Проблемы внутренней и внешней задолженности Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Файлы: 1 файл

Внутренний и внешний долг России.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг. Увеличение долга  происходит в результате капитализации  процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В настоящих условиях государственный долг находится  в центре экономических проблем  страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.

Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как  правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в  которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем.

Целью моей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
  • проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.

 

 

1. Структура государственного долга РФ

 

Дата

внешний гос.долг (млрд.руб)

внутренний  долг(млрд.руб)

совокупный  внешний долг(млрд.руб)

01.01.2002

4067,75

533,51

4457,76

01.01.2003

3999,77

679,91

4846,19

01.01.2004

3509,83

682,02

5364,24

01.01.2005

3195,94

778,47

5980,14

01.01.2006

2159,60

875,43

7260,76

01.01.2007

1379,56

1064,88

8240,22

01.01.2008

1100,05

1301,15

11402,30

01.10.2009

1121,55

1499,82

14279,26


 

Совокупный внешний  долг России на 1 октября 2009 года составил 487,4 миллиарда долларов. На 1 июля этот показатель достигал 475,6 миллиарда долларов. Таким образом, за третий квартал внешний долг страны увеличился на 11,8 миллиарда долларов. Рост внешнего долга РФ был вызван, в первую очередь, увеличением долга финансовых организаций страны. В течение третьего квартала задолженность органов денежно-кредитного регулирования возросла с 11 миллиардов долларов (на конец второго квартала) до 16,6 миллиарда долларов.

Кроме того, в течение  июля - сентября 2009 года увеличилась задолженность российских компаний - на 3,7 процента до 303,5 миллиарда рублей. В частности, объем кредитов вырос с 233,5 миллиарда долларов (на конец второго квартала) до 237 миллиардов долларов, а объем долговых ценных бумаг - с 9,4 миллиарда до 11,6 миллиарда долларов соответственно.

По состоянию на 1 ноября 2009 г. структура госдолга выглядит так:

- государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) - 36,54%;

- задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации - 1,04%;

- задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба - 1,78%;

- задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ- 1,28%;

- коммерческая задолженность бывшего СССР -1,18%;

- задолженность перед международными финансовыми организациями - 3,75%;

- задолженность по еврооблигационным займам - 25,21%;

- задолженность по  ОВГВЗ - 1,71%;

- задолженность по  гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте - 0,58%.

Наибольшая часть российского госдолга приходится на задолженность по еврооблигационным займам. С 1 января по 1 ноября 2009 года ее величина в долларах сократилась на 1,5 млрд. долларов (5,4%) — с 27,7 млрд. долларов до 26,2 млрд. долларов.

Согласно п.1 ст.98 Бюджетного кодекса РФ Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; - договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 Объем выплат по погашению внешнего долга:

Сравнивая структуру  государственного внешнего долга на 1 октября 2008 года и на 1 октября 2009 года, можем заметить, что в 2009 году Государственный внешний долг Российской Федерации в млн долларов США уменьшился на 4,8%, в евро – на 7,02%. Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба в 2009 году в млн долларов США увеличилась на 10,7%, в евро уменьшилась на 24,2%. Задолженность перед официальными кредиторами -не членами Парижского клуба в 2009 году в млн долларов США уменьшилась на 7,04%, в евро возросла на 27,07%. Задолженность перед международными финансовыми организациями в 2009 году в млн долларов США уменьшилась на 1,76%, в евро - на 10,4%. Задолженность по ОВГВЗ (Облигации внутреннего государственного валютного займа) в 2009 годы в млн долларов США увеличилась на 77,7%, в евро – на 21,58%.

2.Внутренние и внешние займы. Приоритетные направления заимствований.

Внутренние  займы

Государственным называется заём, по которому заёмщиком выступает  Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин  или юридическое лицо.

Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Государственные займы  являются добровольными.

Изменение условий выпущенного  в обращение займа не допускается.

Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

 

 

2008год

2009год

Темп роста,%

внутренние займы(тыс.руб)

223069992,4

356929007,7

160,0076298


 

Рынок внутреннего  долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Внешние займы

"Бюджетный кодекс  Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред.  от 28.11.2009)

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации  понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления  государственных внешних заимствований  Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

 

2008 год

2009год

Темп роста,%

внешние займы(млрд.долларов США)

10,4

9,5

91,34615385


 

Россия занимается 18 место  в рейтинге по внешним долгам. Задолженность  составляет 487400 млн.долларов США на 4 октября 2009 года. (% к ВВП – 21,90%) "Я не думаю, что на первом этапе можно говорить о сумме более 5 млрд (долл.). Россия не занимала с 1998г., поэтому нельзя выйти с большим объемом. Необходимо рынок готовить, и это не столько решение проблемы дефицита. Говорить о реальном возмещении дефицита за счет средств, которые мы берем из Резервного фонда РФ, пока не приходится", - сказал Алексей Кудрин. «Порядок ведения Долговой книги РФ «- нормативный документ Минфина за подписью министра Кудрина.

Из этого документа  можно узнать полный список тех, кому мы должны. Это 40 стран и 5 международных финансовых организаций:

1 США

16 Австралия

31 Венгрия

2 Германия

17 Бельгия

32 Румыния

3 Япония

18 Дания

33 Словакия

4 Великобритания

19 Португалия

34 Чехия

5 Франция

20 Финляндия

35 КНДР

6 Италия

21 Швеция

36 КНР

7 Канада

22 Кувейт

37 Югославия

8 Испания

23 ОАЭ

38 Польша

9 Швейцария

24 Греция

39 Афганистан

10 Турция

25 Египет

40 Ливия

11 Кипр

26 Мальта

M1 Международный  валютный фонд

12 Нидерланды

27 Оман

М2 Международный  банк реконструкции и развития

13 Корея

28 Таиланд

М3 Европейский  банк реконструкции и развития

14 Норвегия

29 Уругвай

М4 Северный инвестиционный банк

15 Австрия

30 Болгария

М5 Европейский инвестиционный банк


 

Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.

Информация о работе Проблемы внутренней и внешней задолженности Росиии