3. Проблемы взимания реᴦиональных
налоᴦов
В условиях кризиса налоᴦовая политика
повлекла изменения, с отменой мноᴦих реᴦиональных
налоᴦов произошло снижение денежных поступлений
в бюджет нашеᴦо реᴦиона, что отрицательно
сказалось на экономическом развитии региона.
Эта ситуация приводит к тому, что на региональные налоги
отправляется 12,5% территориального бюджета в структуре доходов. Для
самостоятельного функционирования области
на эти средства доля региональных налогов
мала. Таким образом, 80% доходов территориального
бюджета состоят из федеральных сборов
и налогов, различных субсидий и дотаций
от государства.
В настоящее время имеется ряд проблем в собираемости налогов
и администрировании. БД для вычисления региональных налогов
налоговые органы составляют по данным
различных информационных ресурсов - Роснедвижимости, Росрегистриции,
ГИБДД. На сегодняшний день информационный обмен не
безупречен, в налоговые органы не поступают полные и
актуальные данные, необходимые для исчисления
налогов, что приводит к потерям местных и региональных бюджетов. Для
решения этой проблемы следует разработать
общую базу данных с автоматическим учетом,
которая бы объединяла поступающую информацию
по всем налогоплательщикам и позволяла
фильтровать по мере поступления запроса налоговых органов.
В нынешнее время с представлением ГИБДД
данных в старых форматах, в регионе производится
тестирование нового программного обеспечения.
Количество данных, которые не прошли контроль
и технические ошибки происходят довольно часто, об
этом свидетельствует большое количество жалоб налогоплательщиков.
Поэтому принятие информации в новых форматах позволит повысить
качество и достоверность передаваемых сведений,
а также позволит достичь высокой степени автоматизации
обработки (до 95 %). [3]
Увеличение уровня сбора региональных налогов напрямую зависит от эффективности работы по взысканию задолженности. Для поиска физических лиц,
имеющих задолженности, при взаимодействии с
ГИБДД, а также со службой судебных приставов
производятся рейды с использованием СМИ.
На территории города используется два аппаратно –
программных комплекса «Поток-м», содержащие
информацию о приказах суда, находящихся
на исполнении у приставов. Они дают возможность
сотрудникам ГИБДД задерживать автомобили,
у которых владельцы имеют задолженность, а приставам – на месте оформлять арест
автомобиля или производить взимание денежных средств в пользу гашения
судебного приказа. Эта работа началась в ноябре
2009 г. и в настоящее время привносит значительные результаты.
Также можно получить информацию о сроках уплаты,
ставках и льготах по имущественным налогам с помощью интерактивного сервиса
Федеральной налоговой службы региона «Имущественные налоги: ставки и льготы». Льготы по имущественным налогам предоставляются на основании заявления
налогоплательщика и соответствующих
документов. Налогоплательщик может самостоятельно контролировать свои налоговые
расчеты с бюджетом через Интернет. Для этого
Федеральная налоговая служба предлагает гражданам
удобную электронную услугу – онлайн-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Сервис предоставляет информацию о находящихся в собственности
объектах недвижимого имущества и транспортных средствах; о начисленныхи уплаченных налогах, задолженности и переплате по налогам. Сервис дает
возможность распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату
налоговых платежей и налоговой задолженности;
уплачивать налоги и задолженность безналичным
способом в режиме онлайн; обращаться в
налоговые органы без личного визита. Для доступа к сервису необходимо
получить в любой налоговой инспекции (кроме специализированных)
Регистрационную карту, заполнив заявление и
предъявив документ, удостоверяющий личность.
[4]
Формирование основной части доходов региона происходит в связи с
отчислениями от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают
менее 15% потребностей региональных бюджетов.
При этом полномочия по регулированию налогов на региональном уровне
ограничены.
Для предотвращения всех недостатков
региональных налогов, которые имеются на данный момент,
предполагается запустить законопроект
«Развитие бюджетного федерализма в России».
Законопроект позволит увеличить роль собственных доходов региональных
бюджетов, включая налоги, т.е. будут созданы предпосылки
в долговременной перспективе создания
доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.
Предпосылками законопроекта являются
[5]:
- расширение налоговых полномочий органов власти местного самоуправления и субъектов наряду с обеспечением единого налогового пространства и устранением нечестной налоговой конкуренции;
- законодательное закрепление основных доходных источников (отчисления от налоговых поступлений, собственные налоги) за региональными бюджетами на постоянной основе согласно с установленным разделением расходных обязательств и полномочий;
- сокращение масштабов распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы;
- отказ от практики централизации поступлений по региональным налогам в вышестоящие бюджеты;
- обеспечение уплаты налогов, которые уходят в региональные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий.
При делении доходных источников и конкретных видов налогов
между бюджетами различных уровней следует учитывать такие параметры
как:
- стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, закрепляющий данный налоговый источник и полномочия по его регулированию;
- экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должно произойти закрепление доходных источников и налогов, объект (база) которых зависит в большей части от экономической политики этого уровня власти;
- территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации сведений налоговых поступлений (доходов);
- равномерность размещения налоговой базы: чем больше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации сведений налоговых поступлений (доходов);
- социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, в основном закрепляются за федеральным уровнем власти;
- бюджетная ответственность: сборы, которые представляют собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.
