Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:23, реферат
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
Введение
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем.
Целью моей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Структура государственного долга РФ
Дата |
внешний гос.долг (млрд.руб) |
внутренний долг(млрд.руб) |
совокупный внешний долг(млрд.руб) |
01.01.2002 |
4067,75 |
533,51 |
4457,76 |
01.01.2003 |
3999,77 |
679,91 |
4846,19 |
01.01.2004 |
3509,83 |
682,02 |
5364,24 |
01.01.2005 |
3195,94 |
778,47 |
5980,14 |
01.01.2006 |
2159,60 |
875,43 |
7260,76 |
01.01.2007 |
1379,56 |
1064,88 |
8240,22 |
01.01.2008 |
1100,05 |
1301,15 |
11402,30 |
01.10.2009 |
1121,55 |
1499,82 |
14279,26 |
Совокупный внешний долг России на 1 октября 2009 года составил 487,4 миллиарда долларов. На 1 июля этот показатель достигал 475,6 миллиарда долларов. Таким образом, за третий квартал внешний долг страны увеличился на 11,8 миллиарда долларов. Рост внешнего долга РФ был вызван, в первую очередь, увеличением долга финансовых организаций страны. В течение третьего квартала задолженность органов денежно-кредитного регулирования возросла с 11 миллиардов долларов (на конец второго квартала) до 16,6 миллиарда долларов.
Кроме того, в течение июля - сентября 2009 года увеличилась задолженность российских компаний - на 3,7 процента до 303,5 миллиарда рублей. В частности, объем кредитов вырос с 233,5 миллиарда долларов (на конец второго квартала) до 237 миллиардов долларов, а объем долговых ценных бумаг - с 9,4 миллиарда до 11,6 миллиарда долларов соответственно.
По состоянию на 1 ноября 2009 г. структура госдолга выглядит так:
- государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) - 36,54%;
- задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации - 1,04%;
- задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба - 1,78%;
- задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ- 1,28%;
- коммерческая задолженность бывшего СССР -1,18%;
- задолженность перед международными финансовыми организациями - 3,75%;
- задолженность по еврооблигационным займам - 25,21%;
- задолженность по ОВГВЗ - 1,71%;
- задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте - 0,58%.
Наибольшая часть российского госдолга приходится на задолженность по еврооблигационным займам. С 1 января по 1 ноября 2009 года ее величина в долларах сократилась на 1,5 млрд. долларов (5,4%) — с 27,7 млрд. долларов до 26,2 млрд. долларов.
Согласно п.1 ст.98 Бюджетного кодекса РФ Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; - договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Объем выплат по погашению внешнего долга:
2.Внутренние и внешние займы. Приоритетные направления заимствований.
Внутренние займы
Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.
Договор государственного
займа заключается путем
Государственные займы являются добровольными.
Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
2008год |
2009год |
Темп роста,% | |
внутренние займы(тыс.руб) |
223069992,4 |
356929007,7 |
160,0076298 |
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 28.11.2009)
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Право осуществления
государственных внешних
2008 год |
2009год |
Темп роста,% | |
внешние займы(млрд.долларов США) |
10,4 |
9,5 |
91,34615385 |
Россия занимается 18 место в рейтинге по внешним долгам. Задолженность составляет 487400 млн.долларов США на 4 октября 2009 года. (% к ВВП – 21,90%) "Я не думаю, что на первом этапе можно говорить о сумме более 5 млрд (долл.). Россия не занимала с 1998г., поэтому нельзя выйти с большим объемом. Необходимо рынок готовить, и это не столько решение проблемы дефицита. Говорить о реальном возмещении дефицита за счет средств, которые мы берем из Резервного фонда РФ, пока не приходится", - сказал Алексей Кудрин. «Порядок ведения Долговой книги РФ «- нормативный документ Минфина за подписью министра Кудрина.
Из этого документа можно узнать полный список тех, кому мы должны. Это 40 стран и 5 международных финансовых организаций:
1 США |
16 Австралия |
31 Венгрия |
2 Германия |
17 Бельгия |
32 Румыния |
3 Япония |
18 Дания |
33 Словакия |
4 Великобритания |
19 Португалия |
34 Чехия |
5 Франция |
20 Финляндия |
35 КНДР |
6 Италия |
21 Швеция |
36 КНР |
7 Канада |
22 Кувейт |
37 Югославия |
8 Испания |
23 ОАЭ |
38 Польша |
9 Швейцария |
24 Греция |
39 Афганистан |
10 Турция |
25 Египет |
40 Ливия |
11 Кипр |
26 Мальта |
M1 Международный валютный фонд |
12 Нидерланды |
27 Оман |
М2 Международный банк реконструкции и развития |
13 Корея |
28 Таиланд |
М3 Европейский банк реконструкции и развития |
14 Норвегия |
29 Уругвай |
М4 Северный инвестиционный банк |
15 Австрия |
30 Болгария |
М5 Европейский инвестиционный банк |
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.
Информация о работе Проблемы внутренней и внешней задолженности Росиии