Расчет и факторный анализ рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Выявление и количественное измерение степени выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно финансовой деятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономического анализа.
Если изучение конкретной совокупности показателей приводит к выявлению общей закономерности, то делается предположение о наличии связей между показателями. Источником возникновения 'может быть причинно-следственная связь между показателями, зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение
Влияние факторов по-разному отражается на изменении результативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей позволит классификация факторов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание рентабельности предприятия 4
1.1. Определение рентабельности 4
1.2. Показатели рентабельности 5
1.3. Группы показателей рентабельности 6
2. Типы и задачи факторного анализа 12
2.1. Основные задачи факторного анализа 13
2.2. Типы факторного анализа 15
2.3. Порядок расчета и анализа показателей рентабельности 18
3. Методика факторного анализа показателей рентабельности организации 21
3.1. Методика факторного анализа в системе директ-костинг 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

     Показатели  рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они отражают доходность организации и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Данные показатели характеризуют факторную среду формирования прибыли и дохода организаций.

     Основные  показатели рентабельности:

     - рентабельность продаж – прибыль  на единицу реализованной продукции;

     - рентабельность основной деятельности  – прибыль от реализации на 1 руб. затрат;

     - рентабельность совокупного (собственного) капитала – эффективность использования капитала;

     - период окупаемости собственного  капитала – число лет, в  течение которых полностью окупятся  вложения в данную организацию;

     - норма прибыли (ROS) – отношение  чистой прибыли к валовому  объему продаж;

     - доходность активов (ROA) – отношение чистой прибыли к совокупным активам организации;

     - доходность капитала (ROE) – отношение  чистой прибыли к собственному  капиталу организации.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

     1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

     2. показатели, характеризующие прибыльность  продаж;

     3. показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек)(Rз) – отношение валовой (Пв) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): 

     Rз = Пв / Зрп,  или  Rз = ЧП / Зрп 

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

     Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли  от проекта относится к сумме  инвестиций в данный проект.

     Рентабельность продаж (оборота)(Rп) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к выручке (В): 

     Rп = Пв / В,  или  Rп = ЧП / В 

     Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

     Рентабельность (доходность) капитала (R к) – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

     R к = БП / KL;  R к = Пв / KL;  R к = ЧП / KL 

     В процессе анализа изучают динамику этих показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит  от трех основных факторов первого  порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

 

  1. Методика  факторного анализа  показателей рентабельности организации

     Уровень рентабельности отдельных видов  продукции зависит от изменения  среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции: 

     Ri = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Ci – 1 

     Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции выполняется на основе представленных данных. Форма таких данных приведена в таблице 3.1. 

     Табл. 3.1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции Средняя цена реализации Себестомость Рентабельность, % Отклонение  от плана, %
плановая условная фактичская общее за счет
цены себестоимости
план факт план факт
A                    
B                    
И т.д.                    
 

     Необходимо  также более детально изучить  причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Такой расчет делается по данным нижеследующей таблицы (таблица 3.2.):

 

      Табл. 3.2 Расчет влияния факторов второго  порядка на изменение уровня рентабельности

Фактор Изменение цены, руб. Изменение рентабельности, %
Качество  продукции    
Рынки сбыта продукции    
Изменение цен в связи с инфляцией    
Итого    
 

     Далее необходимо установить, за счет каких  факторов изменялась себестоимость  единицы продукции и аналогичным  образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

     Примерно  также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: 

     Rп  = Пп / В, где 

     Rп  – рентабельность продаж;

     Пп  – прибыль с продаж.

     Расчет  влияния отдельных факторов также  производится методом цепной подстановки.

     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: 

     Rп  = Пi / Вi = (Цi – Сi) / Цi 

     Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (УДi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

     Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Здесь исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

     Для расчета влияния факторов на уровень  рентабельности используют следующие исходные данные (таблица 3.3): 

     Табл. 3.3 Исходные данные.

Факторы План Факт
Прибыль от реализации, руб.    
Внереализационные финансовые результаты, руб.    
Сумма балансовой прибыли, руб.    
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, руб.    
Выручка от реализации продукции, руб.    
Коэффициент оборачиваемости капитала    
 

     При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго  уровня, от которых зависит изменение  среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

     Для анализа рентабельности производственного  капитала, определяемой как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных средств и  материальных оборотных фондов, можно  использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом: 

P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N), где 

     P – прибыль балансовая;

     F – средняя стоимость основных  фондов;

     E – средние остатки материальных  оборотных средств;

     N – выручка от реализации продукции;

     P/N – рентабельность продаж;

     F/N + E/N – капиталоемкость продукции  (обратный показатель коэффициенту  оборачиваемости);

     S/N – затраты на рубль продукции;

     U/N, M/N, A/N – соответственно зарплатоемкость,  материалоемкость и фондоемкость продукции.

     Заменяя постепенно базовый уровень каждого  фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень  рентабельности производственного  капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства. 
 
 
 
 
 

      • Методика  факторного анализа  в системе директ-костинг
 

     В нашей стране при анализе прибыли  обычно используют следующую модель: 

     П = К (Ц – С),  

     Где П – сумма прибыли;

     К – количество (масса) реализованной  продукции;

     Ц – цена реализации;

     С – себестоимость единицы продукции.

     При этом исходят из предположения, что  все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь  объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости.

     В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и  рентабельности и прогнозирования  их величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит  маржинальный доход.

     Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н): 

     МД = П + Н 

     Отсюда 

     П = МД – Н 

     Сумму маржинального дохода можно в  свою очередь представить в виде количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс): 

     П = К х Дс – Н, где Дс = Ц – V,

     П = К (Ц – V) – Н, где 

     V – переменные затраты на единицу продукции.

     Аналогично  производится и анализ рентабельности, который дает более точные результаты, т.к. учитывается взаимосвязь элементов  объема продаж, издержек и прибыли.

 

                                             Заключение

 

     Рентабельность  характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль  имеет фирма с каждого рубля  средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж); показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

Информация о работе Расчет и факторный анализ рентабельности организации