Расчет и факторный анализ рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Выявление и количественное измерение степени выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно финансовой деятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономического анализа.
Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения 'может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение
Влияние факторов по-разному отражается на изменении результативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей позволит классификация факторов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание рентабельности предприятия 4
1.1. Определение рентабельности 4
1.2. Показатели рентабельности 5
1.3. Группы показателей рентабельности 6
2. Типы и задачи факторного анализа 12
2.1. Основные задачи факторного анализа 13
2.2. Типы факторного анализа 15
2.3. Порядок расчета и анализа показателей рентабельности 18
3. Методика факторного анализа показателей рентабельности организации 21
3.1. Методика факторного анализа в системе директ-костинг 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

         Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                        Высшего профессионального образования

     «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» 
 
 
 
 
 

                              Курсовая работа

 

                                По дисциплине: Финансы организации

    На тему: Расчет и факторный анализ рентабельности организации 
 
 
 

                                                                        
 

                                                                       Выполнила: студентка IV курса

                                                                       Группы ЭК-31-08

                                                                       Рассадникова Л.В.

                                                                       Проверила: Кольцова Н.В. 
 
 
 
 

                                               Чебоксары 2011

                                                 Оглавление 

           Введение                                                                                                       3                                                                                      

Глава 1. Экономическое содержание рентабельности предприятия                 4   

                1.1. Определение рентабельности                                                         4

                1.2. Показатели рентабельности                                                           5

                1.3. Группы показателей рентабельности                                            6                                                                       

         2. Типы и задачи факторного анализа                                                      12

                2.1. Основные задачи факторного  анализа                                         13

                2.2. Типы факторного анализа                                                             15

               2.3. Порядок расчета и анализа  показателей рентабельности           18

         3. Методика факторного анализа показателей рентабельности   организации                                                                                                           21

                3.1. Методика факторного анализа в системе директ-костинг         25

        Заключение                                                                                                    27 

        Список использованной литературы                                                          28  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение

 

     Выявление и количественное измерение степени  выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей  хозяйственно финансовой деятельности предприятия представляет собой  одну из важнейших задач экономического анализа.

     Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения 'может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение

     Влияние факторов по-разному отражается на изменении результативных показателей  хозяйственной деятельности. Разобраться  в причинах изменения исследуемых  явлений, точнее оценить место и  роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей позволит классификация факторов.

     Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам.

     Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • -дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • -рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
  • - рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации.

 

        1. Экономическое содержание рентабельности предприятия
  1. Определение рентабельности
 

     Чтобы провести факторный анализ рентабельности организации необходимо для начала определить, что именно входит в  понятие рентабельности организации.

     Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

     Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

     Прибыль – один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

 

  1. Показатели рентабельности
 

     Доходность  организации характеризуется абсолютными  и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

     Абсолютные  показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей  прибыли за ряд лет. При этом следует  отметить, что для получения более  объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

     Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции, т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

     По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительные показатели, которые более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

     Показатели  рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность. 
 
 
 
 
 

  1. Группы  показателей рентабельности
 

     Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп:

     * показатели, базирующиеся на затратном  подходе (рентабельность продукции,  рентабельность деятельности);

     * показатели, характеризующие прибыльность  продаж (рентабельность продаж);

     * показатели, в основе которых  лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

     В практике российских предприятий используют следующие показатели рентабельности:

     Общая рентабельность (рентабельность предприятия) - определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

     Общая рентабельность определяется по формуле: 

     Ро б /Ф*100% , 

     где Ро - общая рентабельность,

     Пб – общая сумма балансовой прибыли,

     Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных  средств.

     Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

     Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции (см. схему 1.2).  

     Схема 1.2. Общая рентабельность предприятия

       

     Рентабельность  оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: 

     Роб. = Пн.п.*100 / В, 

     где Роб. – рентабельность оборота,

     Пн.п. – прибыль до начисления процентов,

     В – валовая выручка.

     Чем больше прибыль по сравнению с  валовой выручкой предприятия, тем  больше рентабельность оборота. Широкое  применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

     Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: 

     Чоб.к.= В / А,

где Чоб.к. – число оборотов капитала,

     В – валовая выручка,

     А – активы.

     Чем выше валовая выручка фирмы, тем  больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле: 

     Уо.р.= Роб * Чоб.к., 

     где Уо.р. – уровень общей рентабельности,

     Роб. – рентабельность оборота,

     Чоб.к. – число оборотов капитала.

     Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост  всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

     Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:  

     Схема 1.1 Связь между тремя ключевыми  индикаторами.

       
 
 

Показатели  рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции: 

     Ррп рп /С*100%, 

     где Ррп – рентабельность продукции;

     Прп – прибыль от реализации продукции;

     С - полная себестоимость реализованной  продукции.

Информация о работе Расчет и факторный анализ рентабельности организации