Проблемы развития муниципальных заимствований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование государственных и муниципальных заимствований, их форм, содержания и методов. Исходя их этого были поставлены следующие задачи:
определить основные понятия, касающиеся государственных и муниципальных займов;
описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственные и муниципальные займы.
1.1.Формы, методы и тенденции муниципальных заимствований
Глава 2. Специфика муниципальных займов
2.1 Основные характеристики займов местных органов власти
2.2 Участники рынка и технология размещения и погашения муниципальных займов
Глава 3. . Проблемы развития муниципальных заимствований
3.1 Муниципальный займ - традиционный способ привлечения финансовых ресурсов
3.2 Инструменты рынка муниципальных ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Регистрационный код дилеру, уникальный для каждого дилера, присваивает генеральный агент. Этот код фиксируется в договоре, который заключают генеральный агент и дилер. Он указывается во всех регистрационных и учетных документах, сопровождающих операции дилера, которые тот проводит от своего имени на рынке обязательств. Инвестору регистрационный код присваивает обслуживающий его дилер. Этот код, также уникальный для каждого инвестора, фиксируется в договоре на обслуживание, во всех регистрационных и учетных документах, сопровождающих совершенные по поручениям данного инвестора операциям дилера на рынке обязательств.

Операции с обязательствами учитываются на лицевых счетах «депо» владельцев в головном депозитарии и субдепозитарии. Депозитарий - банк, клиринговая палата, биржа, инвестиционный институт - уполномочен на основании договора с генеральным агентом учитывать обязательства на счетах «депо» дилеров и переводить обязательства на счета «депо» по сделкам купли- продажи, заключенным дилерами. Депозитарий не должен выполнять функции дилера и инвестора на рынке обязательств. Каждому дилеру в депозитарии открываются два счета «депо»: «счет А», на котором учитываются обязательства, принадлежащие непосредственно дилеру, и «счет В», на котором учитываются все обязательства, принадлежащие всем инвесторам, которых обслуживает данный дилер.

Функции субдепозитария осуществляются каждым дилером в соответствии с договором между ним и генеральным агентом. Основная функция субдепозитария- ведение счетов «депо» по обязательствам, принадлежащих как самому дилеру, так и инвесторам, которые заключили с дилером договоры на обслуживание.

Учет в субдепозитарии ведется по счетам депо инвесторов, которых обслуживает данный дилер. Инвестор может переводить обязательства со своего «депо» в одном субдепозитарии на принадлежащий ему счет «депо» в другом субдепозитарии без совершения сделки купли-продажи.

Помимо «счета А» и «счета В» генеральный агент - банк имеет в депозитарии специальный счет «депо», предназначенных для осуществления процедур размещения и погашения обязательств, его целесообразно именовать «генеральным счетом». На следующий день после получения извещения об очередном выпуске обязательств генеральный агент передает поручение в депозитарий зачислить поименованные в извещении обязательства на генеральный счет в депозитарии. При погашении очередного выпуска генеральный агент передает в депозитарий поручение на списание с генерального счета обязательств погашаемого выпуска.

 

1.4. Муниципальный займ - традиционный способ привлечения финансовых ресурсов

Муниципальные займы в развитых странах - традиционный и широко распространенный способ для муниципалитетов (или иных административно- территориальных единиц) реализовывать свои финансовые потребности как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Принципиально различаются банковские кредиты и выпуск муниципальных облигаций.

Бесспорным лидером в сфере муниципальных ценных бумаг являются США. В 2006 году рынок муниципальных облигаций достиг объема 2,3 трлн. долл. В этой стране на протяжении почти двух столетий штаты и местные органы власти выпусками ценные бумаги. Здесь были придуманы многие инструменты рынка муниципальных ценных бумаг, которые впоследствии с успехом применялись в других развитых и развивающихся странах.

За последние годы на рынке муниципальных ценных бумаг появились многочисленные новые инструменты. Факторы, повлиявшие на это, можно отнести к трем группам:

Первая - макроэкономические параметры рынка обязательств, предпочтения инвесторов, колебания инфляции и рыночной процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам и т.д.

Вторая - законодательство, особенно региональное (штатов) и местное, регламентирующее операции по заимствованию, размер заимствования и его цели; федеральные и субфедеральные законы о налогообложении дохода по ценным бумагам.

Третья - внутренние потребности и возможности эмитента облигаций, от которых зависит форма и структура выплат основной суммы, процентов и ряд других параметров займа.

