Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является сравнительный анализ различных моделей бюджетного федерализма, сложившихся в мировой практике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Определена сущность, понятие и принципы бюджетного федерализма;
2) Выявлен механизм и принципы функционирования межбюджетных отношений в РФ;
3) Подробно рассмотрены модели бюджетного федерализма США и Германии;
4) Проанализированы основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Сущность бюджетного федерализма. Механизм функционирования в РФ……………………………………………………... …………………………..4
1.1.Сущность и принципы бюджетного федерализма……………………….....4
1.2.Модели бюджетного федерализма…………………………………………...7
1.3. Механизм функционирования межбюджетных отношений в РФ……….10
Глава 2. Сравнительный анализ бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………...…………………………………………...17
2.1. Американская модель бюджетного федерализма………………………...17
2.2. Элементы бюджетного федерализма в Германии…………………...…....19
2.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом…………………………………………....22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма…….27
3.1 Основные проблемы бюджетного федерализма в России………………...27
3.2 Перспективы развития бюджетного федерализма………………………...35
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников и литературы…………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 74.25 Кб (Скачать файл)

Опыт развитых стран с федеративным устройством показывает, что для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполняться по крайней мере три условия, а именно:

однозначное разграничение и законодательное закрепление полномочий между всеми уровнями власти по расходам;

наделение соответствующих уровней власти достаточными для выполнения этих полномочий доходными источниками;

вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание с использованием механизма межбюджетных отношений. [17,c.56]

В мире существуют государства с различными типами федеративного устройства. Для каждого типа характерна своя модель бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская и германская модели. Иногда их называют соответственно конкурентной и кооперативной.

1.3. Механизм функционирования  межбюджетных отношений в РФ

Межбюджетные отношения представляют отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу формирования и распределения бюджетных средств.

Механизм функционирования межбюджетных отношений реализуется через оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам нижестоящих уровней. Бюджетное законодательство РФ предусматривает следующие формы оказания финансовой помощи:

1) предоставления дотаций  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации;

2) предоставления субвенций  и субсидий на финансирование  отдельных целевых расходов;

3) предоставления бюджетных  кредитов;

4) предоставления бюджетной  ссуды на покрытие временных  кассовых разрывов, возникающих  при исполнении бюджета субъекта  Российской Федерации. [13,c.122]

Для организации процесса финансирования субъектов РФ формируются различные фонды:

1) Федеральный фонд финансовой  поддержки субъектов РФ;

2) Фонд регионального  развития;

3)Фонд компенсаций;

4) Фонд реформирования  региональных финансов;

5) Фонд софинансирования социальных расходов.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляется тем субъектам, у которых доходная часть бюджета не соответствует установленным стандартам и нормативам. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации с учётом принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. То есть, пока не обеспечено финансирование определённых минимальных государственных стандартов, в проект бюджета не разрешается включать другие расходы.

Предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов осуществляется по следующим направлениям:

- расходы по федеральным  целевым программам;

- капитальные расходы;

- расходы, передаваемые из  бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

-иные целевые расходы.[15,c.469]

Порядок предоставления и расчёт субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам устанавливаются либо специальным федеральным законом, либо законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Кроме этого субъекты Российской Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Срок привлечения таких ссуд – до шести месяцев. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Если предоставленная бюджетная ссуда не погашается до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если же в очередном финансовом году не предусмотрена финансовая помощь, то остаток ссуды погашается за чёт отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

Основными принципами организации межбюджетных отношений в Российской Федерации являются:

1) принцип распределения  и закрепления расходов бюджетов  по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

2) принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе  и распределения по временным  нормативам регулирующих доходов  по уровням бюджетной системы  Российской Федерации;

3) принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

4) принцип выравнивания  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований;

5) принцип равенства всех  бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Российской Федерации.

Принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы. Бюджетная система РФ имеет три уровня:

1) Федеральный бюджет;

2) Бюджеты субъектов РФ;

3) Местные бюджеты. [4,c.200]

Отдельные виды расходов бюджетов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Здесь имеется ввиду целесообразность и практичность несения расходов бюджетов именно субъектами РФ. Так, например, согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.[9,c.336]

Но исходя из принципов организации межбюджетных отношений, состав данных расходов может меняться в соответствии с требованием времени и обстоятельств при соблюдении определённого порядка внесения поправок и изменений в действующее законодательство.

Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации

Доходы бюджета – это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.

Принцип разграничения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации подразумевает закрепление на законодательном уровне определённых доходов (части доходов) за определёнными уровнями бюджета. Так, например, согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые  доходы бюджетов субъектов Российской  Федерации от региональных налогов  и сборов, перечень и ставки  которых определяются налоговым  законодательством Российской Федерации;

2) отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов (налог на прибыль и др.), распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, за исключением  доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.[12,c.365]

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

прибыль унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований

Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. [14,c.518]

Неравномерность распределения ресурсов в РФ приводит к тому, что многие субъекты РФ не в состоянии самостоятельно обеспечить формирование бюджетов, что приводит к отсутствию денежных средств на проведение необходимых расходов. В целях соблюдения основных прав граждан, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях устанавливаются определённые уровни минимальной бюджетной обеспеченности. То есть, государство заботится о том, чтобы каждый гражданин не зависимо от его места проживания получал необходимые социальные блага. В этих целях в федеральный бюджет РФ закладываются финансовые средства на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности, которая позволяет производить первоочередные расходы по обеспечению социальных гарантий.

Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнительный анализ бюджетного федерализма в России и за рубежом.

 

2.1. Американская модель  бюджетного федерализма.

Основные черты американского федерализма – децентрализация бюджетных полномочий, демократический характер отношений между уровнями власти, доказанная практикой способность к значительным изменениям (адаптивность).

Характерные черты системы межбюджетных отношений в США — относительная гибкость, прочность и устойчивость. В соответствии с государственным устройством США система государственных финансов страны делится на три уровня: федеральный, уровень штатов и уровень местных органов власти. Важная особенность: большая часть расходов на каждом из уровней финансируется за счет собственных источников поступлений. При этом в конце XX века за счет федерального бюджета обеспечивалось в совокупности 60—65 процентов государственных расходов по всем уровням. [5,c.205]

Деление доходов и расходов по уровням между собой совпадает не всегда. Ибо в течение длительного “дефицитного” периода (1969 —1998 финансовые годы) практически весь дефицит по консолидированному бюджету ложился на федеральные финансы. Через федеральный бюджет сейчас перераспределяется 19—20 процентов ВВП (около 2 трлн долл.), через консолидированный — 30—32 процента, но еще 12—13 процентов ВВП “весят” федеральные налоговые льготы. Так что государство на всех уровнях прямо влияет на распределение 43—44 процентов ВВП.

Основная доля бюджетных доходов каждого уровня приходится на налоги. Виды взимаемых налогов, их ставки, суммы сборов распределяются по уровням так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая в то же время чрезмерного налогового бремени. Структура и размеры всех доходов и расходов складывались десятилетиями. Они определяются экономическими и политическими целями, которые формируются руководством страны на основе разработанных концепций национальных интересов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма