Проблемы взимания региональных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

В условиях кризиса налоᴦовая политика повлекла изменения, с отменой мноᴦих реᴦиональных налоᴦов произошло снижение денежных поступлений в бюджет нашеᴦо реᴦиона, что отрицательно сказалось на экономическом развитии региона. Эта ситуация приводит к тому, что на региональные налоги отправляется 12,5% территориального бюджета в структуре доходов. Для самостоятельного функционирования области на эти средства доля региональных налогов мала. Таким образом, 80% доходов территориального бюджета состоят из федеральных сборов и налогов, различных субсидий и дотаций от государства.

Файлы: 1 файл

67767-Налоги субъектов РФ. Их роль и проблемы взимания.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

3. Проблемы взимания реᴦиональных налоᴦов

В  условиях  кризиса налоᴦовая политика  повлекла  изменения, с  отменой мноᴦих реᴦиональных  налоᴦов произошло  снижение денежных  поступлений  в  бюджет  нашеᴦо  реᴦиона,  что  отрицательно сказалось на экономическом развитии региона.  Эта  ситуация приводит к тому,  что на региональные налоги  отправляется 12,5% территориального бюджета в структуре доходов. Для  самостоятельного  функционирования области на эти средства доля  региональных налогов  мала.  Таким  образом, 80% доходов  территориального  бюджета  состоят из федеральных  сборов  и  налогов,  различных субсидий  и  дотаций  от государства. 

В настоящее время имеется ряд проблем в собираемости налогов  и  администрировании. БД для вычисления региональных налогов налоговые органы составляют по данным различных информационных ресурсов - Роснедвижимости, Росрегистриции,  ГИБДД.  На сегодняшний  день информационный обмен  не безупречен, в налоговые органы не поступают полные и  актуальные  данные,  необходимые для исчисления  налогов,  что приводит  к потерям местных и региональных бюджетов. Для  решения этой проблемы следует  разработать  общую  базу данных с автоматическим  учетом,  которая бы объединяла   поступающую  информацию  по  всем  налогоплательщикам и позволяла   фильтровать по мере  поступления  запроса налоговых органов.  

В нынешнее время  с представлением ГИБДД  данных  в старых форматах,  в  регионе производится  тестирование нового  программного обеспечения.  Количество  данных,  которые не прошли  контроль и  технические ошибки происходят довольно часто,  об  этом свидетельствует большое количество жалоб налогоплательщиков.  Поэтому принятие информации в новых форматах позволит повысить  качество и достоверность передаваемых сведений,  а также позволит достичь высокой  степени автоматизации обработки (до 95 %).  [3]

Увеличение уровня  сбора региональных налогов напрямую зависит от эффективности работы по взысканию задолженности. Для поиска физических лиц,  имеющих  задолженности,  при взаимодействии с  ГИБДД,  а также со службой судебных  приставов  производятся рейды с  использованием СМИ. 

На территории города  используется два аппаратно – программных комплекса «Поток-м»,  содержащие   информацию о  приказах  суда,  находящихся на исполнении  у приставов.  Они дают возможность сотрудникам ГИБДД  задерживать  автомобили,  у которых  владельцы имеют задолженность, а приставам – на месте оформлять арест автомобиля или производить взимание денежных средств в пользу  гашения  судебного приказа.  Эта работа  началась в ноябре  2009 г. и в  настоящее время привносит значительные результаты.  

Также можно получить  информацию  о сроках уплаты,  ставках и  льготах по имущественным налогам с помощью интерактивного сервиса  Федеральной налоговой службы региона «Имущественные налоги: ставки и  льготы». Льготы по имущественным налогам предоставляются на основании заявления  налогоплательщика  и  соответствующих  документов.  Налогоплательщик может самостоятельно контролировать свои налоговые  расчеты с бюджетом через Интернет.  Для этого  Федеральная  налоговая  служба предлагает гражданам  удобную электронную  услугу – онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». 

