Расходы федерального бюджета РФ.Бюджет 2001 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Аккумулируя с помощью

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. 
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли в общественном  производстве;

2. Общественному назначению;

3. Отраслям производства;

4. Целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят  на:

. Расходы на содержание  и развитие материального производства

(расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию,  новые технологии и т.п.);

. Расходы на содержание  и дальнейшее развитие непроизводственной  сферы (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии  и пособия и т.п.);

. Расходы на создание  государственных резервов (затраты  на формирование и обслуживание  страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством  и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными  потребностями общества, и, кроме  того, государство как субъект  экономики при помощи данного  инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного  производства, достигать прогрессивных  сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. 
Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка  бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

. Расходы на народное  хозяйство и поддержку экономики;

. Расходы на социально-культурные  нужды;

. Военные расходы;

. Расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета. Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки  расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики  на отрасли и виды деятельности:

. В производственной сфере  подразделяются по отраслям народного  хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

. В непроизводственной  по отраслям и видам общественной  деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,  государственное управление и  т.п.

Такое деление государственных  расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных  средств, но уже по отраслям. Изменяя  эти пропорции, государство может  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой  для осуществления финансового  контроля за использованием бюджетных  средств. В федеральном бюджете  сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых  государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и  др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты  на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный  ремонт и т.д.

Одновременно с экономической  классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой  лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням  управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных  средств, ответственных за эффективное  использование выделяемых бюджетных  ресурсов. Также в экономической  литературе можно встретить классификацию  государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы  за счет резервных и страховых  фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики  может быть использован и такой  источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные  расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в  воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных  средств осуществляется в следующих  формах:

. ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

. средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

. трансферты населению,  т.е. бюджетные средства для  финансирования обязательных выплат  населению: пенсий, стипендий, компенсаций,  других социальных выплат, установленных  законодательством

Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской

Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

. ассигнования на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

. ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

. бюджетные кредиты юридическим  лицам (в том числе налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и платежей  и других обязательств);

. субвенции и субсидии  физическим и юридическим лицам;

. инвестиции в уставные  капитал действующих или вновь  создаваемых юридических лиц;

. бюджетные ссуды, дотации,  субвенции и субсидии бюджетам  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации, государственным  внебюджетным фондам;

. кредиты иностранным  государствам;

. средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета  – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные  цели. Расходы федерального бюджета  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

В соответствии с действующим  законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

. обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ,

Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;

. функционирование федеральной  судебной системы;

. осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы

Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год);

. национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

. фундаментальные исследования  и содействие научно - техническому  прогрессу;

. государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

. государственная поддержка  атомной энергетики;

. ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

. исследование и использование  космического пространства;

. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

. формирование федеральной  собственности;

. обслуживание и погашение  государственного долга Российской

Федерации;

. компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством

Российской Федерации  за счет средств федерального бюджета;

. пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

. проведение выборов и  референдумов Российской Федерации;

. федеральная инвестиционная  программа;

. обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

. обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

. финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

. официальный статистический  учет;

. прочие расходы.

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

. государственная поддержка  отраслей промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов;

. обеспечение правоохранительной  деятельности;

. обеспечение противопожарной  безопасности;

. научно - исследовательские,  опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие  научно - технический прогресс;

. обеспечение социальной  защиты населения;

. обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

. обеспечение предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  межрегионального масштаба;

. развитие рыночной инфраструктуры;

. обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

. обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  РФ в соответствии с законодательством  РФ;

. обеспечение деятельности  средств массовой информации;

. финансовая помощь другим  бюджетам;

. прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении РФ, субъектов

Российской Федерации  и муниципальных образований.

 

 

 

 Заключение.

Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

 

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст. - 2-е  изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

2. Ефимова Е.Г. Экономика  для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

3. ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря  2003 года «О Федеральном Бюджете  на 2004 год».

4. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник / Под ред.  М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред.  проф. Г.Б.

Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6. Финансы: Учебник для  вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:

Финансы, ЮНИТИ, 1999.

7. Экономика / Под ред.  А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

8. Бюджетный процесс в  Российской Федерации: Учебное  пособие /

Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская  и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М,

1998.

9. Финансы, денежное обращение  и кредит. А. М. Бабич, Л.Н.  Павлова. – М.:

Информация о работе Расходы федерального бюджета РФ.Бюджет 2001 года