Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 00:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия «иностранного капитала», его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
Введение………………………………………………………………………….
3
1
Иностранные инвестиции: сущность и классификация……………
5
1.1
Сущность иностранных инвестиций……………………………………..
5
1.2
Классификация иностранных инвестиций………………………………
8
2
Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ………...
15
2.1
Структура иностранных инвестиций в России………………………….
15
2.2
Структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам…………………………………………………………………
21
2.3
Региональное размещение иностранных инвестиций в России………..
27
3
Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ…...
29
3.1
Стимулирование инвестиционной активности………………………….
29
3.2
Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ………..
37
Заключение……………………………………………………………………….
39
Список использованных источников………………………
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Транспорт и связь |
6511 |
100 |
206 |
17 |
6288 |
из
них: |
5000 |
76,8 |
0,0 |
- |
5000 |
Люксембург |
943 |
14,5 |
0,1 |
3 |
940 |
Кипр |
142 |
2,2 |
85 |
8 |
49 |
из
итога по транспорту и связи |
1175 |
100 |
27 |
12 |
1136 |
из
них: |
941 |
80,1 |
0,1 |
2 |
939 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
129 |
11,0 |
- |
0,3 |
129 |
Швеция |
58 |
4,9 |
4 |
- |
54 |
Кипр |
17 |
1,5 |
4 |
8 |
5 |
Финансовая деятельность |
1025 |
100 |
119 |
289 |
617 |
из
них: |
438 |
42,8 |
75 |
224 |
139 |
Ирландия |
176 |
17,2 |
- |
- |
176 |
Германия |
114 |
11,2 |
- |
- |
114 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
2670 |
100 |
873 |
3 |
1794 |
из
них: |
601 |
22,5 |
71 |
- |
530 |
Кипр |
487 |
18,3 |
264 |
1 |
222 |
Люксембург |
457 |
17,1 |
7 |
1 |
449 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
43 |
100 |
31 |
- |
12 |
из
них: |
24 |
56,7 |
18 |
- |
6 |
США |
7 |
15,4 |
2 |
- |
5 |
Люксембург |
5 |
11,7 |
5 |
- |
- |
__________________ |
В 2009г. иностранные инвесторы вновь проявили большой интерес к кредитованию внешней торговли и связи. Люксембург прочно удерживает лидерство по вложениям в сферу связи, увеличив их по сравнению с 2008г. практически в 2 раза с 40,9% до 80,1%. Во внешней торговле он так же на первом месте – 40,9%.
В финансовой деятельности и в операциях с недвижимостью почти половина вложений пришлась на Кипр – весьма характерный момент, если учесть российское происхождение поступающих оттуда капиталов. Как уже отмечалось выше, наши соотечественники более чутко улавливают тенденции рынка в РФ и оперативно вкладывают средства в те виды деятельности, которые в данный момент приносят наибольшую прибыль.
Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в Росси. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.
2.3 Региональное
размещение иностранных
инвестиций в России
Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия (Таблица 4).
Таблица 4 – Структура иностранных инвестиций по федеральным округам РФ (в процентах к общему объему)
Округ |
Доля инвестиций |
Российская Федерация |
100,0 |
Центральный федеральный округ |
52,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
6,3 |
Южный федеральный округ |
2,3 |
Приволжский федеральный округ |
3,2 |
Уральский федеральный округ |
18,7 |
Сибирский федеральный округ |
7,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
9,6 |
Особенностью размещения иностранных капиталов между федеральными округами является то, что выравнивание объемов привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе: в Центральном – Москва и Московская область, В Северо-Западном – Санкт-Петербург, республика Коми, в Южном – Краснодарский край, в Уральском – Челябинская область, в Сибирском – Омская, Иркутская области. Тогда как остальные регионы данных федеральных округов могут вообще не получать иностранных инвестиций. Подобного рода неравномерность объясняется либо реализацией на территории региона отдельных крупных проектов, либо наличием у него условий, удовлетворяющих отраслевым предпочтениям инвесторов. В 2008г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 52,7 % их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий Тюменскую область, — 18,7%. На третьем месте находится Дальневосточный округ — 9,6%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,2 %; Северо-Западный – 6,3%; Приволжский — 3,2%; Южный — 2,3% (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Структура инвестиций по федеральным округам РФ
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва на протяжении последних 3 лет получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В 2009 году объем иностранных инвестиций в экономику Москвы может составить 17,7 млрд.руб.
В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
3. Пути привлечения иностранных
инвестиций в
экономику РФ
3.1 Стимулирование инвестиционной активности
Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.
Также решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
Принят Закон об иностранных инвестициях в Россию, цель которого - предоставить гарантии иностранному инвестору, прежде всего от необоснованной национализации.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.
Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации”.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.
Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции и их роль в национальной экономике