Сервис предоставляет информацию о находящихся в собственности  объектах недвижимого имущества и транспортных средствах; о начисленныхи уплаченных налогах, задолженности и переплате по налогам. Сервис дает  возможность распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату  налоговых платежей и  налоговой  задолженности;  уплачивать налоги и  задолженность безналичным  способом в  режиме онлайн;  обращаться в  налоговые органы без личного визита.  Для доступа к сервису необходимо  получить в любой  налоговой инспекции  (кроме специализированных)  Регистрационную карту,  заполнив заявление и  предъявив документ,  удостоверяющий личность. [4]

Формирование основной части доходов региона происходит в связи с  отчислениями от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают  менее 15%   потребностей   региональных  бюджетов.   При этом  полномочия  по регулированию  налогов на региональном уровне   ограничены. 

Для предотвращения  всех недостатков  региональных налогов,  которые имеются на  данный  момент,   предполагается  запустить законопроект   «Развитие бюджетного федерализма  в  России». Законопроект позволит  увеличить роль собственных доходов  региональных бюджетов,  включая   налоги, т.е. будут созданы  предпосылки в долговременной  перспективе  создания доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.  

Предпосылками законопроекта являются [5]:

  • расширение налоговых  полномочий  органов  власти  местного   самоуправления и  субъектов наряду с  обеспечением единого  налогового пространства и устранением нечестной налоговой конкуренции;
  • законодательное  закрепление   основных доходных  источников   (отчисления от   налоговых  поступлений,   собственные налоги) за   региональными бюджетами на постоянной основе согласно с установленным разделением расходных обязательств и полномочий;
  • сокращение масштабов  распределения  налоговых поступлений по   уровням бюджетной системы;
  • отказ от практики централизации поступлений по региональным   налогам  в вышестоящие бюджеты;
  • обеспечение уплаты налогов,  которые уходят в  региональные   бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий.

При делении доходных источников и  конкретных видов налогов   между бюджетами различных уровней следует учитывать такие параметры  как:

  • стабильность:  чем в большей  степени  налоговые  поступления   зависят от экономической  конъюнктуры,  тем выше должен  быть уровень  бюджетной системы,   закрепляющий   данный  налоговый  источник  и   полномочия по его регулированию;
  • экономическая  эффективность:  за каждым уровнем  бюджетной   системы должно произойти закрепление доходных источников и налогов,   объект (база) которых зависит в большей части от  экономической политики этого уровня власти;
  • территориальная  мобильность  налоговой  базы:   чем  выше   возможности для перемещения налоговой базы между  регионами,  тем на   более  высоком  уровне  бюджетной   системы  должен  вводиться   соответствующий  налог  и  тем  выше  предпосылки для  централизации   сведений налоговых поступлений (доходов);
  • равномерность  размещения  налоговой  базы:   чем  больше   неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более   высоком уровне должен  вводиться соответствующий  налог и тем выше   предпосылки для централизации сведений налоговых поступлений (доходов);
  • социальная  справедливость:   налоги,   носящие   перераспределительный характер, в основном закрепляются за федеральным уровнем власти;
  • бюджетная ответственность: сборы, которые представляют собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий  соответствующие услуги.

 

 Более важными изменениями в разграничении доходных источников и налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы должны быть:

  • законодательное  закрепление на   долговременной основе 100%   поступлений по налогу на доходы физических лиц за консолидированными   бюджетами  субъектов  РФ  с  распределением   между  местными  и   региональными бюджетами;
  • законодательное закрепление на долговременной основе не меньше  70% поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами субъектов  Российской  Федерации  с распределением  между   местными и региональными бюджетами;
  • зачисление в бюджеты  субъектов Российской  Федерации 100%   платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами с возможным дальнейшим их преобразованием в региональные налоги;
  • повышение централизации платежей за использование неравномернораспределенных природных ресурсов;
  • корректировка пропорций и механизма  расщепления  поступлений  налога с продаж между местными и региональными бюджетами;
  • закрепление 100% поступлений  (за  исключением  платежей в   государственные внебюджетные фонды) по налогам на совокупный доход  (единому налогу на вмененный доход, единому налогу, который взимается  по причине применения упрощенной  системы  налогообложения,  единому   сельскохозяйственному налогу)  за местными  бюджетами  с  увеличением   полномочий органов власти местного самоуправления по данным налоговым режимам [5].

