В соответствии с принятым указом, транспортный налог в 2012 году в Новосибирске для автомобилей, мощность которых составляет менее 100
лошадиных сил, составляет 6 рублей за единицу мощности, для автомобилей мощностью от 100 до 150
лошадиных сил – 10 рублей, для машин мощностью
от 150 до 200 лошадиных сил – 20 рублей, а для автомобилей
мощностью от 200 до 250 лошадиных сил - 45 рублей.
Также транспортный налог в 2012 году в Новосибирской области
взимается с владельцев мотоциклов и будет составлять от 2 до 10 рублей,
данный вид налоговых выплат также должны
осуществить владельцы, катеров, моторных яхт и снегоходов. Индивидуальные предприниматели и
юридические лица Новосибирска, которые имеют в своей собственности
автобусы, грузовые автомобили или спецтехнику, также обязаны заплатить
ежегодный транспортный налог в 2012 году.
Транспортный налог больших льгот не предусматривает. Ветераны и
инвалиды Великой Отечественной войны могут получить льготу в 80% от
налога, только если владеют грузовым автомобилем с мощностью двигателя до 150 л.с.
Пенсионеры по старости или инвалиды могут получить 95%
льготу — только на транспорт на пневматическом или гусеничном ходу.
Наконец, сельскохозяйственные товаропроизводители могут быть полностьюосвобождены от налога, если владеют автобусом, грузовым автомобилем и
другими самоходными транспортными средствами. [8]
Частным владельцам автомобилей квитанция об уплате данного вида
налога поступает по почте, многие из автомобилистов попросту забывают
оплатить этот вид налога, так как документ, подтверждающий оплату, не
требуется при оформлении полиса ОСАГО или иных документов, которые
необходимы для эксплуатации автомашин на территории нашей страны.
В настоящее время многие автомобилисты недовольны данной формойналоговых сборов.
Прежде всего, многие жители Новосибирска имеют
мощные подержанные японские автомобили, которые используются только
несколько месяцев в году. Кроме того, качество автомобильных дорог в
регионе также оставляет желать лучшего.
Многие жители нашей страны считают, что дорожный налог должен
входить в стоимость бензина, т.е. те люди, которые больше ездят, а значит,
чаще пользуются автодорогами, должны платить большие деньги в
соответствующий фонд. [9]
Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской
области составлен список 5145 организаций, имеющих по состоянию на 1 июля 2013 года задолженность перед бюджетом более 100 тысяч рублей.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по
крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области 26 июня 2013
г. проведено очередное заседание комиссии по легализации объектов
налогообложения, в котором приняли участие помощник прокурора г.
Новосибирска А.И. Сидоренко, начальник МРО Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Р.В. Близнюк.
На комиссии заслушаны руководители 11 организаций,
имеющих отрицательный результат хозяйственно-финансовой деятельности,
низкую налоговую нагрузку, высокий уровень налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и заявляющих
возмещение по НДС в течение продолжительного времени.
По итогам заседания комиссии налогоплательщикам предложено
рассмотреть вопрос правомерности заявленных убытков, возмещения налога на добавленную стоимость,
высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС.
Результатом работы комиссии по легализации объектов
налогообложения Инспекции за 1 полугодие 2013 г. стало
увеличение крупнейшими налогоплательщиками налоговых обязательств на 102 млн.
рублей и перечисление в бюджет заявленных в уточненных налоговых
декларациях сумм налогов.
Систематическое проведение Межрайонной ИФНС России по
крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области работы
комиссии по легализации объектов налогообложения с участием
представителей прокуратуры и правоохранительных органов позволяет не
только выяснить причины образования убытков, низкой налоговой нагрузки, но и способствует побуждению налогоплательщиков к самостоятельному
уточнению налоговых обязательств. [10]
Налоговыми органами Новосибирской области с
начала года по состоянию на 01.07.2013 в консолидированный
бюджет Российской Федерации (с учетом
единого социального налога, зачисляемого
в федеральный бюджет) обеспечено поступление
администрируемых доходов в сумме 59220
млн. руб., в том числе в федеральный бюджет
– 15820 млн. руб., в консолидированный бюджет
субъекта – 43400 млн. руб. (данные УФНС).