Более важными изменениями в разграничении доходных источников и налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы должны быть:
- законодательное закрепление на долговременной основе 100% поступлений по налогу на доходы физических лиц за консолидированными бюджетами субъектов РФ с распределением между местными и региональными бюджетами;
- законодательное закрепление на долговременной основе не меньше 70% поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации с распределением между местными и региональными бюджетами;
- зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации 100% платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами с возможным дальнейшим их преобразованием в региональные налоги;
- повышение централизации платежей за использование неравномернораспределенных природных ресурсов;
- корректировка пропорций и механизма расщепления поступлений налога с продаж между местными и региональными бюджетами;
- закрепление 100% поступлений (за исключением платежей в государственные внебюджетные фонды) по налогам на совокупный доход (единому налогу на вмененный доход, единому налогу, который взимается по причине применения упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу) за местными бюджетами с увеличением полномочий органов власти местного самоуправления по данным налоговым режимам [5].
При использовании данного законопроекта появятся такие
преимущества как:
- региональные налоги полностью будут поступать в региональные
бюджеты, из-за чего во всех уровнях государственного управления появится
стимул для развития собственной налоговой базы. При этом обеспечивается
стабильность поступления налоговых доходов в
соответствующие бюджеты;
- органам государственной власти субъектов РФ будет предоставлено
право целиком или частями перенаправлять свои
налоговые доходы в надлежащие местные бюджеты;
- поступления от использования упрощенной
системы налогообложения и единого налога на вмененный
доход зачисляются непосредственно в местный и региональный бюджет;
По данным Управления Федеральной Налоговой службы в 2011 году
задолженность по налогам и сборам перед бюджетом составила всего 13 570 071 тыс. рублей, из них по региональным налогам и сборам – 1 308 836
тыс. руб. В 2012 году задолженность по налогам и сборам
перед бюджетом составила всего 19 646 963 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2011г. на +6 076 892 тыс.руб., а задолженность по региональным налогам и сборам
уменьшилась на -35 259 тыс. руб. и составила 1 273 577 тыс. руб.
[6] Динамика изменения задолженности за 2011-2012гг. представлена в виде
диаграммы на рисунке 2.
Рисунок 2. Задолженность по налогам и сборам перед бюджетом за 2011-2012гг.
По состоянию на 01.06.2013г. задолженность перед бюджетом в целом по стране составила 29 524 787 тыс. рублей, из них по региональным налогами сборам – 1 671 732 тыс. руб. Из них возможная к взысканию задолженность
составила 29 480 330 тыс. руб., по региональным
налогам и сборам –1 656 397 тыс. руб.; задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур
банкротства, составила всего 9 699 745 тыс. руб., по
региональным налогам и сборам - 52 282 тыс. руб.;
задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении
исполнительного производства – всего 4 675 321 тыс. руб., по региональным
налогам и сборам - 258 530 тыс. руб.; приостановленные к
взысканию платежи – всего 1 072 117 тыс. руб., по региональным налогам и сборам - 4 817 тыс. руб.;
задолженность невозможная к взысканию
налоговыми органами всего 81 042 тыс. руб., по региональным налогам и сборам -15 954 тыс. руб.
[6]
Собираемость транспортного налога в России составляет около 50%,
что связано с недополучением поступлений
в бюджет в результате предоставления налоговых льгот, отсутствия
достоверной информации о владельцах автотранспортных средств,
а также с уклонением от уплаты транспортного налога. Налоговым законодательством определен порядок
принудительного взыскания налогов с физических лиц, но на практике он
является трудно реализуемым. В целях повышения
собираемости транспортного налога в конце
июня 2008 г. в госдуму был внесен проект поправок к закону “О милиции”, обязывающих ГИБДД проверять квитанции об уплате налога при проведении техосмотра.
Принятие такого закона несомненно повысило собираемость транспортного налога.
Необходимость введения такой нормы обусловлена тем, что в общей
сумме транспортного налога, подлежащего к уплате в
бюджет субъекта Российской Федерации, примерно 70% приходится на налог, взимаемый с
физических лиц, и 30% с организаций. Если от организаций поступает 91,9% от начисленной суммы налога, то от физических лиц – только 68,5%.
Совет Федерации одобрил законопроект, который увеличивает транспортный налог для автомобилей дороже 3 млн. руб.
Документ был разработан министерством
финансов и был принят депутатами в первом чтении 21 мая 2013 г. Проект предусматривает применение
повышающих коэффициентов к ставкам транспортного налога. Документ
устанавливает коэффициент 1,5 для авто, с года выпуска которых прошло
менее 1 года, коэффициент 1,3 – для машин возрастом от 1 года
до 2 лет и коэффициент 1,1 - для автомобилей
от 2 до 3 лет. При этом в отношении автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. руб. сохраняется
принятый в первом чтении двойной коэффициент. Для авто стоимостью от 10 до 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более
10 лет, коэффициент составит 3. Такой же коэффициент
предлагается ввести и для автомобилей
стоимостью от 15 млн. до 20 млн. руб., с года выпуска
которых прошло не более 20 лет. [7]
Транспортный налог представляет собой сбор, который ежегодно
уплачивается всеми владельцами автотранспортных средств. В настоящее
время главы регионов имеют право устанавливать собственные тарифы на
данный вид налогового сбора, все денежные средства должны поступать в
дорожный фонд соответствующего региона.