Расходы бюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:20, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание расходов бюджета, как важнейшей экономической категории, ее взаимосвязь с другими категориями и проанализировать структуру и состав расходов.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть понятие бюджетных расходов, дать их классификацию;
2. Рассмотреть структуру и состав бюджета;
3. Описать экономическое содержание системы расходов бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 5
2. СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

расходы бюджетных средств.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Необходимыми условиями  устойчивости бюджетной системы  являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов  государственной власти и оптимальное  распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.

Особое место среди  государственных затрат занимали и  занимают бюджетные расходы. И причина этого не только в специфике их структурированности - расходы бюджета являются неотъемлемой частью бюджетной классификации, составляющей характеристики бюджетной системы, выполняющей, в свою очередь, роль основного звена финансовой системы государства. Организационная обособленность бюджетных расходов - осуществление их строго за счет средств, сосредоточенных в бюджетном фонде (бюджете) государства, - также не служит решающим критерием определения особенностей их природы. Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных образований заключается в том, что именно на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности.

Объектом исследования являются расходы бюджета РФ как  неотъемлемое, многоплановое явление  российской системы, включающее в себя экономический, управленческий, организационный, правовой и социальный аспекты.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание расходов бюджета, как важнейшей экономической категории, ее взаимосвязь с другими категориями  и проанализировать структуру и состав расходов.

Основные задачи исследования:

1. Раскрыть понятие бюджетных расходов, дать их классификацию;

2. Рассмотреть структуру и состав бюджета;

3. Описать экономическое содержание системы расходов бюджета.

Следует отметить, что  в соответствии с действующим  законодательством экономическую  основу регионов составляет их собственность: например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля, недра и т.д.

 

 

1. Способы предоставления бюджетных средств

 

Расходы бюджетов – это затраты, которые возникают у государства  и муниципальных образований  в связи с выполнением ими своих функций и задач.[1.]

С экономической точки  зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования  средств бюджетного фонда по различным  направлениям. Эти отношения возникают между государстовом, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.[6.]

Состав расходов зависит  от ряда факторов:

  1. В первую очередь – от природы и функций государства.
  2. От уровня социально-экономического развития страны.
  3. От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой.
  4. От административно – территориального устройства государства
  5. От форм предоставления бюджетных средств

 

 Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:[3]

1.    По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов. По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.

2.    По ведомствам – получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям. В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.

В РФ происходит также  распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.

В настоящее время существует два вида таких полномочий:

1.    Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.

2.    Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.[8.]

Исходя из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:

  • Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.
  • Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.
  • Фундаментальные научные исследования.
  • Государственная поддержка железнодорожного, фоздушного и морского транспорта, атомной энергетики.
  • Осуществление международной деятельности.
  • Исследование и использование космоса.
  • Формирование и обслуживание федеральной собственности
  • Обслуживание и погашение государственного долга РФ.
  • Финансирование государственных внебюджетных фондов.
  • Финансовая помощь субъектам РФ.
  • Формирование федеральных материальных и финансовых резервов.
  • прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов.

 

 

 

Из региональных бюджетов исключительно финансируются:

  1. Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.
  2. Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.
  3. Финансирование средств массовой информации субъектов РФ.
  4. Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.

Из местных  бюджетов исключительно финансируются  расходы:

  1. На содержание органов муниципального управления
  2. На содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждении, находящихся в муниципальной собственности
  3. Содержание муниципального жилищно-хозяйственного обслуживания
  4. Организация транспортного обслуживание населения
  5. Обеспечение противопожарной безопасности
  6. Утилизация и переработка бытовых отходов
  7. Обслуживание и погашение муниципального долга
  8. Формирование и обслуживание муниципальной собственности.
  9. Прочие расходы местного значения

Значительная  часть расходов совместно финансируется  из бюджетов различных уровней:

  1. Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.
  2. Обеспечение правоохранительной деятельности
  3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
  4. Проектно-изыскательские работы
  5. Социальная защита населения
  6. Охрана и воспроизводство природных ресурсов
  7. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы. 

Основной проблемой  формирования расходов бюджетной системы  является распределение этих общих  расходов между конкретными бюджетами. До сих пор не разработана общая методика распределения этих расходов. Поэтому разграничение расходов осуществляется на основе индивидуальных соглашений между органами власти.[4.]

В этом случае может возникнуть излишнее переложение полномочий на нижестоящий уровень, который не имеет достаточных доходов для финансирования расходов.

Очень часто с передачей  расходов не передаются источники финансирования и возникают нефинансируемые  мандаты, что приводит к задержке предоставления средств бюджетополучателям.

В особом порядке выделяются средства для финансирования инвестиционных программ. Все объекты инвестиционного  финансирования (федеральные, региональные и местные) включаются в единую федеральную  инвестиционную программу уже на стадии ее составления, рассмотрения и утверждения. Эти объекты финансирования учитываются в расходах федерального бюджета на очередной финансовый год. А при исполнении федерального бюджета, ассигнования, которые предусмотрены для финансирования региональных и муниципальных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в виде специальных субвенций – целевых ассигнований. При этом допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для бюджетополучателей регионального и местного значения с последующей передачей им этих товаров.[11.]

Такой порядок установлен для осуществления контроля за расходованием  средств по инвестиционным программам через федеральное казначейство.  
 

2. Структура расходов бюджета

 

Расходы бюджетов в соответствии со ст. 65 «Бюджетного кодекса РФ», в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.[1.]

Текущие расходы идут на:

• оборону, науку, социальную сферу;

• отдельные компенсационные затраты по отраслям хозяйства;

• проценты по внутреннему  и внешнему государственному долгу;

• бюджетные ссуды  на текущие расходы и др.

Расходы капитального характера  предназначены на:

• новое строительство;

• развитие объектов государственной и муниципальной собственности;

• реконструкцию и  др.

Средства бюджетов могут  направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы  одного финансового года и включаемых в бюджета последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовой год в качестве приложения к бюджету. Кроме того, расходы бюджета могут классифицироваться по другим признакам.

Один из важнейших  — финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и т.п. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

• содержание органов  государственной власти;

• осуществление экономической  деятельности;

• оборона и обеспечение  безопасности, оборонное производство;

• обустройство государственной границы;

• финансирование фундаментальной  науки;

• образование государственных  материальных резервов;

• регулирование финансового  потенциала субъектов РФ;

• погашение и обслуживание государственного долга РФ;

• другие расходы, предусматриваемые федеральным бюджетом.

Расходы бюджета подразделяются также на собственные расходы  и на предоставление ссуд. Ссуды, в  свою очередь, могут быть:

• внутренние — ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства;

• внешние — относящиеся  к компетенции федерального уровня — государственные кредиты странам  СНГ и зарубежным государствам.

Итак, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: погашение и обслуживание государственного долга, финансирование обороны, правоохранительной деятельности, государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий и финансовую поддержку регионов.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован  бюджет развития. Например, основными  принципами выделения государственных  инвестиций через бюджет развития в 1998 г. были следующие:[9.]

• высокая экономическая эффективность  реализуемых проектов;

• исключительно долевой характер финансирования и диверсификации риска  государства с частным капиталом;

• конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Среди намеченных мер по повышению  эффективности расходования средств  бюджета развития следует выделить следующие:

• конкурсное размещение государственных  инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями:

• развитие системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для привлечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных;

• предоставление средств бюджета развития исключительно предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе;

Информация о работе Расходы бюджетных средств