Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Всеобщими причинами образования госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.

Содержание работы

Введение 3
1.Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления 5
2.Анализ состояния и динамики государственного долга 11
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 11
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 22
3.Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ 33
3.1 Проблемы управления государственным долгом РФ 33
3.2 Перспективы погашения государственного долга 44
Заключение 49
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

Управление государственным  долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом- это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг[11, с.287 ]. Существуют различные формы управления государственным долгом:

  • конверсия-изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
  • консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
  • унификация-объединение нескольких займов в один;
  • аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;
  • реструктуризация задолженности.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный  долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия  обслуживания и погашения обязательств. [1, ст. 105] Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.

Более подробно формы управления государственным  долгом будут рассмотрены в третьей  главе.

 Эти формы управления государственным  долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако  управление внешним долгом имеет  свою специфику: чрезмерный рост  внешнего долга угрожает безопасности  страны, означает фактически ее  банкротство. Управление внешним  долгом должно осуществляться  на стадии привлечения внешних  займов, их использования и погашения.  Управление внешним долгом на  стадии привлечения кредитов  в России осуществляется путем  установления предельных размеров  внешнего долга и государственных  гарантий в Законе о бюджете  на соответствующий финансовый  год.

Управление использованием  внешнего долга осуществляется в трех формах:

  • финансовое размещение- финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
  • бюджетное использование – финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;
  • смешанное бюджетно-финансовое размещение.[11, с. 288]

       Управление погашением  внешнего долга предусматривает  использование различных источников  его погашения: бюджетных средств,  золотовалютных резервов, новых  заимствований, конвертации задолженности  в акции предприятий.

Проблема управления государственным  долгом РФ является очень важной на данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний  и внутренний долг.

2.Анализ состояния и динамики государственного долга

2.1. Анализ динамики и  структуры внешнего долга РФ.

 Размер государственного долга  в абсолютном выражении не  дает полного представления о  состоянии экономики и платежеспособности  страны. Для оценки способности  страны-дебитора выполнять обязательства  по погашению и обслуживанию  накопленного объема государственного  долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 14,19% . [8,С.64-65]

снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

 Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

  Поскольку  внешняя задолженность фиксируется,  погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.[8,С.65]

  Валютная  составляющая государственного  долга для бюджетной системы  страны наиболее опасна, так как  продолжающаяся девальвация национальной  валюты неизбежно ведет к удорожанию  самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовата странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

  Международные  финансовые организации часто  пользуются показателем "резервы/платежи  по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно вьшолнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.[8, С.65]

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:[2, ст.23]

  • задолженности странам - участницам Парижского клуба;
  • задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
  • задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
  • задолженности перед международными финансовыми организациями;
  • задолженности бывшим странам СЭВ;
  • еврооблигационных займов;
  • ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
  • кредитов Центрального Банка России.

В общем  объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных  государств, основной объем долга  составляют обязательства перед  странами-членами Парижского клуба  кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность  по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский  клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число  членов варьируется). По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед  странами кредиторами - членами Парижского клуба  составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга  Российской Федерации.

 Двойственное  положение России в Парижском  клубе заключается в том, что  она выступает здесь в качестве  должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

По состоянию  на 1 января 2006 года задолженность перед  странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы  внешнего долга Российской Федерации  на указанную дату. Постановлением Правительства "О порядке продолжения  работы по реструктуризации внешней  задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно  с Внешэкономбанком было поручено представить  в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.[5, ст.67]

По мере завершения выверки имеющейся задолженности  перед странами кредиторами - не членами  Парижского клуба подписывались  соответствующие двусторонние соглашения. В настоящее время заключены  двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой.

Отсутствуют межправительственные соглашения с  Грецией, Кувейтом и Объединенными  Арабскими Эмиратами. При этом в  общий объем внешнего долга включены суммы задолженности по соглашениям  Внешэкономбанка с National Bank of Greece от 19 марта 1993 года в сумме 37,4 млн. долл. и с Kuwait Investment Co SAK от 2 января 1991 года в сумме 1100,00 млн. долл.

С Объединенными  Арабскими Эмиратами подписан Меморандум о взаимопонимании от 16 марта 1994 года. Сумма задолженности включена во внешний долг на основании межбанковского соглашения Внешэкономбанка и National Bank of Abu Dhabi от 18 сентября 1991 года в размере 500 млн. долл.

Новый долг Российской Федерации перед странами - не членами Парижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям  Внешэкономбанка с Экспортным кредитным  банком Турции. Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующие  платежные гарантии Экспортному  кредитному банку Турции по выплате  основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности  по указанным кредитным соглашениям.[23]

По состоянию  на 1 января 2006 года объем задолженности  перед странами - бывшими членами  СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению  с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 5 раз.

Кроме осуществления  денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга  Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.[23]

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед Лондонским клубом кредиторов погашены досрочно.

Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. До последнего времени остается коммерческая задолженность перед десятками  тысяч иностранных фирм-экспортеров  большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего  СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с  рассрочкой платежа, краткосрочные  и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.[23]

Информация о работе Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