Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:51, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
В данном реферате кратко рассматривается налоговая система Республики Казахстан, в частности индивидуальный подоходный налог, как регулятор доходов населения, а также введение в 2013 году в Казахстане прогрессивной шкалы налогообложения, положительные и отрицательные моменты данного нововведения.
ВВЕДЕНИЕ
1 Налоги и налоговая система Республики Казахстан
Понятие налогов и их роль в жизни государства
Налоговая реформа в Республике Казахстан
Основные виды налогов в Республике Казахстан
2 Индивидуальный подоходный налог
2.1 Экономическое содержание ИПН, основы построения и механизм взимания
2.2 Введение в Республике Казахстан прогрессивной шкалы налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
- фиксированный налог: плательщиками являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг с использованием игровых автоматов, персональных игровых компьютеров, игровых дорожек боулинга и др.
- единый земельный налог: крестьянские (фермерские хозяйства), применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками ИПН; НДС; земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество. Исчисление единого земельного налога производится путем применения 0,1% к оценочной стоимости земельного участка.
2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОХОДНЫЙ НАЛОГ
2.1 Экономическое содержание ИПН, основы построения и механизм взимания.
Индивидуальный подоходный налог - один из самых известных и широко распространенных налогов. Относится к прямым и личным налогам, входит в группу налогов на доходы и является источником доходов местных бюджетов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Экономическое содержание этого налога проявляется в его регулировании как уровня общественного производства, так и уровня потребления и уровня доходов населения.
Существует два основных направления в изучении роли личного налогообложения.
Согласно первому, если рассматривать расширение платежеспособного спроса в качестве важнейшего стимула экономической деятельности, целесообразно облагать личные доходы по прогрессивной шкале, так как низкие доходы сразу идут на потребление, расширяя тем самым потребительский спрос, стимулируя рост производства, а высокие доходы, значительная часть которых превращается в сбережения, стимулируют производство гораздо слабее. Поэтому более высокое обложение налогами этих доходов не препятствует стимулам роста производства. Социально-справедливый характер данной методики «сглаживает» неравенство доходов в стране.
С точки зрения второго направления, считается, что применение прогрессивного налогообложения приведет к падению стимулов получения высоких доходов, что прежде всего, выразится в сокрытии реальных доходов населения и государственная казна будет терять не только в виде налоговых поступлений, но и таким образом это приведет к стимулированию отхода от дисциплинированного налогообложения и по другим налогам.
Согласно действующему в Республики Казахстан налоговому законодательству, плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. Объектами обложения являются доходы, облагаемые у источника выплаты и доходы, не облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов определенных ст. 156 НК РК и включающих 40 наименований таких доходов. К их числу можно отнести: алименты, доходы по паям инвестиционных фондов, вознаграждения по долговым ценным бумагам, выигрыши в лотерее в пределах 50-ти месячных расчетных показателей т.д. К доходам, облагаемым у источника выплаты, относят: доходы работника, доходы от налогового агента, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, доходы в виде дивидендов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
Исчисление и удержание налога по доходам, облагаемым у источника выплаты производится налоговыми агентами не позднее дня выплаты дохода, а перечисление - до 25-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты. Налогообложение доходов, не облагаемых у источника выплаты, происходит по иной схеме. Уплата этого вида налога производится налогоплательщиком самостоятельно, путем применения налоговых ставок определенных по доходам, облагаемым у источника выплаты, внесения авансовых платежей с окончательным расчетом после сдачи декларации.
2.1 Введение в Республике Казахстан прогрессивной шкалы налогообложения
В настоящее время в Казахстане принята и действует плоская шкала ИПН, которая была введена в 2007 году. Она преследовала цель легализации доходов физических лиц. Так, если опираться на базу данных ГЦВП, то по ней можно определить уровень заработной платы всех граждан, участвующих постоянно или периодически в накопительной пенсионной системе, и, соответственно, можно оперировать очень точными цифрами. Если в 2006 году доходы размером от 15 до 40 месячных расчетных показателей (МРП) имело 27, 9% работающего населения, то 2009 году – это 38,3%, а доходы от 40 до 200 МРП повысились с 14,9% до 48,4%. Т.е. можно однозначно говорить, что введение плоской шкалы сыграло свою положительную роль. Но при этом, следует иметь ввиду, что мировая практика в настоящее время иная. Немного стран применяют плоскую шкалу, в частности, это Эстония, Литва, Латвия, Румыния и Россия. Если говорить о прочих развитых странах, то там действует прогрессивная шкала ИПН. Основными бенефициарами любой предпринимательской деятельности являются физические лица. Любой бизнес делается для того, чтобы в конечном итоге не само предприятие, а его собственники получили соответствующие доходы. Поэтому во всем мире введена прогрессивная шкала и соответственно тот, кто больше получает, тот и больше платит.
В 2010 году Министр финансов Республики Казахстан Болат Жамишев заявил о планах по введению новой схемы удержания индивидуального подоходного налога (ИПН). Предполагается, что в Казахстане с 2013 года индивидуальный подоходный налог станут взимать по прогрессивной шкале. Министр утверждает, что плоская шкала изначально была временной. Вопрос стоял только такой, когда перейти от плоской шкалы к прогрессивной. Он отмечает, что в министерстве ориентируются на перспективу, т.е. на момент введения всеобщего декларирования доходов.
Доходы 98 % граждан, которые платят ИПН и информация о заработной плате которых есть в базе данных ГЦВП, получают меньше, чем 300 тыс.тенге, таким образом, нововведение коснется лишь 2% населения, у которых зарплата превышает порог прогрессивного обложения. В этом случае их заработная плата обложится ступенчато - часть зарплаты обложится по 10%, часть по 15%, часть по 20%.
Изменения обложения индивидуальным подоходным налогом проиллюстрированы в Таблице 1, где для удобства изложения годовая заработная плата представлена в виде оклада за один месяц. Из таблицы видно, что при прогрессивной шкале отношение суммы налога к ежемесячному окладу в 500 тыс.тенге составит всего 10%, к окладу в 1 млн.тенге - 13,7%. Т.е. даже при достаточно больших доходах реальная эффективная ставка налога далека от 20%.
Расчеты показывают что условия налогообложения заработной платы в размере до 353 тыс.тенге не меняются в сравнении с плоской шкалой. Для той, категории граждан, чей оклад превышает 353 тыс.тенге налоговая нагрузка растет постепенно, в зависимости от темпа увеличения дохода. С оклада в 400 тыс. тенге в месяц сумма налога будет составлять 36,5 тыс. тенге или на 2,1 тыс. тенге больше чем при «плоском» обложении. С ежемесячной зарплаты в полмиллиона тенге отчисления возрастут на 6,6 тыс.тенге больше.
Таблица 1. Сравнительная таблица ИПН
Оклад, тенге |
ИПН по прогрессивной шкале |
ИПН по действующей (плоской) шкале |
Отклонение |
% изъятия по прогрессивной шкале |
% изъятия по действующей плоской шкале |
изменение % изъятия
|
50 000 |
2 900 |
2 900 |
0 |
5,8 |
5,8 |
0,0 |
72 600 |
4 934 |
4 934 |
0 |
6,8 |
6,8 |
0,0 |
100 000 |
7 400 |
7 400 |
0 |
7,4 |
7,4 |
0,0 |
150 000 |
11 900 |
11 900 |
0 |
7,9 |
7,9 |
0,0 |
200 000 |
16 400 |
16 400 |
0 |
8,2 |
8,2 |
0,0 |
250 000 |
20 900 |
20 900 |
0 |
8,4 |
8,4 |
0,0 |
300 000 |
25 400 |
25 400 |
0 |
8,5 |
8,5 |
0,0 |
350 000 |
29 900 |
29 900 |
0 |
8,5 |
8,5 |
0,0 |
353 750 |
30 238 |
30 238 |
0 |
8,5 |
8,5 |
0,0 |
400 000 |
36 480 |
34 400 |
2 080 |
9,1 |
8,6 |
0,5 |
500 000 |
49 980 |
43 400 |
6 580 |
10,0 |
8,7 |
1,3 |
572 000 |
59 700 |
49 880 |
9 820 |
10,4 |
8,7 |
1,7 |
580 000 |
61 132 |
50 600 |
10 532 |
10,5 |
8,7 |
1,8 |
600 000 |
64 732 |
52 400 |
12 332 |
10,8 |
8,7 |
2,1 |
700 000 |
82 732 |
61 400 |
21 332 |
11,8 |
8,8 |
3,0 |
800 000 |
100 732 |
70 400 |
30 332 |
12,6 |
8,8 |
3,8 |
900 000 |
118 732 |
79 400 |
39 332 |
13,2 |
8,8 |
4,4 |
1 000 000 |
136 732 |
88 400 |
48 332 |
13,7 |
8,8 |
4,9 |
1 200 000 |
172 734 |
106 401 |
66 333 |
14,4 |
8,9 |
5,5 |
1 500 000 |
232 734 |
136 401 |
96 333 |
15,5 |
9,1 |
6,4 |
2 000 000 |
332 734 |
186 401 |
146 333 |
16,6 |
9,3 |
7,3 |
2 500 000 |
432 734 |
236 401 |
196 333 |
17,3 |
9,5 |
7,8 |
3 000 000 |
532 734 |
286 401 |
246 333 |
17,8 |
9,5 |
8,3 |
3 500 000 |
632 734 |
336 401 |
296 333 |
18,1 |
9,6 |
8,5 |
4 000 000 |
732 734 |
386 401 |
346 333 |
18,3 |
9,7 |
8,6 |
4 500 000 |
832 734 |
436 401 |
396 333 |
18,5 |
9,7 |
8,8 |
5 000 000 |
932 734 |
486 401 |
446 333 |
18,7 |
9,7 |
9,0 |
Налогообложение «миллионеров» возрастет на 5 процентных пунктов и выше по мере прогресса дохода. Но и в этом случае сумма налога не будет запретительной, оставаясь ниже 20% по отношению к зарплате.
