Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа
Выявление и количественное измерение степени выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно финансовой деятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономического анализа.
Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения 'может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение
Влияние факторов по-разному отражается на изменении результативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей позволит классификация факторов.
Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание рентабельности предприятия 4
1.1. Определение рентабельности 4
1.2. Показатели рентабельности 5
1.3. Группы показателей рентабельности 6
2. Типы и задачи факторного анализа 12
2.1. Основные задачи факторного анализа 13
2.2. Типы факторного анализа 15
2.3. Порядок расчета и анализа показателей рентабельности 18
3. Методика факторного анализа показателей рентабельности организации 21
3.1. Методика факторного анализа в системе директ-костинг 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они отражают доходность организации и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Данные показатели характеризуют факторную среду формирования прибыли и дохода организаций.
Основные показатели рентабельности:
-
рентабельность продаж –
-
рентабельность основной
-
рентабельность совокупного (
-
период окупаемости
- норма прибыли (ROS) – отношение чистой прибыли к валовому объему продаж;
- доходность активов (ROA) – отношение чистой прибыли к совокупным активам организации;
- доходность капитала (ROE) – отношение чистой прибыли к собственному капиталу организации.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2. показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость
издержек)(Rз) – отношение валовой
(Пв) или чистой прибыли (ЧП) к сумме
затрат по реализованной продукции (Зрп):
Rз
= Пв / Зрп, или Rз = ЧП
/ Зрп
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность
продаж (оборота)(Rп) – отношение
прибыли от реализации продукции, работ
и услуг или чистой прибыли к выручке (В):
Rп
= Пв / В, или Rп = ЧП
/ В
Характеризует
эффективность
Рентабельность (доходность) капитала (R к) – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, оборотного, производственного капитала и т.д.:
R
к = БП / KL; R к = Пв / KL; R
к = ЧП / KL
В процессе анализа изучают динамику этих показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень
рентабельности производственной деятельности
(окупаемости затрат), рассчитанный
в целом по предприятию, зависит
от трех основных факторов первого
порядка: изменения структуры
Уровень
рентабельности отдельных видов
продукции зависит от изменения
среднереализационных цен (Ц) и себестоимости
(С) единицы продукции:
Ri
= (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1
Факторный
анализ рентабельности отдельных видов
продукции выполняется на основе представленных
данных. Форма таких данных приведена
в таблице 3.1.
Табл. 3.1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции | Средняя цена реализации | Себестомость | Рентабельность, % | Отклонение от плана, % | ||||||
плановая | условная | фактичская | общее | за счет | ||||||
цены | себестоимости | |||||||||
план | факт | план | факт | |||||||
A | ||||||||||
B | ||||||||||
И т.д. |
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):
Табл. 3.2 Расчет влияния факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности
Фактор | Изменение цены, руб. | Изменение рентабельности, % |
Качество продукции | ||
Рынки сбыта продукции | ||
Изменение цен в связи с инфляцией | ||
Итого |
Далее
необходимо установить, за счет каких
факторов изменялась себестоимость
единицы продукции и
Примерно
также производится факторный анализ
рентабельности продаж. Детерминированная
факторная модель этого показателя, исчисленного
в целом по предприятию, имеет следующий
вид:
Rп
= Пп / В, где
Rп – рентабельность продаж;
Пп – прибыль с продаж.
Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки.
Уровень
рентабельности продаж отдельных видов
продукции зависит от среднего уровня
цены и себестоимости изделия:
Rп
= Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Для
расчета влияния факторов на уровень
рентабельности используют следующие
исходные данные (таблица 3.3):
Табл. 3.3 Исходные данные.
Факторы | План | Факт |
Прибыль от реализации, руб. | ||
Внереализационные финансовые результаты, руб. | ||
Сумма балансовой прибыли, руб. | ||
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб. | ||
Выручка от реализации продукции, руб. | ||
Коэффициент оборачиваемости капитала |
При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Для
анализа рентабельности производственного
капитала, определяемой как отношение
балансовой прибыли к среднегодовой
стоимости основных средств и
материальных оборотных фондов, можно
использовать факторную модель, предложенную
М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:
P / F + E = P/N / (F/N + E/N)
= (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N
+ E/N), где
P – прибыль балансовая;
F – средняя стоимость основных фондов;
E
– средние остатки
N
– выручка от реализации
P/N – рентабельность продаж;
F/N
+ E/N – капиталоемкость продукции
(обратный показатель
S/N – затраты на рубль продукции;
U/N,
M/N, A/N – соответственно
Заменяя
постепенно базовый уровень каждого
фактора на фактический, можно определить,
на сколько изменился уровень
рентабельности производственного
капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости,
фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации
производства.
В
нашей стране при анализе прибыли
обычно используют следующую модель:
П
= К (Ц – С),
Где П – сумма прибыли;
К – количество (масса) реализованной продукции;
Ц – цена реализации;
С
– себестоимость единицы
При
этом исходят из предположения, что
все приведенные факторы
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и рентабельности и прогнозирования их величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный
доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными
затратами предприятия (Н):
МД
= П + Н
Отсюда
П
= МД – Н
Сумму
маржинального дохода можно в
свою очередь представить в виде
количества проданной продукции (К)
и ставки маржинального дохода на
единицу продукции (Дс):
П = К х Дс – Н, где Дс = Ц – V,
П
= К (Ц – V) – Н, где
V – переменные затраты на единицу продукции.
Аналогично
производится и анализ рентабельности,
который дает более точные результаты,
т.к. учитывается взаимосвязь
Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж); показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).
Информация о работе Расчет и факторный анализ рентабельности организации