Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся системы приоритетов.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики России 5
1.1 Сущность и методы денежно-кредитной политики 5
1.2 Принципы денежно-кредитной политики в РФ 10
2 Особенности денежно-кредитной политики в России 17
2.1 Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики 17
2.2 Инструменты проведения денежно-кредитной политики 20
3 Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ 27
3.1 Основные проблемы денежно-кредитной политики РФ 27
3.2 Тенденции развития денежно-кредитной системы в России 30
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

33753 Финансовая, денежно-кредитная политикаОригинал.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

3. Пути совершенствования  денежно-кредитной политики в РФ

3.1. Основные проблемы денежно-кредитной политики РФ

 

На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а  при относительно высоких ценах  на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, далее может последовать кризисная ситуация.

Однако явных свидетельств того, что банковская система справляется  или готова ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет.

Что нужно, для того чтобы  лучше вписаться в международную  систему расчетов, в международные  финансовые потоки? Банковская система  России должна совершенствоваться. Совершенствование  в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Когда речь идет о выделении  надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой.

Рисунок 3 - Компоненты посткризисной  денежно-кредитной политики

В настоящее время  имеющиеся различия просто фантастические и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. На официальном сайте центрального банка РФ могут быть публикованы взаимоисключающие данные, что ставит под сомнение достоверность банковской отчетности. Возьмем Внешторгбанк. Первый квартал 2009 года Результат деятельности по российским бухгалтерским стандартам - минус миллиард рублей. Результат за тот же период, рассчитанный по международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн., что по существу является правильным. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и по российской системе бухгалтерского учета.

К сожаленью сохраняется высокий уровень нестабильности движения капитала из страны. Чистый вывоз частного капитала в 2006-08 гг. был отрицательным. В 2007 году, впервые чистый отток частного капитала сменился на небольшой чистый приток в 700 млн. долл. В 2008 г. чистый приток частного капитала составил значительную величину - 41,6 млрд. долл., в 2009 эта тенденция сохранилась. Рост чистого притока капитала связан с высокими доходами от экспорта за счет высоких цен на сырьевые товары и огромных заимствований государственными монополиями и крупнейшими частными российскими компаниями за рубежом. Однако приток капитала за счет высоких цен на сырьевые товары нестабилен. Рост же иностранных долгов госкомпаний (Роснефть, Газпром, Сбербанк, Внешторгбанк и др.) несет определенную угрозу национальной безопасности страны и увеличивает общий долг страны перед нерезидентами. Из общей суммы внешнего долга страны в 309,7 млрд. долл. на 1.01.2008г. по данным Банка России 260,6 млрд. составляют долю корпораций и коммерческих банков. И основная часть этого долга приходится на государственные компании. Доля долгосрочных кредитов коммерческих банков пока значительно ниже, чем в развитых странах и не играет существенной роли в инвестициях (по причине высоких процентных ставок).

Основной механизм инфляции - рост денежной массы за счет покупки Банком России иностранной валюты - главный дестабилизирующий фактор для денежной системы и один из основных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны. Банк России пока не нашел безинфляционного механизма увеличения золотовалютных резервов и их эффективного хранения и использования.

Национальная валюта - рубль - пока не выполняет все свои функции денег, в частности, как средства сохранения стоимости сбережений в силу высокой инфляции, низких процентных ставок по депозитам и других сопутствующих факторов.

Ежегодно планируемая  правительством высокая инфляция (план ежегодно «перевыполняется») подогревает  инфляционные ожидания, недоверие к  властям и провоцирует ежегодную  инфляцию, выше плановой. Фактически, федеральные власти ежегодно планируют высокий дополнительный инфляционный налог на доходы населения. Инвестиционные кредиты в национальной валюте пока невыгодны для реального сектора экономики. Эквивалентные процентные ставки по ним выше, чем по внутренним кредитам в иностранной валюте и много выше, чем по зарубежным кредитам.

Это приводит:

- к снижению возможностей  для развития финансовой и  банковской системы РФ. Даже госбанки  кредитуются за границей. При  наличии огромных запасов валюты  в стране не организован кредитный процесс для целей инвестирования экономики;

- к росту реального  совокупного государственного долга.  По обязательствам госбанков  и госмонополий солидарную ответственность  несет государство.[4,c.175]

3.2. Тенденции развития денежно-кредитной системы в России

 

В условиях, заданных основными  макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы  повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию  к снижению. В 2009-2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином РФ как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.