Эти три группы факторов влияют на тип инструмента выбираемого для муниципального займа. В каждом конкретном случае факторы одной из групп играют определяющую роль, однако избежать влияния остальных двух практически невозможно.

 

1.5. Инструменты рынка муниципальных ценных бумаг

Занимая, муниципалитет способен расправиться либо деньгами налогоплательщиков, либо поступлениями от потребителей коммунальных и прочих услуг, контролируемых муниципалитетом. Отсюда и особое, весьма ответственное отношение к задолженности муниципалитетов и форме погашения обязательств. С этой точки зрения муниципальные обязательства делятся на две группы: облигации общего покрытия; облигации, обеспеченные доходами от проектов.

Облигации общего покрытия гарантированы общей кредитоспособностью и налоговым потенциалом муниципалитета, поэтому они относятся к группе обязательств, обеспеченных налогами. Возможности муниципалитетов и штатов независимо контролировать налогообложение, проводить самостоятельную налоговую политику служат главной гарантией для инвесторов, использующих данный финансовый инструмент.

Этот инструмент связывает общественный и индивидуальный долг. Если домовладелец не в состоянии оплатить налог на собственность, он рискует, что его собственность будет конфискована практически так же, как если бы она была конфискована банком в случае неуплаты по закладной. Доверитель инвесторов может потребовать от эмитента увеличить налога на столько, на сколько это необходимо для выплаты долга. В силу таких жестких требований для выпуска облигаций общего характера эмитенту необходимо проводить референдум. Сам факт позитивного голосования населения, как правило, придает инвесторам уверенность в желании населения платить налог на собственность, который служит основным источником погашения облигаций данного типа.

Доля налога на собственность в американских муниципалитетах постепенно сокращается.

В большинстве американских штатов действуют ограничения на размер заимствования муниципалитетов, причем перечень таких ограничений увеличивается.

Ограничения для городских властей в отношении заимствования приняты во всех штатах, кроме Флорины и Теннеси. Из 48 штатов, где установлен предел суммы долговых обязательств для своих городов, в 43 он выражен через определенную долю от оцененной стоимости налогооблагаемой собственности в пределах юрисдикции муниципалитета. В 32 штатах закон устанавливает перечень целей, под которые можно выпускать облигации: в 39 штатах для выпуска муниципальных облигаций требуется референдум, причем в 27 он обязателен для всех видов облигаций, а в 12 - только для облигаций, гарантированных налоговыми поступлениями. В 41 штате закон устанавливает максимальный срок действия облигаций, а в 21 - потолок процентной ставки по муниципальным обязательствам.

В этом случае гарантии по налоговым поступлениям в бюджет муниципалитета зависят от того, насколько близка к установленному пределу сумма обязательств муниципалитета. Такие инструменты относятся к группе облигаций с ограничением на рост налогов.

Как правило, ликвидность таких облигаций ниже, чем у облигаций общего характера без ограничений на рост налогов. Это связано с тем, что в некоторых случаях города уже очень близки на наложенным на них ограничениям по заимствованию и обладают слабой способностью реагировать на возможные осложнения. Впрочем, отсутствие законодательных ограничений на рост налогов может и не означать более высокую ликвидность. Во многих городах основная доля местных налогов поступает от узкого круга налогоплательщиков, что само по себе делает невозможным безграничное увеличение налогового бремени.

К этому же темпу облигаций общего покрытия относятся и краткосрочные инструменты: бумаги, выпущенные в ожидании налоговых поступлений; бумаги, выпущенные специальными округами, гарантированные сбором специального налога целевого назначения (например, налог на развитие и поддержание школ).

Облигации, обеспеченные доходами от проектов.

Выпускаются в расчете на доходы от реализуемых муниципалитетами проектов: транспортных, жилищных, образовательных, инфраструктурных и т.д. Источником выплаты долга в данном случае служат платежи потребителей услуг, предоставляемых в результате реализации проектов, например за пользование коммунальными услугами, водой, электричеством, или же плата за пользование платными дорогами, автостоянками и т.д..

Распространенным источником погашения муниципального долга служит аренда. Использование арендных платежей в качестве гарантий по выплате долга применяется муниципалитетами для обхода ограничений на размер заимствований. В этом случае штат или муниципалитет создают некоммерческую местную структуру, которая выпускает так называемые сертификаты участия, например, для строительства больницы. После ввода больницы в эксплуатацию муниципалитета арендует ее у созданной им структуры. Арендные платежи в этом случае проходят по статье «бюджетные ассигнования» местного бюджета, но не принимаются в расчет при оценке доли платежей по долгам в общих доходах муниципалитета. Расчет аренды производится исходя из суммы основного долга и процентов. Сертификаты участия не требуют утверждения из выпуска на референдуме.

