  основном за   счет   страховых   взносов   работодателей;    граждан,    занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан. Также,  немалую  долю   вносят   и   средства   федерального   бюджета, направленные через Пенсионный фонд  РФ  на  целевое  финансирование  выплаты государственных пенсий, средства  Фонда  социального  страхования,  а  также добровольные взносы физических и юридических лиц.

    Пенсионный  фонд  РФ  представляет   собой   централизованную   систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, которая включает  центральный  аппарат,  88  региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных. Руководство ПФР осуществляет  Правление, его  постоянно  действующий орган -  Исполнительная  дирекция.   Дирекции   подчиняются   отделения   в республиках  в  составе  РФ,  отделения  в   национально-государственных   и административно-территориальных  образованиях.   На   местах   (в   городах, районах)   имеются    уполномоченные    ПФ.    Отделения    обеспечивают организационную работу  по  сбору взносов, финансированию  органов социального обеспечения,   региональных   программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

   Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются  Министерство труда и  социального  развития  РФ  (назначает  и  перераспределяет  размеры пенсий),  Министерство  связи  (доставляет  пенсии),  сберегательные   банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

    Т.о.,    система    пенсионного    обеспечения    представляет    собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от  назначения  до выплаты пенсий (приложение 3).Однако, такое количество звеньев в управлении пенсионным  страхованием  приводят  к  серьезным потерям финансовых ресурсов,  нарушениям  в  части  правильности  начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые  должны финансироваться из других источников.

    В настоящее  время в семи регионах России  (Москве,  Санкт-Петербурге  и др.) по договорам  с  соответствующими  субъектами  Федерации  назначение  и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих  регионах  работает единая пенсионная служба. К примеру, в  Московской области сократились сроки назначения пенсий, а их перерасчет  стал  осуществляться  за 2-3 дня. Кроме того, развиваются  новые  технологии  выплаты  пенсий  через  банк.  При  создании единой службы, дополнительные затраты на ее  содержание  примерно  в  2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:

     1) повышения  точности заявок на финансирование  выплаты пенсий;

     2)  сокращения  времени  прохождения  средств по пути к  пенсионерам   после ликвидации промежуточных звеньев на их пути;

     3) сокращения  суммы оборотных средств;

     4) контроля  за достоверностью сведений, представляемых  при  назначении  пенсий;

     5) сокращения  нецелевых расходов пенсионных  средств.

Информация о работе Проблемы и перспективы государственных внебюджетных фондов в России на современном этапе