Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся системы приоритетов.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России 5
1.1 Сущность и методы денежно-кредитной политики 5
1.2 Принципы денежно-кредитной политики в РФ 10
2 Особенности денежно-кредитной политики в России 17
2.1 Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики 17
2.2 Инструменты проведения денежно-кредитной политики 20
3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ 27
3.1 Основные проблемы денежно-кредитной политики РФ 27
3.2 Тенденции развития денежно-кредитной системы в России 30
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

33753 Финансовая, денежно-кредитная политикаОригинал.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в  большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся системы приоритетов.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть  финансовой политики - установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства  в области финансов.

Целью данной работы является изучение финансовой, денежно-кредитной политики.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие  задачи:

- изучить сущность и методы денежно-кредитной политики;

- рассмотреть принципы денежно-кредитной политики в РФ;

- выявить роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики;

- опредлить инструменты проведения денежно-кредитной политики;

- выявить основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;

- рассмотреть тенденции развития денежно-кредитной системы в России.

Предмет исследования –  финансовая, денежно-кредитная политика.

Источниками написания  работы служили учебные пособия  таикх авторов, как Жуков Е.Ф., Косой А.В., Лаврушина О.И., Макконнелл К. Р., Брю С Л. И других.

 

 

 

1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России

1.1. Сущность и методы денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства , стабильный рост, занятости и уровня цен.

С позиции финансов - денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.[8,c.160]

Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует  из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. Денежно-кредитная политика являются частью финансовой политики государства.

Целями денежно-кредитной  политики являются:

Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

- регулирование темпов  экономического роста; 

- увеличение ВВП;

- смягчение циклических  колебаний на рынке товаров,  капитала и рабочей силы;

- сдерживание инфляции;

- стимулировать рост  объема денежно-кредитных операций;

- достижение сбалансированности  платежного баланса и другие.

Рисунок 1 - Социальные задачи

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

- Изменение ставки  учетного процента или официальной  учетной ставки Центрального  банка (учетная, или дисконтная  политика);

- Изменение норм обязательных резервов банков;

- Операции на открытом  рынке, т.е. операции по купле-продаже  векселей, государственных облигаций  и других ценных бумаг;

- Регламентация экономических  нормативов для банков (соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Могут применяться также  выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

- Прямое ограничение  размеров банковских кредитов  для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

- Регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров  маржи, т.е. разницы между суммой  обеспечения и размером выданной  ссуды; ставками по депозитам  и ставкам по кредитам и  т.п. В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - Центральный Банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант  регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства». Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

- является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила  проведения банковских операций. бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы;

- осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций,  выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом:

- осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами:

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

- осуществляет валютное  регулирование, включая операции  по покупке и продаже иностранной  валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  Российской Федерации:

- принимает участие  в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации: - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.[12,c.196]

Таким образом, Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом .Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав. Председатель назначается сроком на 5 лет.Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.

1.2. Принципы денежно-кредитной политики в РФ

 

Конечной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. Установление цели денежно-кредитной политики в виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.

Банк России, как и  любой другой центральный банк, не имеет возможности корректировать методами денежно-кредитной политики динамику потребительских цен, на которую значительное влияние оказывают структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного регулирования, в первую очередь на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным, лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия.

В отсутствие зрелого, конкурентного  финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы  воздействия инструментов денежно-кредитной  политики на уровень инфляции все  еще слабы. Процентные ставки Банка  России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто не являются определяющими при принятии решений на уровне большинства предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал критического веса в финансировании деятельности предприятий и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы в связи с нестабильностью спроса на деньги не гарантируют точного соблюдения цели по инфляции.[5,c.136]

Информация о работе Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