По состоянию на 01.06.2013г.
налоговыми службами Новосибирской
области проведено 322 239 камеральных проверок, из них 11 317 выявивших
нарушения. В результате камеральных проверок
дополнительно начислено 253115 тыс. руб.
Проведено выездных проверок организаций,
индивидуальных предпринимателей и других
лиц, занимающихся частной практикой,
а также физических лиц – 167, в результате
дополнительно начислено 1 335 600 тыс. руб.
По Новосибирской области за январь-май 2013 года в
консолидированный бюджет Российской Федерации (с учетом поступлений
от организаций, состоящих на налоговом учете на межрегиональном уровне)
мобилизовано администрируемых доходов 54156 млн. руб., что превышает
уровень поступлений за соответствующий период 2012 г. на 1918 млн. руб.
или на 3,7%. В структуре поступлений администрируемых доходов в январе-мае 2013 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
увеличилась доля налога на имущество организаций – с 7,8% до 8,9%.
В структуре поступлений в федеральный
бюджет увеличилась доля поступлений
налога на имущество организаций – с 11,1% до 12,6%,
транспортного налога – с 0,7% до 1%.
Поступления по налогу на имущество организаций за январь-май
2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. увеличились на
755 млн. руб. или на 18,5%. Поступления по транспортному налогу в январе-мае 2013 года
по сравнению с соответствующим периодом 2012 года
увеличились на 135 млн. руб. или в 1,6 раза, что обусловлено
ростом поступлений по транспортному налогу с
физических лиц на 117 млн. руб. или в 2,7 раза. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ срок уплаты транспортного
налога с физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) за 2011 г. установлен 1 ноября 2012
г. В результате значительная часть образовавшейся задолженности
перешла на принудительное взыскание в 2013 году.
Исполнение утвержденных на январь-май 2013 года показателей
поступлений администрируемых доходов
по региону Новосибирской области составило: в федеральный бюджет – 110,9%, в бюджет субъекта –91,5%, в бюджеты муниципальных образований – 99,8%. Задолженность по
налоговым платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации
по состоянию на 01.06.2013 составила 29525 млн. руб. и
по сравнению с задолженностью, числившейся на 01.01.2013, увеличилась на 9900 млн. руб. или на 50,4%.
На долю региональных налогов приходится 5,7% (1672 млн. руб.) от
общей суммы задолженности, в том числе на
задолженность по транспортному налогу – 3,4% (1005 млн. руб.), по налогу на
имущество организаций – 2,1% (613 млн. руб.).
Задолженность по региональным налогам
уменьшилась на 37 млн. руб. или на 2,2%, что связано,
в основном, с уменьшением задолженности по транспортному
налогу на 165 млн. руб. или на 14,1%, в том числе по
транспортному налогу с физических лиц – на 179 млн. руб.
или на 15,9%. В то же время задолженность по налогу на имущество
организаций увеличилась на 130 млн. руб. или на 27,1%, что обусловлено
неуплатой текущих платежей. [11] Динамика изменения
задолженности по региональным налогам за январь-май 2012 и 2013гг. по Новосибирской
области приведена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика изменения задолженности по региональным
налогам за январь-май 2012-2013гг. по Новосибирской
области
Заключение
Развитие и функционирование региональной экономической системы
РФ протекает в момент глубокого кризиса
российской модели территориального воспроизводства.
Нынешняя специфика регионального развития РФ предполагает серьезность
пересмотра положений налоговой политики, в том числе вопросов, связанных с пониманием роли налогов
в жизнедеятельности общественной системы в общем,
разработкой методических подходов к организации процесса налогового регулирования
социально-экономической сферы регионов, выявлением возможностей их
пользования для решения острых воспроизводственных проблем территории.
