Проблемы внутренней и внешней задолженности Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Файлы: 1 файл

Внутренний и внешний долг России.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Цели создания Стабилизационного  фонда определяются:

  • такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответствующих мировых цен;
  • особенностями проводимой в последние годы экономической политики.

К новым явлениям в области погашения задолженности  относится договоренность правительства  РФ с Парижским клубом о досрочном  погашении внешнего государственного долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение четырех месяцев 2005г., или на 40% всего долга Парижскому клубу. Это дало нам экономию около миллиарда долларов на процентах по номинальному долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже отправлена Парижскому клубу из средств Стабилизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из этой суммы получит Германия, т.е. приблизительно 1/3. Парижский клуб, согласившись на досрочное погашение внешнего долга России, хотел получить будущие проценты в виде премий, но РФ на это не пошла. У России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Их нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, с отсутствием концепции управления внешним долгом.

Приоритетные направления заимствований

 Классический подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

Использование заемных средств - это реальная возможность  увеличить доходы субъекта, его осуществляющего, и решить те задачи, реализация которых не может быть обеспечена в данный момент за счет собственных доходов бюджета.

Внешние заимствования  Российское государство предполагает осуществлять за счет облигационных  займов и кредитов. 76% внешних заимствований - несвязанные, со сроком погашения от 5 до 17 лет, т.е. использование этих кредитов может и должно отражать стратегию развития государства. Анализ показывает, что средства предполагается направить на реализацию транспортных проектов (по модернизации железнодорожного транспорта России, организации воздушного движения Дальнего Востока), на содействие структурной перестройке в угольной промышленности, на поддержку реформы в электроэнергетическом секторе, на проведение реформы социальной защиты и т.д.  Но значительную часть федеральных заимствований, осуществляемых при содействии Международного банка реконструкции и развития (МБРР), предполагается использовать для получения консультационных услуг, приобретения вычислительной техники и оборудования - в сфере статистического учета и в финансово-налоговых сферах. Получателями являются фонд <Бюро экономического анализа>, Российский фонд правовых реформ, Российский фонд социальных реформ, Министерство по налогам и сборам, Министерство финансов, Министерство статистики, Центральный банк. Реализация проектов субъектов Федерации предполагает решение экологических проблем, осуществление земельной реформы, устойчивого лесопользования, реформирования здравоохранения и т.д.

В 2004 году принята  программа о государственных  внешних заимствованиях.

Принципы  формирования Программы государственных  внешних заимствований:

1.Максимальное  ограничение принятия обязательств  по привлечению кредитов иностранных  государств и займов международных  финансовых организаций по новым  проектам, финансируемым из федерального бюджета

2. Сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени

3. Максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения

4. Концентрация заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных проектов, решения, по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством

Заимствования Всемирного банка включают: компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку (23,3%), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%)

3. Соотношение внутреннего и внешнего долга

Размер внешнего и  внутреннего долга в млрд. руб.

Соотношение внешнего и  внутреннего долга

Соотношение

01.10.2008

01.10.2009

отношение

в %

Разница (млрд. руб.)

отношение

в %

Разница (млрд. руб.)

внешнего долга федерального сектора к внутреннему

0,683415

68,34153

-474,82

0,612911

61,29114

-721,51

Общего внешнего долга  к внутреннему

9,27366

927,366

12409

7,846948

784,6948

12762,3


 

Анализ данных по внешнему и внутреннему долгу Российской Федерации показал, что соотношение  долгов в процентном выражении снизилось. Так в 2008 году отношение общего внешнего долга к внутреннему равно 9:1, в 2009 году этот показатель снизился до 7:1. Это означает, что в общей сумме долга доля внешнего долга уменьшается, а внешнего – увеличивается.

Однако разница между внешним и внутренним долгом растет, в денежном выражении она составила:

  • 12409 млрд. руб. в 2008 году и 12762,3 млрд. руб. в 2009 году (при расчете использованы данные общего внешнего долга);
  • 474,82 млрд. руб. в 2008 году и 721,51 млрд. руб. в 2009 году (при расчете использованы данные внешнего долга федерального сектора).

 

4.  Инструменты управления государственным долгом РФ

Управление государственным  долгом - это совокупность мероприятий  государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:

  • выплаты кредиторам;
  • погашение внешних и внутренних займов;
  • предоставление гарантий;
  • изменение условий выпущенных займов;
  • определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

 Выполнение мероприятий  зависит от принятия обоснованных  решений в процессе управления  государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

  • процентное соотношение суммы долга и ВВП;
  • долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

  1. привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг;
  2. погашение долговых обязательств;
  3. обслуживание долговых обязательств.

На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных  заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов  государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят  в выборе способов и форм обеспечения  погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное  сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними  и внешними экономическими и политическими  факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

 

Заключение

 

Как мы уже говорили, в  настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным.

Из проведенного анализа  мы видим, что проблема государственного долга очень близка для России в том числе. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по государственному долгу остается одним из важнейших стратегических задач государства.

В целом по итогам работы можно сделать следующие выводы.

Мы рассмотрели  текущую ситуацию, связанную с государственным долгом в России. Нужно отметить, что России удалось в 2005-2007 гг. выплатить большую часть своего долга. Это в основном происходило за счет сверхдоходов от вывоза природных ресурсов. Сейчас также наблюдается тенденция перехода от внешних заимствований к внутренним. Это обусловлено тем, что руководство страны хочет развития реального сектора экономики накопления капитала внутри страны, а не его вывоза.

Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний  день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.

 

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации: федеральный закон  от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации: федеральный закон  от 26.01.1996г., № 14-ФЗ. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

3. Борисов С.М. Внешние  долги России // Деньги и кредит. - 2007. - №2.-С. 21-25.

4. Вавилов Ю.Я. Вопросы  государственного долга в бюджетном  кодексе РФ // Финансы. – 2008. - №7.

5. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.

6. Вавилов А. Г. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.: Городец-издат, 2001

7. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.

8. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. –  2007. – 720 с.

9. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. – 543 с.

Интернет-ресурсы

10.  www.minfin.ru

11. www.newsru.com

12. www.wikipedia.org

13. www.rg.ru

14. rosfincom.ru

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 3

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 февраля 2010 года

   
     

Категория долга

млн. долларов США

млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

37 523,2

26 890,6

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

984,3

705,4

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 819,2

1 303,7

Задолженность перед официальными 
кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 289,2

923,9

Коммерческая задолженность бывшего  СССР***

822,6

589,5

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 734,6

2 676,4

Задолженность по еврооблигационным  займам

26 239,6

18 804,3

     внешний облигационный  заем 2010 года

328,2

235,2

     внешний облигационный  заем 2030 года

19 945,1

14 293,5

     внешний облигационный заем 2018 года

3 466,4

2 484,1

     внешний облигационный  заем 2028 года

2 499,9

1 791,5

Задолженность по ОВГВЗ

1 775,3

1 272,3

      в том числе:

   

     ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 254,1

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

858,4

615,2

     

*-- в соответствии со статьей  6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации внешним долгом являются  обязательства, возникающие в  иностранной валюте;

** Объем государственного внешнего  долга Российской Федерации в  евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.

     

*** Неурегулированная коммерческая  задолженность бывшего СССР.

Информация о работе Проблемы внутренней и внешней задолженности Росиии