Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления 5
2.Анализ состояния и динамики государственного долга 11
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 11
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 22
3.Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ 33
3.1 Проблемы управления государственным долгом РФ 33
3.2 Перспективы погашения государственного долга 44
Заключение 49
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                                             3
1.Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления                 5

2.Анализ  состояния и динамики государственного  долга                                           11

2.1. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ                                             11

2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ           22

3.Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ   33

3.1 Проблемы управления государственным  долгом РФ                                           33

3.2 Перспективы погашения государственного долга                                                44

Заключение                                                                                                                      49

Список литературы                                                                                                        52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Всеобщими причинами образования  госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного и муниципального долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.

Актуальность выбранной темы во многом определяется тем, что в настоящее время в условиях мирового финансового кризиса у многих стран возникает необходимость привлечения дополнительных денежных средств как внутри страны, так и за ее пределами.

Предметом данной курсовой работы является государственный долг: внутренний и внешний долг страны. Объектом выступают развитые страны мира, в частности Российская Федерация, а также США, Китай и другие страны.

Задачами исследования являются:

    • отражение экономического содержания государственного долга;
    • современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ;
    • современное состояние внешнего и внутреннего долга других развитых стран;
    • Управление государственным долгом, его основные проблемы в Российской Федерации

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательство Российской Федерации, данные статистической отчетности Министерства Финансов, работы российских ученых, исследующих государственные долги развитых стран, периодические издания, а также информация с сайтов сети Интернет.

Основными методами исследования, использованными в процессе выполнения работы и послужившими инструментом в добывании необходимого фактического материала, являются: изучение и анализ научной литературы, изучение и сравнение данных государственного долга стран мира, анализ статистических данных объекта исследования, моделирование и другие.

 

1. Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления

           Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств  Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.[11, с. 275]

Государственные долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[1, ст. 98]

 Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть  краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года  до пяти лет) и долгосрочными  (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств  не может превышать 30 лет. Также  не допускается изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.[1, ст. 98]

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.[1, ст. 98]
  • В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.[1, ст. 98]

Государственный долг также  делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.[11, с.276]

          По уровню управления государственный  долг делится на:

  • государственный долг Российской Федерации;
  • государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);
  • муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
  • Рассмотри подробнее категорию внутреннего долга.

    Размеры и структура государственного  внутреннего долга даны в программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов  Федерации и муниципальных образований.  Программа входит в число документов, представляемых одновременно с  проектом бюджета на очередной  финансовый год. 

Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или  местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных  средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями  на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий  финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и  заемных средств, привлеченных в  текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  участия финансовой помощи вышестоящих  бюджетов и заемных средств в  текущем году.

Предельный  размер расходов на обслуживание  государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие  санкции:

  • ревизия бюджета субъекта Федерации;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
  • иные меры[11, с.278].

  В  России действует единая система  учета и регистрации государственного  долга. Субъекты Федерации и  муниципальные образования регистрируют  свои долговые обязательства  в Министерстве финансов РФ, которое  ведет государственную долговую  книгу.

Внутренние  долговые обязательства можно разбить  на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг(ГКО, ОФЗ, и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).[11, с. 279].

Далее рассмотрим подробнее  государственный внешний долг.

Размер и структура  внешнего долга России отражены в  программе внешних заимствований  РФ и предоставляемых Россией  государственных кредитов. Эта программа  входит в состав документов, предоставляемых  одновременно с бюджетом на следующий  финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной  финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований.  Программа отражает все займы  и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она  утверждается Федеральным собрание РФ.

 Правительство РФ может  осуществлять внешние займы, не  включенные в программу, если  это приводит к сокращению  расходов по обслуживанию внешнего  долга. В нее включаются соглашения  о займах, заключенные в предыдущие  годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних  заимствований России на очередной  финансовый год  утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год.

 Предельный размер  государственных внешних заимствований  не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию  и погашению внешнего долга  РФ. Правительство может превышать  размер внешних заимствований,  если это ведет к сокращению  расходов по обслуживанию внешнего  долга.[11, с. 283]

Нынешние российские долги  западным странам включают в себя следующие категории:

  • долги перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран- кредиторов;
  • кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;
  • задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;
  • долги международным валютным финансовым организациям.[11, с.285]

Информация о работе Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