Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:56, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Аккумулируя с помощью
Введение. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы.
Центральное место в системе
государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий
силу закона финансовый план государства
на текущий финансовый год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Государственный бюджет состоит
из 2-х дополняющих друг друга
взаимосвязанных частей: доходной и
расходной. Доходная часть показывает,
откуда поступают средства на финансирование
деятельности государства, какие слои
общества отчисляют больше из своих
доходов. Структура доходов непостоянна
и зависит от конкретных экономических
условий развития страны, рыночной
конъюнктуры и осуществляемой экономической
политикой политики.
Любое изменение структуры бюджетных
доходов отражает изменения в экономических
процессах. Расходная часть показывает,
на какие цели направляются аккумулированные
государством средства.
Необходимо отметить, что
бюджет, как фонд денежных средств,
в цельном виде никогда не существует,
т.к. по мере поступления доходов
они обращаются на покрытие расходов.
Он является лишь планом образования
и использования
Как правило, сложившиеся
формы государственного управления
и взаимоотношений между
Перемены в экономике
России и её политическом строе, произошедшие
в начале 90-х годов, вызвали серьезные
изменения в её финансовом механизме.
Появление новых форм собственности, новых
субъектов хозяйствования повлекло изменения
в системе денежных доходов и расходов;
финансовые потоки стало возможным регулировать
в основном косвенными методами. Одним
из важнейших направлений реформирования
государственных финансов стало расчленение
единого госбюджета на три самостоятельных
части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты. Это стало
важным шагом к демократизации финансовых
отношений. В этом же направлении действовали
переход к налогам, как главному способу
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии
на внешнюю торговлю и валютные отношения,
приватизация государственной собственности
и т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям в бюджетной системе Российской
Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее
определение: «бюджетная система - основанная
на экономических отношениях и государственном
устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов» [1, ст.6]. Под бюджетным
устройством принято понимать организацию
бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение
бюджетной системы всецело
Индии; земель в Германии; республик, краёв,
областей и автономных округов в
России). Однако и в унитарных, и в федеративных
государствах бюджеты нижестоящих уровней
не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная
система России, как федеративного
государства состоит из трёх уровней:
. первый уровень - федеральный бюджет
Российской Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
. второй уровень - бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
. третий уровень - местные бюджеты (около
29 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех
уровней образует консолидированный
бюджет.
Консолидированный бюджет определяется
Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований
Консолидированный бюджет РФ
– это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты всех
субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах
и расходах региона или страны
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и
Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5]
законодательно закреплены следующие
принципы бюджетной системы Российской
Федерации:
. Единства бюджетной системы Российской
Федерации;
. Разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы;
. Самостоятельности бюджетов;
. Полноты отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
. Сбалансированности бюджета;
. Эффективности и экономности использования
бюджетных средств;
. Общего (совокупного) покрытия расходов
бюджетов;
. Гласности;
. Достоверности бюджета;
. Адресности и целевого характера бюджетных
средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных
органов государственной
- наличие собственных
источников доходов бюджета
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
в соответствии с
- недопустимость изъятия
доходов, дополнительно
- недопустимость компенсации
за счет бюджетов других
(решений) о бюджете, за исключением установленных
законом случаев.
Принцип полноты учета
бюджетных доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что
все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иные определенные
законом обязательные поступления,
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах
внебюджетных фондов в обязательном
порядке и в полном объеме. Все
государственные и
Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться
общей суммой доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
. 2 Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета
– это экономические отношения,
возникающие в связи с
Категория расходов бюджета проявляется
через конкретные виды расходов, каждый
из которых может быть охарактеризован
с качественной и количественной сторон.
Качественная характеристика позволяет
установить экономическую природу и общественное
назначение каждого вида бюджетных расходов,
количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Через бюджетные расходы
финансируются
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип целевого
Целевой характер использования
расходов предполагает использование
ассигнаций по утвержденным направлениям.
Если получатель бюджетных средств
не выполняет условий, определенных
законом (решением) о бюджете, министр
финансов Российской Федерации, руководитель
соответствующего органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления
на любом этапе исполнения бюджета
обязан осуществить блокировку расходов,
связанных с выполнением
Кодексом. Нецелевое использование ассигнований
может привести к возврату уже использованных
средств.
2. Соблюдение режима экономии;
Одной из важнейших задач
бюджетного финансирования является получение
максимального эффекта при
3. Безвозвратность
Экономическая сущность расходов
бюджета проявляется во множестве
видов расходов. Каждый вид расходов
обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная
характеристика, отражая экономическую
природу явления, позволяет установить
назначение бюджетных расходов, количественная
– их величину. Структура бюджетных
расходов ежегодно устанавливается
непосредственно в бюджетном
плане и зависит от экономической
ситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных
расходов обусловлено целым рядом
факторов: природой и функциями государства,
уровнем социально-
Информация о работе Расходы федерального бюджета РФ.Бюджет 2001 года