Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:20, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание расходов бюджета, как важнейшей экономической категории, ее взаимосвязь с другими категориями и проанализировать структуру и состав расходов.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть понятие бюджетных расходов, дать их классификацию;
2. Рассмотреть структуру и состав бюджета;
3. Описать экономическое содержание системы расходов бюджета.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 5
2. СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Введение
Необходимыми условиями
устойчивости бюджетной системы
являются соответствие расходных обязательств
полномочиям и функциям органов
государственной власти и оптимальное
распределение бюджетных
Особое место среди государственных затрат занимали и занимают бюджетные расходы. И причина этого не только в специфике их структурированности - расходы бюджета являются неотъемлемой частью бюджетной классификации, составляющей характеристики бюджетной системы, выполняющей, в свою очередь, роль основного звена финансовой системы государства. Организационная обособленность бюджетных расходов - осуществление их строго за счет средств, сосредоточенных в бюджетном фонде (бюджете) государства, - также не служит решающим критерием определения особенностей их природы. Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных образований заключается в том, что именно на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Объектом исследования являются расходы бюджета РФ как неотъемлемое, многоплановое явление российской системы, включающее в себя экономический, управленческий, организационный, правовой и социальный аспекты.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание расходов бюджета, как важнейшей экономической категории, ее взаимосвязь с другими категориями и проанализировать структуру и состав расходов.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть понятие бюджетных расходов, дать их классификацию;
2. Рассмотреть структуру и состав бюджета;
3. Описать экономическое содержание системы расходов бюджета.
Следует отметить, что
в соответствии с действующим
законодательством
1. Способы предоставления бюджетных средств
Расходы бюджетов – это затраты,
которые возникают у
С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государстовом, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.[6.]
Состав расходов зависит от ряда факторов:
Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:[3]
1. По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов. По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.
2. По ведомствам – получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям. В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.
В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.
В настоящее время существует два вида таких полномочий:
1. Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.
2. Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.[8.]
Исходя из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:
Из региональных бюджетов исключительно финансируются:
Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы:
Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:
Основной проблемой формирования расходов бюджетной системы является распределение этих общих расходов между конкретными бюджетами. До сих пор не разработана общая методика распределения этих расходов. Поэтому разграничение расходов осуществляется на основе индивидуальных соглашений между органами власти.[4.]
В этом случае может возникнуть излишнее переложение полномочий на нижестоящий уровень, который не имеет достаточных доходов для финансирования расходов.
Очень часто с передачей расходов не передаются источники финансирования и возникают нефинансируемые мандаты, что приводит к задержке предоставления средств бюджетополучателям.
В особом порядке выделяются средства для финансирования инвестиционных программ. Все объекты инвестиционного финансирования (федеральные, региональные и местные) включаются в единую федеральную инвестиционную программу уже на стадии ее составления, рассмотрения и утверждения. Эти объекты финансирования учитываются в расходах федерального бюджета на очередной финансовый год. А при исполнении федерального бюджета, ассигнования, которые предусмотрены для финансирования региональных и муниципальных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в виде специальных субвенций – целевых ассигнований. При этом допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для бюджетополучателей регионального и местного значения с последующей передачей им этих товаров.[11.]
Такой порядок установлен
для осуществления контроля за расходованием
средств по инвестиционным программам
через федеральное
2. Структура расходов бюджета
Расходы бюджетов в соответствии со ст. 65 «Бюджетного кодекса РФ», в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.[1.]
Текущие расходы идут на:
• оборону, науку, социальную сферу;
• отдельные компенсационные затраты по отраслям хозяйства;
• проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;
• бюджетные ссуды на текущие расходы и др.
Расходы капитального характера предназначены на:
• новое строительство;
• развитие объектов государственной и муниципальной собственности;
• реконструкцию и др.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджета последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовой год в качестве приложения к бюджету. Кроме того, расходы бюджета могут классифицироваться по другим признакам.
Один из важнейших — финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и т.п. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:
• содержание органов государственной власти;
• осуществление экономической деятельности;
• оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;
• обустройство государственной границы;
• финансирование фундаментальной науки;
• образование государственных материальных резервов;
• регулирование финансового потенциала субъектов РФ;
• погашение и обслуживание государственного долга РФ;
• другие расходы, предусматриваемые федеральным бюджетом.
Расходы бюджета подразделяются также на собственные расходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут быть:
• внутренние — ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства;
• внешние — относящиеся
к компетенции федерального уровня
— государственные кредиты
Итак, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: погашение и обслуживание государственного долга, финансирование обороны, правоохранительной деятельности, государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий и финансовую поддержку регионов.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Например, основными принципами выделения государственных инвестиций через бюджет развития в 1998 г. были следующие:[9.]
• высокая экономическая
• исключительно долевой характер
финансирования и диверсификации риска
государства с частным
• конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Среди намеченных мер по повышению эффективности расходования средств бюджета развития следует выделить следующие:
• конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями:
• развитие системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для привлечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных;
• предоставление средств бюджета развития исключительно предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе;