Производственная программа Филиала «Волковысский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:59, дипломная работа

Описание работы

Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Актуальность этих вопросов в современных условиях и обусловила выбор темы данной дипломной работы. Объектом исследования выступает производственное предприятие Филиал «Волковысский хлебозавод», предметом - процесс планирования производственной программы данного субъекта хозяйствования. Целью дипломной работы является разработка плана производства и реализации продукции Филиала «Волковысский хлебозавод».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и понятие ПП в хозяйственной деятельности предприятия
2. Формирование ПП, ее разделы и основные показатели
3. Планирование выполнения производственной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Производственная программа предприятия (ПП) Сущность и понятие п.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, - в стоимостных и натуральных показателях.

Производственная программа  предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным  процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Рассмотрим содержание основных этапов данного алгоритма.

1. Анализ выполнения плана производства

Основными задачами анализа  выполнения плана в отчетном и  предшествующем плановому периодах являются :

  • проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;
  • изучение причин, положительно и отрицательно, влияющих на выполнение плановых показателей;
  • выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
  • разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;
  • установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Особое внимание должно уделяться продукции, включенной в государственный заказ.

При этом должны быть выявлены внутренние и внешние причины  невыполнения плана по ассортименту.

Неравномерность выполнения плана  по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры  производственной программы, то есть соотношению  отдельных видов продукции в их общем выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном измерении, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Влияние структуры производства на изменение стоимости выпущенной продукции можно оценить с помощью метода средневзвешенной цены. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем - при плановой. Разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в натуральном выражении.

Тот же результат можно получить более простым способом: взять  разность между уровнями выполнения плана производства продукции в стоимостном и натуральном выражении и умножить ее на запланированный выпуск товарной продукции в стоимостном выражении.

Важное значение при анализе  выполнения производственной программы  отводится анализу ритмичности  производства. Ритмичность характеризует  равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не превышающий уровень плана.

Оценка ритмичности позволяет  не только судить о равномерности  производства продукции, что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Резервы роста объемов производства на основе повышения ритмичности  работы можно рассчитать разными  методами. Наиболее простой - как разность между плановым и зачтенным выпуском продукции за анализируемый период, или разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства в анализируемом периоде.

Заканчивается анализ на данном этапе  оценкой качества продукции. Она  может проводиться по следующей  системе показателей:

  • обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции);
  • единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);
  • косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных  показателей, оценить выполнение плана  по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль).

Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции  позволяет выявить резервы роста  объемов производства и наметить мероприятия по их реализации, которые  могут быть сгруппированы в следующие разделы [12, с.343]:

  • создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции;
  • внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда;
  • капитальный ремонт и модернизация основных фондов;
  • мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства;
  • технико-экономические результаты внедрения мероприятий.

2. Анализ портфеля заказов

Работа по планированию продаж заканчивается формированием  «портфеля» заказов или плана  продаж. На этой стадии он формируется  с ориентацией на емкость рынка  без тщательной проработки производственной мощности предприятия. Поэтому на этапе  составления производственной программы портфель заказов нуждается в тщательном анализе. Анализу подвергаются: спрос потребителей через собственную торговую сеть; индивидуальные заказы потребителей; заявки дилеров; заявки оптовых покупателей.

На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируются и анализируются ассортимент и номенклатура портфеля заказов. Устанавливаются общий объем планируемых поставок продукции в натуральном и стоимостном выражении; удельный вес различных видов продукции в общем объеме поставок; графики отгрузки продукции потребителям; удельный вес новой и снимаемой с производства продукции; удельный вес экспортной продукции; запасы готовой продукции на складах предприятия; объемы поставленной, но не оплаченной в срок продукции; причины образования сверхплановых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателями; надежность и платежеспособность покупателей; финансовые показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль, рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей; объемы производства из давальческого сырья; объемы кооперированных поставок и другие факторы, от которых зависит эффективность продаж.

На основе анализа  сформированного службой маркетинга «портфеля» заказов специалистами  всех заинтересованных структурных подразделений предприятия (планово-экономическим отделом, планово-производственным отделом и др.) составляется мотивированное заключение о возможности реализации «портфеля» в планируемом периоде, которое впоследствии учитывается при составлении производственной программы.

Для принятия обоснованных решений по «портфелю» заказов целесообразно  создать из ведущих специалистов различных отделов консультационно-аналитический  центр при директоре предприятия.

3. Расчет производственной  мощности

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим  этапом обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются  объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) - это способность закрепленных за ним средств труда (технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции за год (сутки, смену) в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы и с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Понятия «производственная  мощность» и «производственная  программа» в плановых расчетах не идентичны. Если первое показывает способность  предприятия в определенных условиях выпускать максимальное количество продукции в натуральном выражении в определенный промежуток времени, то второе характеризует степень использования мощности в плановом периоде.

При планировании производственная программа, как и мощность предприятия, выражаются в одних и тех же натуральных (условно-натуральных) и стоимостных единицах.

Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принимаются  во внимание следующие факторы :

  • структура и величина основных производственных фондов;
  • качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
  • передовые технические нормы производительности оборудования, использования площадей, трудоемкости изделий, выход продукции из сырья;
  • прогрессивность применяемых технологических процессов;
  • степень специализации;
  • режим работы предприятия;
  • уровень организации производства и труда;
  • фонд времени работы оборудования;
  • качество сырья и ритмичность поставок.

Производственная мощность - величина не постоянная. Выбытие мощности происходит по следующим причинам: износ и выбытие оборудования; увеличение трудоемкости изготовления изделий; изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; уменьшение фонда времени работы; окончание срока лизинга оборудования. Эти же факторы действуют и в обратном направлении.

Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих  определить: входную мощность; выходную мощность; показатели степени использования мощности.

3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде. В процессе анализа определяется достигнутый уровень использования производственной мощности, степень прогрессивности применяемой техники и технологии; степень использования оборудования и производственных площадей; достигнутый уровень организации производства и труда на предприятии.

Коэффициент использования  среднегодовой производственной мощности определяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой техники.

При анализе достигнутого уровня использования мощностей  определяются коэффициенты сменности работы оборудования, степень использования внутрисменного фонда времени, наличие излишнего и неустановленного оборудования, причины недоиспользования оборудования.

4. На данном этапе планируется увеличение коэффициента использования производственной мощности в планируемом периоде, которое может быть достигнуто за счет реализации выявленных внутрипроизводственных резервов, без дополнительного ввода постоянных факторов производства.

Внутрипроизводственные  резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

5. Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей.

Прирост производственных мощностей определяется на основе проведенных  мероприятии в отчетном году и намечаемых в плановом периоде по агрегатам, участкам и цехам, по которым определяется производственная мощность предприятия. При этом в планы и отчеты не включаются мероприятия, связанные с достижением проектной мощности объектов, находящихся в стадии освоения проектной мощности. В расчете производственной мощности учитывается также ее уменьшение в отчетном и плановом периоде

Информация о работе Производственная программа Филиала «Волковысский хлебозавод»