Кроме того, политика Банка  России будет направлена на реализацию совместно с Минфином ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.[20]

Таковыми были прогнозы на 2009 и последующие годы. Тем  не менее, экономическая ситуация изменилась, и уже в апреле 2009 года на заседании  Национального банковского совета (НБС) был зачитан доклад Банка  России о денежно-кредитной политике (ДКП) в 2009 году, содержащий скорректированный Центробанком из-за экономического кризиса прогноз основных макроэкономических показателей.

Представленный на заседании  НБС вариант документа прогнозирует инфляцию на уровне 13% и снижает прогноз  чистого оттока капитала в 2009 году до 70 миллиардов долларов с 90 миллиардов долларов.

Документ также предполагает снижение валютных резервов за 2009 год  на 76,3 миллиарда долларов (против 86 миллиардов долларов по прогнозу Минэкономразвития).

Согласно докладу, ЦБ прогнозирует в 2009 году прирост денежной массы на 9-11%, денежной базы - на 14-16%.

В опубликованной 6 апреля 2009 года Программе антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 год Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

ЦБ наделён большими полномочиями, среди которых - формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики. И то, что вся банковская система находится сейчас в таком тяжелом положении, что форм хранения сбережений в деньгах (включая банковские вклады), которые обеспечивали бы положительную реальную доходность, сейчас нет, говорит о том, что со своими обязанностями ЦБ справиться не сумел.

Хочется заметить, что  законодателям также давно пора ввести 100 процентную гарантию по вкладам  физических лиц (сейчас государство гарантирует возврат вкладчикам не более 700 тыс. рублей из каждого лопнувшего банка). Кроме того, неплохо было бы распространить гарантии и на средства индивидуальных предпринимателей, и даже всех остальных юридических лиц. Крайне недостаточным является, и это нужно признать, выделение 30 млрд рублей на кредитование малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что при реализации всех направлений денежно-кредитной  политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

В рамках политики обеспечения  эффективного контроля за деятельностью  банковской системы и политики обеспечения  надежности и устойчивости денежно-кредитной  системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций объективных аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации, как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать  работу, направленную на борьбу с фиктивным  капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения  последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредственно за ее проведение. обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни и обеспечения инновационности развития экономики бессмысленно.

Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской системы, а также централизация  и концентрация национального банковского  капитала являются важнейшими предпосылками  достижения глобальной политической цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой. [21]

 

Заключение

 

Таким образом, денежно-кредитная политика является важнейшим методом государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства , стабильный рост, занятости и уровня цен.

Центральный банк является банкиром государства. Он выполняет важную роль по эмиссионно-кассовому исполнению государственного бюджета, а также обслуживает государственный кредит - размещая облигации государственных займов, государственные краткосрочные облигации, казначейские обязательства на денежном рынке.

На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть, а  при относительно высоких ценах  на нефть (которые мы и имеем на сегодняшний день) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы.

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ
  3. ФЗ «О банках и банковской деятельности»
  4. Жуков Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 421с.
  5. Косой А.В. Экономика. М.: Инфра-М, 2010. - 318с.
  6. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки. Учебник. - М.: БЕК, 2011. - 452с.
  7. Макконнелл К. Р., Брю С Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. ч.1, гл.13. - М.: ЮНИТИ, 2010. – 352с.
  8. Московин В.С. Экономическая тория. - М.: Финансы, 2011. - 674с.
  9. Остапенко В.Н., Мешкова В.Я. Экономика. - М.: Финансы, 2010. - 498с.
  10. Петров М.Г. Вопросы формирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях. - М.: Деньги и кредит, 2009. - 250с.
  11. Поляков Г.Б. Экономика. - М.: Инфра-М, 2010. - 366с.
  12. Рогова О.П. Ориентиры развития денежно-кредитной системы. - М.: Экономист, 2009.  - 432с.
  13. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России.-М.: Финансы и статистика, 2011. – 389с.
  14. Кравченко Н.Ф. О денежно-кредитной политике Центрального банка//Финансы. - 2009. - №12 – с.44-49
  15. Носков М.Ю. Кредитно-денежная политика государства// Вопросы экономики. - 2011. - №3. - с.21-26
  16. Сажина М.С., Майстренко А.А. Денежно-кредитная политика в России и в западных странах.//Финансы. - 2012. - № 6 – с.73-75
  17. Сафронов П.А. Анализ денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ.// Экономист. - 2012. - №12 - с.38-42 
  18. www.europe.ru
  19. www.risk.ru
  20. www.vopreco.ru
  21. www.unionivest.ru

Информация о работе Пути совершенствования денежно-кредитной политики в РФ