 

 При  использовании  данного   законопроекта  появятся  такие    преимущества как:

- региональные налоги полностью будут поступать в региональные бюджеты, из-за чего во всех уровнях государственного  управления появится стимул  для развития собственной налоговой базы.  При этом обеспечивается стабильность поступления  налоговых  доходов  в  соответствующие бюджеты;

- органам государственной власти субъектов РФ будет предоставлено  право целиком или частями перенаправлять  свои  налоговые доходы в  надлежащие местные бюджеты;

- поступления  от  использования   упрощенной   системы  налогообложения  и единого  налога на  вмененный  доход зачисляются   непосредственно в местный и региональный бюджет;

По данным Управления Федеральной Налоговой службы в 2011 году  задолженность по налогам и сборам перед бюджетом составила всего 13 570 071 тыс. рублей, из них по региональным налогам и сборам – 1 308 836 тыс. руб. В 2012 году задолженность по налогам и сборам  перед  бюджетом  составила всего 19 646 963 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2011г. на +6 076 892 тыс.руб., а задолженность по региональным налогам и сборам  уменьшилась на -35 259 тыс. руб. и составила 1 273 577 тыс. руб. [6]  Динамика изменения задолженности за 2011-2012гг. представлена в виде  диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2. Задолженность по налогам и сборам перед бюджетом за 2011-2012гг.

По состоянию на 01.06.2013г.  задолженность перед бюджетом в целом по стране составила 29 524 787 тыс. рублей, из них по региональным налогами сборам – 1 671 732 тыс. руб. Из них возможная к взысканию задолженность составила 29 480 330 тыс. руб.,  по региональным  налогам и сборам –1 656 397 тыс. руб.; задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур  банкротства, составила всего 9 699 745 тыс. руб., по  региональным  налогам  и  сборам - 52 282 тыс. руб.;  задолженность, взыскиваемая  судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства – всего 4 675 321 тыс. руб.,  по региональным налогам  и  сборам - 258 530 тыс. руб.;  приостановленные к  взысканию платежи – всего 1 072 117 тыс. руб., по региональным налогам и сборам - 4 817 тыс. руб.;  задолженность невозможная  к взысканию  налоговыми  органами всего 81 042 тыс. руб.,  по региональным налогам и сборам -15 954 тыс. руб. [6]

Собираемость транспортного налога в России составляет около 50%,  что связано с недополучением  поступлений  в  бюджет  в  результате  предоставления налоговых льгот, отсутствия  достоверной  информации о  владельцах автотранспортных средств,  а также с уклонением от уплаты  транспортного налога. Налоговым законодательством определен порядок  принудительного взыскания налогов с физических лиц, но на практике он  является  трудно  реализуемым.  В целях  повышения  собираемости  транспортного налога в конце  июня 2008 г. в госдуму был внесен проект  поправок к закону “О милиции”, обязывающих ГИБДД проверять квитанции об уплате налога при проведении техосмотра.  Принятие  такого закона несомненно повысило собираемость транспортного налога.

Необходимость введения такой нормы обусловлена тем, что в общей  сумме транспортного налога,  подлежащего к уплате в  бюджет субъекта  Российской Федерации, примерно 70% приходится на налог, взимаемый с  физических лиц, и 30% с организаций. Если от организаций поступает 91,9% от начисленной суммы налога, то от физических лиц – только 68,5%.

Совет Федерации  одобрил  законопроект,  который увеличивает  транспортный налог для автомобилей дороже 3 млн. руб.  Документ был  разработан министерством финансов  и  был принят депутатами  в первом чтении 21 мая  2013 г.  Проект предусматривает применение повышающих  коэффициентов к ставкам транспортного налога. Документ  устанавливает коэффициент 1,5 для авто, с года выпуска которых прошло менее  1 года,  коэффициент 1,3 – для машин возрастом от 1 года до  2 лет и коэффициент 1,1 - для автомобилей от 2 до 3 лет. При этом в отношении автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. руб. сохраняется  принятый  в  первом чтении двойной коэффициент. Для авто стоимостью от 10 до 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более  10 лет, коэффициент составит 3. Такой  же коэффициент  предлагается ввести и  для автомобилей  стоимостью от 15 млн. до 20 млн. руб., с года выпуска  которых прошло  не более 20 лет. [7] 

Транспортный налог представляет собой сбор,  который ежегодно  уплачивается всеми владельцами автотранспортных средств. В настоящее  время главы регионов имеют право устанавливать собственные тарифы на  данный вид налогового сбора, все денежные средства должны поступать в  дорожный фонд соответствующего региона.  

Информация о работе Проблемы взимания региональных налогов