Рассмотрев основные положения региональных
налогов, можно сделать вывод о том, что такие налоги проявляют огромнейший интерес при их изучении.
Такие налоги демонстрируют прямое влияние на экономику
субъектов РФ. При этом федеральный бюджет
является важнейшим инструментом стимулирования и
регулирования экономики, средством вовлечение
дополнительных инвестиций в развитие
региональной экономики, увеличения эффективности
производства. Пользуясь таким инструментом,
как налоги, государство может проводить стимулирование
или, наоборот, сдерживание развития отдельных отраслей экономики.
Это происходит посредством определения списка налогов, налоговых льгот или
налоговых ставок для определенных субъектов
хозяйствования или видов деятельности. Стимулирование и регулирование региональной экономики
производится ещё посредством финансирования из федерального бюджета.
Региональное налогообложение сталкивается
с проблемами, к некоторым из которых относятся:
снижение налоговых поступлений в бюджеты субъектов
в виду отмены многих региональных налогов;
ограничения полномочий региональных
властей; большое количество судебных издержек по вопросам просрочки платежей, уклонения от уплаты
налогов и т.д. Например, задолженность по региональным налогам и сборам в бюджет страны составила в 2012г. 1 273 577 тыс.руб., уменьшившись по
сравнению с 2011г. на 35 259 тыс.руб., а на 01.06.2013г. задолженность по
региональным налогам и сборам в целом по стране составила 1 671 732 тыс.
руб.
Для решения этих проблем требуется укрепление
развития налогооблагаемой базы регионов,
увеличение доходности регионального
государственного комплекса. Необходимо
законодательное закрепление таких положений как:
основные правила разграничения конкурирующей
компетенции субъектов и федерации; принцип
субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: целии задачи, направления,
в связи с которым происходит осуществление
федеральной помощи бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, основы
механизма согласования интересов федерации и субъектов в
процессе распределения финансовых средств, механизм участия субъектов
федерации в создании государственной федеральной региональной политики,формы финансового выравнивания.
Список источников литературы
- Налоговая
политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. горского.- 2-е изд. перераб. и доп.- м.: Финансы и статистика, 2003г.
- Пути
совершенствования налоговой системы Российской Федерации. //Налоги и налогообложение, №2, 2005. с 71-72.
- Проблемы
администрирования региональных и местных
налогов. В. Товбаз. http://dv-delo.ru/2009/10/01/problemy-administrirovaniya-regionalnyx-i-mestnyx-nalogov/
- Инспекции
ФНС России Новосибирской области приступили
к рассылке налоговых уведомлений. http://www.r54.nalog.ru/ns/4165506/
- Проблемы
становления и развития бюджетного федерализма
в России. А. Лавров.
- Управление Федеральной
Налоговой службы. http://www.r54.nаlog.ru/stаtistic/stаtforms/
- Совет
Федерации одобрил закон о повышении налога на дорогие авто. http://tаxprаvo.ru/novosti/stаtyа-324748-sovеt_fеdеrаtsii_odobril_zаkon_o_povyishеnii_nаlogа_nа_dorogiе_аvto
- Плати
налоги с человеческим лицом. 26.10.2012. http://ovingred.at.ua/news/vechernij_novosibirsk/2013-01-17-71
- Транспортный
налог в 2012 году в Новосибирске. http://novobiz.ru/article/a-492.html
- Крупнейшие
налогоплательщики Новосибирской области
увеличили налоговые обязательства на
102 млн. рублей. http://local.klerk.ru/inspection/327834/
- Аналитическая
записка о поступлении налоговых платежей и состоянии задолженности по ним на территории Новосибирской области за январь-май 2013 года. http://www.r54.nаlog.ru/stаtistic/pn54/4190668/