Выпускаются также облигации развития промышленности и других видов деятельности, предусматривающих льготы по налогообложению дохода по ценным бумагам.

Жилищные облигации выпускаются правительством штата или же подразделением правительства штата, отвечающим за жилищное строительство.

Реже такие облигации выпускают сами муниципалитеты. Цель этих ценных бумаг- профинансировать строительство жилья для семей с низкими и средними доходами и для семей, покупающий частный дом впервые. Обычно собранные средства передаются в кредит застройщику, который, взимая арендную плату с жильцов или же продавая построенное жилье, выплачивает долг муниципалитету, а тот, в свою очередь, инвесторам.

Краткосрочные обязательства.

Выпуск краткосрочных муниципальных ценных бумаг (срок погашения 13 месяцев и меньше) быстро увеличивался в 60-х и начале 70-х годов. К 1982 году суммарная задолженность муниципалитетов и штатов по краткосрочным обязательствам достигал 44,8 млрд. долл.

В настоящее время данный вид облигаций постепенно заменяется на гибридные инструменты, совмещающие преимущества долгосрочных и краткосрочных обязательств, - так называемые обязательства с переменной ставкой процента и опционом на продажу.

При выпуске краткосрочных обязательств обычно преследуются несколько целей. Обычно штаты или муниципалитеты выпускают их для покрытия сезонных кассовых разрывов в ожидании будущих поступлений. Процент по таким облигациям выплачивается в конце срока их действия.

Некоторые муниципалитеты выпускают краткосрочные обязательства с дисконтом (по аналогии с федеральными казначейскими обязательствами. Среди краткосрочных обязательств выделяются следующие:

     обязательства в ожидании налоговых поступлений;

     обязательства в ожидании доходов от проектов;

     обязательства в ожидании выпуска облигаций;

     краткосрочные обязательства общего характера.

Эти традиционные формы краткосрочных обязательств имеют ряд схожих черт с долгосрочными, такие как постоянная процентная ставка, процедура оформления и конкурентная основа для размещения. Такие условия делают суперкраткосрочные заимствования (менее 90 дней) непривлекательными.

Ответом на это стал сравнительно новый инструмент - краткосрочный коммерческий вексель, не имеющий специального обеспечения, со сроком погашения от 1 до 365 дней (обычно от 60 до 90 дней). Срок погашения в данном случае устанавливается индивидуально в соответствии с предпочтениями эмитента и инвестора. Выплаты по векселю обычно производятся из различных источников кредитования, аккредитивовили по договору между эмитентом и банком о предоставлении займа на оговоренную сумму. Инструмент может иметь непрерывное (ежедневное) предложение.

Коммерческий вексель появился на рынке муниципальных ценных бумаг в 1973 году и к середине 80-х годов стал очень популярным инструментом, но после налоговой реформы 1986 года, интерес к нему значительно снизился.

Обязательства с переменной ставкой процента и опционом на продажу.

Инструменты с переменной процентной ставкой впервые появились на рынке краткосрочных обязательств и вскоре распространились на долгосрочные.

Вместо постоянной процентной ставки на весь срок действия облигаций применяется плавающая ставка, которая может меняться в зависимости от рынка. Таким образом, инвестор и эмитент в состоянии реагировать на динамику рынка до истечения срока погашения облигаций.

В начале 80-х годов обязательства с переменной ставкой процента были модифицированы, в результате чего родился новый инструмент. Он предусматривал периодический пересмотр доходности облигаций по низменной формуле. Так появились «флоутеры». Впоследствии пересмотр процентного дохода облигаций стал определяться не по формуле, а на основе произвольного суждения участников рынка облигаций. Кроме того, в рамках этого инструмента была предусмотрена возможность для инвестора по его собственному выбору потребовать назад основную сумму кредита по номиналу в специально оговоренные интервалы времени в будущем (опцион на продажу). Такое нововведение резко повысило ликвидность портфеля инвесторов. Инструменты с интервалом от продажи, облигаций до возможности потребовать основную сумму инвестиций к выплате, составляющим менее 30 дней, называются непрерывными опционами на продажу. Впрочем, интервал может составлять от 1,5 до 10 лет.

Информация о работе Проблемы развития муниципальных заимствований