Проблемы привлечения и эффективность использования прямых иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить понятие иностранных инвестиций и их основные формы.
Задачи курсовой работы состоят в изучении:
- понятия и основных форм иностранных инвестиций;
- анализа привлечения иностранных инвестиций в РК;
- проблем и перспектив развития инвестиционной политики РК в области иностранных инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
5
1.1
Иностранные инвестиции как экономическая категория
5
1.2
Формы иностранных инвестиций
6
1.3
Финансовые результаты инвестирования
9
2
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АО «ХОУМ КРЕДИТ БАНК»
11
2.1
Характеристика АО «Хоум Кредит Банк»
11
2.2
Анализ финансовых показателей банка
12
2.3
Иностранные инвестиции в АО «Хоум Кредит Банк»
14
3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РК
17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

К факторам, сдерживающим приток иностранных инвестиций, по результатам опроса инвесторов, относятся  и некомпетентность, либо коррумпированность чиновников (51,3%), бюрократизм (44,9%).

Проблемы, связанные  с инвестиционным процессом, в целом можно условно разделить на ключевые и сопутствующие.

К ключевым проблемам  можно отнести следующие:

- перманентное  ухудшение экологической обстановки. Иностранные бизнесмены пока  предпочитают инвестировать в  добывающие отрасли и при этом нерационально используют природные ресурсы, игнорируя национальное экологическое законодательство (в том числе и по причине его несовершенства и противоречивости).

 В адрес  ТНК нередко звучат обвинения,  что они злоупотребляют либеральным  режимом экологического контроля в таких странах, как Казахстан. В то же время международные экологические организации подвергают критике и принимающие иностранный капитал страны за умышленное использование слабостей своего природоохранного законодательства для привлечения даже тех инвесторов, которые подыскивают места для размещения экологически вредных производств;

- сырьевую направленность  иностранного инвестирования;

- неоптимальность  инвестиционного климата (и для  иностранных, и для национальных  инвесторов);

- несовершенство  государственной промышленной и  технологической политики;

- относительную  неразвитость фондового рынка,  что затрудняет привлечение и  эффективное использование портфельных  инвестиций;

- проблему ранжирования  отраслей и производств с точки зрения возможности и необходимости привлечения иностранных инвесторов;

- отсутствие  развитых форм коллективного  инвестирования, в частности института  инвестиционных фондов.

Сопутствующими  проблемами являются:

- безработица,  осложняемая привлечением иностранных рабочих (по официальным данным, например, в 2001 г. в Казахстане работало 10 тысяч иностранных граждан, фактически же их было значительно больше);

- проблемы в  работе государственной службы  стандартизации качества товаров; 

- неразвитость  системы корпоративного управления;

- проблемы в  области импортзамещения; 

- нехватка персонала,  владеющего современными методами  международного менеджмента и  маркетинга;

- чрезмерно  высокий уровень бюрократизации, затрудняющий подготовку документов, необходимых для заключения договоров с иностранными инвесторами, и проблема коррупции;

- отсутствие  четких критериев для отбора  инвестиционных проектов, что приводит  и к отрицательным экономическим  и социальным эффектам;

- проблема координации  деятельности иностранных и отечественных инвесторов, решение которой требует создания объединенного Совета иностранных и отечественных инвесторов при Президенте РК.

Следует учитывать  еще одну проблему, связанную с  психологическими факторами: психологическое "несовпадение" инвестора и заказчика, обусловленное разным восприятием хозяйственных процессов, разными представлениями о них, бессистемностью хозяйственного мышления, маловариантностью представлений о развитии хозяйственных событий, безответственностью и пассивностью в странах с переходной экономикой.

Несовпадение  менталитета и уровней экономической  культуры казахстанских и зарубежных инвесторов прямо препятствует реализации ряда инвестиционных программ, в том  числе из-за разного представления  и о роли и значении инвестиционного бизнеса. Заказчики в республике нередко предлагают для инвестирования случайные и бесперспективные проекты, стремясь лишь решать свои производственные и финансовые проблемы за счет зарубежных средств.

Проявлением этих "несовпадений" в подходах и  состояния предпринимательского климата являются инвестиционные риски.

Чтобы инвестиционный климат РК стал более благоприятным, а Казахстан  вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов".

Поэтому иностранные  инвестиции рассматриваются как  универсальное средство решения  всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе.

Тем не менее, обладая  определенными привлекательными чертами  – богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и прежде всего энергосбережения.

По этой причине цены внутреннего рынка превышают  мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Реализация этой политики предусмотрена в "Стратегии развития Казахстана до 2030 года", где в пункте "Наиболее важные задачи, стоящие перед мест- ной властью в 1998 году и до 2030 года" к числу приоритетных целей относится "создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе в энергетическом секторе".

Она позволит снизить  ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.

Республикой Казахстан  заключено и ратифицировано более 30 двусторонних международных договоров  и соглашений о взаимной защите и поддержке инвестиций.

В этих соглашениях договаривающиеся стороны обязались предоставлять  инвесторам государств - участников возможность  в случае ущемления их интересов  предъявить иск против принимающего государства не только в судах  этого государства, но и в международном суде. Если спор не решен путем переговоров, он передается на решение органов международного арбитража, при этом согласие государства предполагается полученным.

