Проблемы развития государственных заимствований на современном этапе и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
· изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;

· рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствованиях;
· выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственные заимствования как способ увеличения финансовых возможностей государства.
1.1.Сущность и значение государственных заимствований.
1.2.Классификация государственных заимствований.
Глава 2 .Анализ государственных заимствований РФ в 2009-2011 годах.
2.1.Анализ внутренних государственных заимствований.
2.2.Анализ внешних государственных заимствований.
2.3.Тенленции развития государственных заимствований.
Глава 3. Проблемы развития государственных заимствований на современном этапе и пути их решения.
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 32.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Государственные  заимствования как способ увеличения финансовых возможностей государства.

1.1.Сущность и значение  государственных заимствований.

1.2.Классификация государственных  заимствований.

Глава 2 .Анализ государственных  заимствований РФ в 2009-2011 годах.

2.1.Анализ внутренних государственных  заимствований.

2.2.Анализ внешних государственных  заимствований.

2.3.Тенленции развития  государственных заимствований.

Глава 3. Проблемы развития государственных  заимствований на современном этапе  и пути их решения.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность изучения темы государственных заимствований  обусловлена тем, что на современном  этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой  экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку  большинство экономических проблем  ведут именно к ней. И то, что  сейчас по официальным данным дефицит  госбюджета преодолен, не значит, что  он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем. Уровень  налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую  роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия  на ход общественного воспроизводства  и стимулирования экономического роста. Бюджетный механизм представляет собой  важный инструмент долгосрочной структурной  политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: в  интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных  научно-технических перемен в  национальном хозяйстве, подъема отстающих  в экономическом отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета  дала основание западным ученым рассматривать  его в качестве плана финансового  устройства, который служит средством  достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного  бюджетного стабилизатора. В соответствии с бюджетным кодексом принимается  Федеральный закон о бюджете  на текущий год, на основании которого страна живет в течение одного года, расходуя ресурсы на хозяйственную  деятельность, проводя внешнюю и  внутреннюю политику государства.

       Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

      Объектом исследования выступают государственные заимствования.

      Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.

     На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

          · изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;

 

· рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствованиях;

          · выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственные  заимствования как способ увеличения финансовых возможностей государства.

1.1.Сущность и задачи  государственных заимствований.

Государственные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой  передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Главной задачей проведения заимствований является получение органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

 

Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов государственной власти дополнительных средств, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного, государственные заимствования можно определить, как отношение по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти (заемщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

 

Государственные заимствования  становятся одним из наиболее привлекательных  средств для решения проблем бюджетного дефицита.

 

Использование налоговых  инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными  ограничениями:

 

1) ставки налогов не  могут повышаться беспредельно: в случае чрезмерного повышения  налоговых ставок неизбежно наступает  сворачивание деловой активности, бегство капитала за рубеж  и т.п.;

 

2) даже в случае принятия  закона о повышении налоговой  ставки налоговые доходы, рассчитываемые  по новым повышенным ставкам,  начнут поступать в бюджет, как  правило, не ранее чем через  год.

 

Использование необеспеченной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита неизбежно приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной системы государства.

 

В порядке государственных  заимствований денежные средства могут  поступать из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных государств, различных  международных финансовых организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Классификация государственных  заимствований.

            1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.

           2) В зависимости от субъектов заемных отношений:

- займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы);

     -займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это предусмотрено законом

        3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:

          -рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;

          -нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков

4) В зависимости от  обеспеченности долговых обязательств:

      -закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);

     -беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от  срока привлечения средств:

 

· краткосрочные (до года) (векселя); Так на срок 3 месяца был выпущен  государственный заем краткосрочных  бескупонных облигаций на основании  Постановления Совета Министров  РФ от 09.02.92.

· среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);

· долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет). На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

Все долговые обязательства  РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

6) В зависимости от  вида ценной бумаги, обслуживающей  займы: облигации, векселя, сертификаты,  казначейские обязательства и  др.

    7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге:

-проценты (плавающие либо фиксированные);

-купонный доход (постоянный или переменный);

-доход в виде дисконта от номинальной стоимости;

-доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от  обязательства заемщика строго  соблюдать сроки погашения займа,  установленные при его выпуске:

· обязательства с правом долгосрочного погашения;

· без права долгосрочного  погашения.

9). В зависимости от  метода определения дохода:

· долговые обязательства  с твердым доходом:

· с плавающим доходом.

 

10). В зависимости от  варианта погашения задолженности  различают:

· погашение единовременным платежом;

· частями:

в том числе равными  долями;

-возрастающими;

            -снижающимися долями.

 

11). По признаку субъектов  - держателей ценных бумаг займы  могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди  населения. Так, специально для населения был выпущен заём от 19 февраля 1992 года, который назывался «О государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года»;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди  юридических лиц, так и среди  населения.

12) По форме выплаты  доходов займы могут делиться  на:

а) процентно-выигрышные, где  владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

 

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход  выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы  предусматривают выплату доходов  держателям облигаций или гарантируют  получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска  займа не удовлетворяется.

13) Займы могут делиться  по методам размещения. Они делятся  на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы  применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому  также не применяются.

14) По форме займы могут  быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных  соглашениях, где оговаривается  уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы  на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

 

Предельный объем государственных  внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного законом о  федеральном бюджете предельного  объема, если оно проводит реструктуризацию государственного внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

От имени РФ право осуществления  государственных внутренних заимствований  и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения  кредитов принадлежит Правительству  РФ. От имени субъекта РФ такое право  принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования  это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Государственные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Договор государственного займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных  облигаций или других ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора  на получение от заемщика, предоставленных  ему взаймы денежных средств или  другого имущества, установленных  процентов в сроки, предусмотренные  условиями выпуска займа в  обращение.

 

 

 

 

 

Глава 2 .Анализ государственных  заимствований РФ в 2009-2011 годах.

2.1.Аналих внутренних государственных  заимствований.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации продекларирован  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Информация о работе Проблемы развития государственных заимствований на современном этапе и пути их решения