Расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура, динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры.
Цель исследования позволяет сформулировать задачи, поставленные в работе:
1. Представить общую характеристику бюджетных расходов;
2. Рассмотреть структуру федерального бюджета РФ;
3. Рассмотреть перспективный план расходования бюджетных средств РФ на 2012-2014 гг.
4. Выявить пути оптимизации расходов бюджета РФ;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Расходы государственного бюджета России, их состав 4
Глава II. Структура расходов государственного бюджета России 11
Глава III. Динамика расходов государственного бюджета России 12
Вывод 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим  законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

  1. обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  2. функционирование федеральной судебной системы;
  3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  5. фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  7. государственная поддержка атомной энергетики;
  8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  9. исследование и использование космического пространства;
  10. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  11. формирование федеральной собственности;
  12. обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  13. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  16. федеральная инвестиционная программа;
  17. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  18. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  19. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  20. официальный статистический учет;
  21. прочие расходы.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые  региональные и местные программы. По согласованию с региональными  и местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных  бюджетов финансируются следующие  виды расходов:

  1. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Структура расходов государственного бюджета России

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном  бюджете экономически развитых стран  в условиях нормальной хозяйственной  конъюнктуры и военно-политической напряжённости выглядит следующим  образом:

1. Социальные услуги: здравоохранение,  образование, социальные пособия,  субсидии бюджетам местных властей  – 40-50%.

2. Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии с/х, дотации государственным  предприятиям, расходы на осуществление  государственных программ – 10-20%.

3. Расходы на вооружение  и материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам – 10-20%.

4. Административно-управленческие  расходы: содержание правительственных  органов, полиции и т. д. –  5-10%.

5. Платежи по государственному  долгу – 7-8%.

В области расходов бюджета  имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. В связи с этим выделяют основные задачи в области государственных расходов:

  1. сократить число федеральных целевых программ, т.е. обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах.
  2. снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  3. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  4. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  5. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  6. усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  7. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование и др.

Глава III. Динамика расходов федерального бюджета

В федеральном бюджете  на 2012-2014 гг. предусмотрена следующая  динамика расходов с учетом межбюджетных трансфертов по соответствующим  разделам.

Таблица 1.

Динамика расходов федерального бюджета, в % к предыдущему году

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Расходы, всего

114,8

108,5

106,2

Общегосударственные расходы

98,6

99,8

98,0

Обслуживание государственного и  муниципального долга

110,8

124,2

120,1

Национальная оборона

120,5

125,7

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

147,4

108,8

104,7

Национальная экономика

100,7

95,8

96,1

ЖКХ

58,1

76,7

70,8

Образование

107,8

92,6

89,4

Охрана окружающей среды

123,3

104,2

104,7

Культура, кинематография

98,0

98,1

97,8

Здравоохранение

109,4

91,3

91,8

Социальная политика

124,3

106,7

100,2

Физическая культура и спорт

92,8

98,7

68,8

СМИ

120,0

96,0

92,8

Международные трансферты общего характера  бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований

88,9

90,8

98,3


 

 Особенность динамики  и структуры бюджетных расходов  заключаются в том, что их  рост в 2012-2014 гг. предусмотрен  практически по всем годам  только по обороне, безопасности  и правоохранительной деятельности, по охране окружающей среды  и по обслуживанию государственного  и муниципального долга. Динамика  же расходов по другим статьям  вызывает возражения. Так, прогнозируется  значительное сокращение средств  на развитие ЖКХ и других  отраслей социальной сферы. Конечно,  определенная часть расходов  на эти отрасли будет компенсироваться  за счет доходов бюджетов других  уровней, но это не решит  проблемы недостаточного финансирования  социальных отраслей. Абсолютное  снижение расходов по ним вызвано  курсом на минимизацию бюджетных  расходов и дефицита бюджета,  а также объективной невозможностью  сокращения расходов на оборону  и безопасность страны. По всем  остальным статьям в этих условиях  расходы пришлось снижать. 

Некорректно проводить  анализ социальных параметров государственных  расходов на население без учета  внебюджетных страховых фондов. Поэтому  необходимо, чтобы Минфин формировал не только Консолидированный бюджет РФ, но и бюджет расширенного правительства, включающего проектировки средств  указанных фондов. В записке к  закону о бюджете в предшествующие годы это очень квалифицированно делалось, чего нельзя сказать о  записке к новому закону о бюджете.  
В целом бюджет представляет собой инерционный вариант продолжения сложившейся политики по отношению к населению, в связи с чем основные пропорции очень мало меняются, хотя общая тенденция понятна: если в 2012 г. доля социальных расходов несколько повышается, то в завершающем трехлетку 2014 г. снижается. Это снижение опережает сокращение бюджетных расходов в целом (табл. №2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

Положение социальной сферы  в общих расходах бюджета

Показатели

2011 г.

2012 г.

2014г.

Темп прироста, %

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб

% к ВВП

млрд.

руб

% к

ВВП

2012/

2011

2014/

2011

Расходы консолидированного бюджета, всего

16872,1

31,6

19113,2

32,6

22376,3

30,9

13

33

В том числе:

               

Расходы на социальную сферу

9210,8

17,3

10372,2

17,7

11345,7

15,7

15

26

Расходы на социальную сферу  без ЖКХ

81167,7

15,3

9365,2

16,0

10279,5

14,2

13

23


По данным Минфина, в 2011 г. на здравоохранение их всех трех источников, федеральный бюджет, консолидированные  бюджеты регионов, фонды обязательного  медицинского страхования направлялось 2059 млрд руб., а в 2014 г. проектируется 2495 млрд руб. В будущем намечено повышать расходы на национальную оборону, правоохранительные органы. Стабильными остаются расходы  на общегосударственные вопросы, на средства массовой информации, а в  социальном блоке, несмотря на все публично демонстрируемые усилияаруководствааРФ,анааЖКХ.                                              
Сугубо инерционный характер бюджета особенно заметен в отсутствии какой-либо значимой новой стратегии повышения уровня жизни населения, которая все же имела место в предыдущие годы, правда, с постепенно убывающим эффектом. Согласно принятым новациям у федеральной власти публичные обязательства перед населением сведены к минимуму, все услуги и выплаты гражданам отданы регионам и региональным бюджетам. Центр оставил себе только выплаты для тех, кто работает в структурах федеральной подчиненности. В результате, федеральный бюджет не может непосредственно финансировать обязательства субъектов. 

Информация о работе Расходы федерального бюджета РФ, их состав, структура, динамика