В свою очередь, государство  может заявить иск к иностранному инвестору в суды своей юрисдикции только с письменного согласия инвестора. Вопросы исполнения решений иностранных арбитражных судов регулируются Нью-Йоркской Конвенцией  о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, к которой Республика Казахстан присоединилась 4 октября 1995 года.

Таким образом, права  иностранных инвесторов, в том  числе и право на обращение  для разрешения инвестиционных споров в органы международного арбитража, защищены нормами международных  договоров в случае, если инвестор является физическим либо юридическим лицом государства, подписавшего с Республикой Казахстан и ратифицировавшего в установленном порядке соглашение о взаимной защите и поддержке инвестиций.

Стратегией  индустриально-инновационного развития РК  был  определен  список  наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций, это, в частности, такие отрасли как:

- производственная  инфраструктура.

- обрабатывающая  промышленность.

-  жилье, объекты  социальной сферы и туризма.

-  сельское  хозяйство.

Таким образом, нами была сделана попытка определить и  выявить основную цель политики привлечения  иностранных инвестиций – это  преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни  населения страны на основе использования  зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач: развитие экспортного потенциала;  развитие импортозамещающих производств; увеличение налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д.

Для стимулирования притока  иностранных инвестиций и финансового  контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма  государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение хотелось бы отметить тот немаловажный факт, что  выбор приоритетной формы иностранного инвестирования прямых инвестиций связан с тем, что для республики важно  не смешивать два аспекта проблемы: политический и экономический. Развивающиеся страны, относящиеся с настороженностью к прямым частным иностранным инвестициям, нередко предпочитали последним государственные долги. Это стало одной из основных причин того, что они оказались в системе экономической уязвимости, втянувшей их в долговой кризис. Следует стремиться и по возможности избегать чрезмерного окутывания национальной экономики долгами и предоставлять широкие возможности приватизированным предприятиям, кооперативам, частным предприятиям самостоятельно решать, каким образом, привлекая иностранные инвестиции, достигать наибольшей эффективности производства.

Экономические реформы  в Казахстане включают в качестве одного из важнейших направлений  развитие отечественной  промышленности. В своем Послании народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев определил главную цель социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Она состоит в том, чтобы к 2030 году создать здоровую и процветающую экономику, способную решить демографические, экономические и социальные проблемы, поднять качество продукции и благосостояние каждого человека. В ходе трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные условия и принципы функционирования возникает потребность в изучений теории и практики инвестиционной деятельности с учетом зарубежного опыта и специфики казахстанской  экономики. Сложность развития инвестиционной сферы в Республики Казахстан заключается в неприспособленности старой системы управления инвестициями к новым условиям хозяйствования.

В развитых западных странах  разработаны пути и формы, с помощью  которых осуществляется поддержка инвестиционного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения экономических проблем в этих странах имеет общую основу — активное участие государства в проведении инвестиционной политики.

Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

  Среди стран Средней  Азии Казахстан считается единственной  страной, планомерно и эффективно  продвигающейся вперед. За последние  пять лет ВВП Казахстана увеличивается  на 9-10% в год, это один из  лучших показателей в мире.

Чтобы инвестиционный климат Республики Казахстан стал более  благоприятным, а Казахстан вышел  в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны  политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов. Требуется эффективное использование потока инвестиций направленных на создание новых производств и развитие обрабатывающего сектора экономики, а также контроль властей за реализацией принципов по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей промышленности.

Возможное вступление в  ВТО подтверждает заинтересованность государства в применении международных  правил и практик. Приняты законодательные нормы, регулирующие и контролирующие работу финансового сектора, появляются новые законы, которые обеспечат повышение прозрачности в осуществлении управления акционерными компаниями. Также наблюдается прогресс в проведении реформ в сфере инфраструктуры.

Иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное  средство решения всех проблем, связанных  с преодолением инвестиционного  кризиса, и они должны сыграть  роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

    1. «Деньги Кредит Банки» / под ред. Сейткасымова Г.С. - А.: Экономика, 2007 год.
    2. Банковское дело / под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2008 год.
    3. Журнал «Банки Казахстана» №7 2010 год.
    4. Постановление Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 год №358 «Инструкция о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ».
    5. Капалина К.А. «Покупка в рассрочку» Банки Казахстана №11, 2009 год.
    6. Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно - кредитная политика» - Москва – Ленинград, 2009 год.
    7. Травкин А.А. Способы обеспечения исполнения кредитных обязательств / А.А. Травкин, Н.Н. Арефьева, К.И. Карабанова. Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград, 2009 год.
    8. Ачкасов А.И. Активные операции коммерческих банков / Под ред.А.П. Носко. - Консалтбанкир, 2009 год.
    9. Мак Нотон Д. Банковские учреждения в развивающихся странах // том 1: Укрепление руководства и повышение чувствительности к изменениям. Всемирный Банк, 2007 год.
    10. Гольцберг, М.А. Хасан-Бек, Л.М. Кредитование. Пер. с англ. Киев, торгово-издательское бюро ВHV, 2008 год.
    11. Питер Роуз «Банковский менеджмент», 2009 год.
    12. Щиборщ К. Потребительский кредит: западный опыт и перспективы развития в России // Банковские технологии, № 9, 2009 год.
    13. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт - М.: Финансы и статистика, 2009 год.

Информация о работе Проблемы привлечения и эффективность использования прямых иностранных инвестиций