Расходы бюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:20, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание расходов бюджета, как важнейшей экономической категории, ее взаимосвязь с другими категориями и проанализировать структуру и состав расходов.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть понятие бюджетных расходов, дать их классификацию;
2. Рассмотреть структуру и состав бюджета;
3. Описать экономическое содержание системы расходов бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 5
2. СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

расходы бюджетных средств.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

• безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных  по ним процентов, в бюджет развития.

Подводя итог анализу  структуры доходов и расходов федерального бюджета, можно сказать, что параметры федерального бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны.

 

3. Экономическое содержание системы расходов бюджета

 

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально- экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы  представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они  включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. Важный признак классификации расходов бюджета- предметный.

При этом все расходы  подразделяются на несколько крупных  групп.

Как правило, выделяются следующие группы расходов:

    • финансирование промышленного производства;
    • финансирование социально-культурных мероприятий;
    • финансирование науки;
    • финансирование обороны;
    • содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
    • расходы по внешнеэкономической деятельности;
    • создание резервных фондов;
    • расходы по обслуживанию государственного долга;
    • прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Каждая из названных  групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.[14.]

Ведомственный признак  позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак  классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. 
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

В настоящее время  в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

  1. заработная плата;
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
  10. государственные капитальные вложения;
  11. капитальный ремонт;
  12. содержание сооружений благоустройства;
  13. геологоразведочные работы;
  14. проектирование;
  15. государственная дотация;
  16. операционные расходы;
  17. платежи по ссудам;
  18. возмещение разницы в ценах;
  19. прочие расходы.

Кроме того, по отдельным  группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. 
Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком  классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся: получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований; целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельность предприятий, организаций и учреждений; безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.[11.]

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

  • сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  • продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

 

заключение

 

В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний  день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается  ежегодно, это вызывает дефицит бюджета  и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях. [8.]

Сегодня же в большей  мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам  Федерации - трансферты.

Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств  на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ.

Многие проблемы могут  быть разрешены при уменьшении встречных  финансовых потоков, так как в  настоящее время их достаточно большое количество. Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

  • закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;
  • отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
  • определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

Таким образом  все вышесказанное можно обобщить примерно так:

 

Бюджет, являясь, несомненно, очень важной составной  частью государства в целом, не может  существовать  обособленно.  Базовые  принципы его построения, основные цели и задачи зависят от стратегии  развития  всего государства. Отсутствие до  последнего  времени  в  РФ   подобной  стратегии привело к тому, что  бюджет не был  ориентирован  на  решение  перспективных задач,  а  являлся,  по  сути,  лишь  инструментом  финансирования   текущих расходов.


 

Список литературы:

 

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.//"Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.

2. Федеральный закон от 2 .12 2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Федеральный закон  от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений  в Бюджетный кодекс Российской  Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".

4. Федеральный закон  от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации".

5. Александров И.М.  Бюджетная система Россиской  Федерации. -М.:, Дашков и К., 2008.-с.485.

6. Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 1999. - с. 115.

7. Бурый А., Клокова  Л. Государственное управление  финансами.// Финансы, №10, 2008 г.

8. Бюджетная система  России: Учебник/ Под ред.Г.Б.Поляка.-М.: Юнити, 2007г.

9. Воронин Ю.М., Степашин  С.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М: Издательство «Форгрейфер», 2008.

10. Вышегородцев М.Мю  Управление бюджетом: курс лекций.-М.: ЮНИТИ, 2008.

11. Гончарук Т., Семененко  Т. Экономические аспекты управления  финансами.//Проблемы теории и  практики управления, №1, 2009, с.95-100.

12. Горбунова О.Н. Финансовое  право: Учебник.-М.: Юрист, 2009.

13. Дадашев А. З., Черник  Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 207. – 248 с.

14. Мануйлова Т.И. Казначество:  прозрачность бюджета.// Финансы, №1, 2007, с.22-27.

15. Коробкова Г.Г. Банковское  дело: Учебник.-М.: Юрист, 2009г.

16. Пауль А.Г. Расходы  бюджетов: понятие и особенности  правового регулирования.//"Финансовое право", 2007, N 7.

17. Пешкова Х.В. Принципы  осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты.//"Финансовое право", 2006, N 11.

18. Государственный комитет  статистики Российской Федерации  [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.gks.ru.

Информация о работе Расходы бюджетных средств