Прогрессивная шкала обложения имеет экономическое обоснование и применяется в большинстве стран мира. Примеры применения плоской шкалы обложения в мировой практике являются исключением, и в ряде случаев следствием слабого администрирования или политического компромисса. Почти все страны ОЭСР, Азии применяют прогрессивное обложение или его аналог. Так, во Франции обложение доходит до 56%, в Китае установлены ставки в размере 5-45%, в Чехии - 15-32%, в Польше - 19-50%. Аргументами прогрессивных налогов являются снижение неравенства и имущественного расслоения, выравнивание для малообеспеченного и богатого человека значимости налоговых «потерь» и получаемых от государственных услуг выгод.
В Казахстане прогрессивная шкала обложения применялась до 2007 года, неоднократно подвергаясь реформированию в строну смягчения. Предельная ставка снижалась с 30% до 20% при начальном пороге обложения 5%. Следует отметить, что прогрессивная шкала, предлагаемая новым законопроектом, мягче, чем шкала, действовавшая до 2007 года. В старых условиях, несмотря на нижний порог в 5% для низких зарплат, налоговая нагрузка была бы выше из-за применяемых тогда низких вычетов.
Фискальный эффект в виде дополнительных поступлений будет умеренным, поскольку прогрессивная шкала не затрагивает основную часть населения. Доходы бюджета в 2013 году в связи с введением прогрессивной шкалы увеличатся на 12,5 млрд. тенге.
Но, не смотря на все положительные аргументы, которые приводит Болат Жамишев в пользу введения прогрессивной шкалы взимания налогов, заявление министра вызвало бурную критику со стороны некоторых депутатов Парламента Республики Казахстан, экспертов-экономистов и бухгалтеров. По их мнению, введение прогрессивной шкалы ИПН может иметь крайне негативные последствия для экономики страны.
Сегодня в Казахстане одна из самых низких налоговых ставок ИПН в мире (10%). Генеральный секретарь Всемирной ассоциации налогоплательщиков (WTA) Бьорн Таррас-Валберг, принимавший участие в 5-м Казахстанском Налоговом Форуме подчеркивал, что именно низкие ставки налогов способствуют экономическому росту, и порекомендовал вообще отменить подоходный налог, но если отменить налог или уменьшить его ставку невозможно, то лучшим решением будет его фиксированная ставка.
Существует мнение, что введение прогрессивной шкалы ИПН негативно отразится, прежде всего, на высококлассных специалистах. Неизбежно произойдет «вымывание» кадров, что недопустимо на едином экономическом пространстве.
Крайне отрицательно на заявление Министра финансов отреагировали профсоюзы Казахстана и Ассоциации предпринимателей. Они обратились к депутатам Парламента РК с просьбой отклонить законопроект о внесении изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс РК, касающееся введения прогрессивной шкалы ИПН. Предприниматели считают, что Министерством финансов были представлены неубедительные аргументы в пользу такого решения и единственный внятный довод – об увеличении доходной части бюджета на 12 млрд. тенге – не выдерживает никакой критики в свете хронического недоосвоения расходной части бюджета на сотни миллиардов. В случае предлагаемого нововведения основная нагрузка дополнительных налогов ляжет на инженерно-технических работников и других высококвалифицированных специалистов, а также работников, занятых на производстве с тяжелыми и особо тяжелыми условиями труда в горной, металлургической, химической и других отраслях промышленности. Непосредственной реакцией на введение прогрессивной шкалы ИПН станет сокращение официальных зарплат на малых и средних предприятиях, а также возврат к теневым схемам (через так называемые «обнальные» фирмы). На практике это означает всплеск лжепредпринимательства и массовый уход от налогообложения.
В Казахстане, как и в России, существует проблема с администрированием налогов, то есть с их собираемостью. Если ставки увеличить, то собираемость понизится. Прогрессивная шкала налогообложения вводится в тех странах, где высока доля среднего класса, то есть там, где он составляет от 50% населения. Казахстан пока в число таких стран не входит.
Прогрессивная ставка несет в себе и другие серьезные макроэкономические угрозы. Может пострадать инвестиционная привлекательность. Для крупных налогоплательщиков введение прогрессивной ставки налогообложения означает, по сути, работу в тех же условиях, но за меньшие деньги, в этом случае вполне можно ожидать сокращения инвестиционной активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая все мнения экспертов, положительные и отрицательные перспективы введения прогрессивной шкалы ИПН, а также практику применения плоской и прогрессивной шкалы в Казахстане, можно сделать вывод, что реформа индивидуального подоходного налогообложения не должна решаться скоропалительно. Необходимо точно просчитать влияние всех перечисленных аспектов на экономику страны, особенно в их комплексном взаимодействии.
Внедрение предлагаемых
рекомендаций по совершенствованию
механизма налогообложения