Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть государственные заимствования, их формы, методы и на примере Российской Федерации определить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Объектом исследования выступают государственные заимствования.
Предметом исследования являются формы и методы государственных заимствований.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
· изучить теоретические основы вопроса о государственных заимствованиях;
· рассмотреть ситуацию по проблеме государственных заимствованиях;
· выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственных заимствований.
Введение
Глава 1. Государственные заимствования как способ увеличения финансовых возможностей государства.
1.1.Сущность и значение государственных заимствований.
1.2.Классификация государственных заимствований.
Глава 2 .Анализ государственных заимствований РФ в 2009-2011 годах.
2.1.Анализ внутренних государственных заимствований.
2.2.Анализ внешних государственных заимствований.
2.3.Тенленции развития государственных заимствований.
Глава 3. Проблемы развития государственных заимствований на современном этапе и пути их решения.
Заключение
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственных заимствований в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственных заимствований (суммы внутреннего и внешнего долга).
Обобщая изложенное, можно
дать краткое определение
Государственный долг образуется
вследствие возникновения дефицитов
бюджета государства, т.е. вследствие
превышения расходов правительства
над его доходами. Основными способами
покрытия бюджетного дефицита являются
эмиссия денег и
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутренних государственных заимствований:
- государственные займы,
осуществленные путем выпуска
ценных бумаг от имени
- договоры и соглашения
о получении Российской
- договоры о предоставлении
Российской Федерацией
- соглашения и договоры,
заключенные от имени
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц 2008 года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). Дефицит бюджета-2009 будет порядка 9% ВВП, но государство покроет его за счет внутренних займов и резервного фонда, в результате чего средства фонда будут практически исчерпаны. [6]
Рост государственного долга
есть неотъемлемая часть борьбы с
любым финансовым кризисом. В условиях
снижения платежеспособного спроса
и покупательной способности
граждан бездействие
2.2.Анализ внешних государственных заимствований.
Правительство Российской Федерации
вправе осуществить государственные
внешние заимствования
Правительство Российской Федерации
вправе осуществлять без внесения изменений
в Программу государственных
внешних заимствований
В зависимости от источника
привлекаемых иностранных заемных
средств, выделяют двусторонние (многосторонние)
межгосударственные (межправительственные)
займы, кредиты международных
В зависимости от дифференциации;
по видам заимствования и
В зависимости от условий
заимствования и механизмов размещения
и обслуживания государственные
внешние заимствования
Краткосрочные заемные средства
(менее 1 года) привлекаются только для
поддержания необходимого уровня ликвидности.
Если в результате несоответствия между
динамикой поступления доходов
и исполнения расходов бюджета страны
- возникают так, называемые кассовые
разрывы, допустимо привлечение
краткосрочных заимствований
возникающих диспропорций.
Тем не менее, такие заимствования
следует минимизировать за счет повышения
эффективности процесса управления
доходами и расходами бюджета. Не
рекомендуется использовать краткосрочные
заимствования для
Привлечение внешних заемных средств на инфраструктурные инвестиции является составным элементом заемной политики государства. Среди направлений политики страны могут быть строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и др.), систем пассажирского транспорта, канализации и водоснабжения, утилизации твердых отходов.
Учитывая конъюнктуру
внутреннего рынка, привлечение
долгосрочных внешних заемных средств
может быть также направлено на улучшение
структуры государственного внешнего
долга или снижение стоимости
заимствований без
Долгосрочные внешние заемные средства, как правило, не используются для финансирования текущих расходов и финансовых инвестиций с целью получения прибыли.
Текущие расходы не могут
финансироваться за счет заемных
средств, привлекаемых на длительный срок.
Подобная практика означает финансирование
текущего потребления за счет средств
налогоплательщиков будущих поколений.
Финансовые инвестиции с целью получения
прибыли также не могут служить
объектом для вложения заемных средств.
Подобное использование заемных
средств существенно повышает финансовый
риск органов власти. В зависимости
от целевой принадлежности государственные
внешние заимствования можно
классифицировать как внешние займы
- формирующие непосредственно
Сегодня мы можем наглядно
наблюдать трансформацию
Российский Минфин в 2010 году намерен привлечь на внешнем рынке 5 миллиардов долларов сроком на три-пять лет. Последний раз Россия занимала средства на внешних рынках более девяти лет назад.
Ранее в Минфине уже заявляли, что министерство рассматривает возможность выхода на внешние рынки заимствований. При этом в Минфине уточнили, что момент выхода на рынок будет выбран в зависимости от ситуации на внешних рынках.
По данным Минфина, на 1 января 2009 года суверенный долг составлял 2,7 триллиона рублей - 6,7 процента ВВП. За 2008 год доля внутреннего долга в общем объеме госдолга увеличилась до 55,7 процента, а внешнего сократилась до 44,3 процента. Главная цель займа Минфина - облегчить заимствования частным компаниям. Для покрытия запланированного дефицита бюджета на 2010 год сумма займа незначительна. Финансировать дефицит Минфин предполагает в основном за счет резервного фонда, в котором к концу года останется 1,87 триллиона рублей. Кроме того, Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году. Этого должно хватить на покрытие дефицита бюджета-2010, который в Минфине оценили в 5 процентов ВВП. По подсчетам аналитиков это примерно 2,2-2,3 триллиона рублей. Минфин РФ пока не определился с источником привлечения внешних заимствований в 2010 году, рассматривает в качестве возможных вариантов привлечение кредита от синдиката иностранных банков и выпуск еврооблигаций. В следующем году Россия рассчитывает привлечь на внешнем рынке до 10 миллиардов долларов. Преимущество синдицированного кредита заключается в более низких ставках, вместе с тем размещение еврооблигаций позволит России повысить свой имидж в глазах инвесторов путем стандартных мероприятий, предшествующих размещению встреч с инвесторами.