Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:56, курсовая работа
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Аккумулируя с помощью
Сочетание этих факторов порождает
ту или иную систему расходов бюджета
любого государства на определенном
этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных
расходов в экономической жизни общества
их классифицируют по определенным признакам.
В теории и практике финансов существуют
несколько признаков классификации расходов
бюджета.
Для уяснения роли и значения
многообразных бюджетных
1. По роли в общественном производстве;
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
. Расходы на содержание
и развитие материального
(расходы на расширенное
воспроизводство и
. Расходы на содержание
и дальнейшее развитие
. Расходы на создание
государственных резервов (затраты
на формирование и
С помощью этих расходов
государство получает инструменты
регулирования распределением денежных
средств между материальным производством
и непроизводственной сферой в соответствии
с экономическими и социальными
потребностями общества, и, кроме
того, государство как субъект
экономики при помощи данного
инструмента может
Таким образом, бюджетные расходы, в силу
своего перераспределительного характера,
способны играть важную роль в государственном
регулировании экономики и социальных
процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
. Расходы на народное
хозяйство и поддержку
. Расходы на социально-
. Военные расходы;
. Расходы на управление.
Структура бюджетных расходов
по данным группам в течение многих
лет была в нашей стране относительно
стабильной, демонстрируя давно установившиеся
приоритеты в распределении средств
бюджета. Основная масса ресурсов (около
половины всех бюджетных средств) направлялась
на народное хозяйство и поддержку
экономики, что обеспечивало выполнение
экономической функции
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
. В производственной сфере
подразделяются по отраслям
. В непроизводственной
по отраслям и видам
Такое деление государственных
расходов (также как и по роли
в воспроизводстве) помогает выявлять
пропорции в распределении
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической
классификацией расходов бюджета используются
и другие группировки, в том числе
и организационная, в основе которой
лежит распределение
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
. средства на оплату
товаров, работ и услуг,
. трансферты населению,
т.е. бюджетные средства для
финансирования обязательных
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской
Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
. ассигнования на осуществление
отдельных государственных
. ассигнования на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате решений,
. бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
. субвенции и субсидии
физическим и юридическим
. инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
. бюджетные ссуды, дотации,
субвенции и субсидии бюджетам
других уровней бюджетной
. кредиты иностранным государствам;
. средства на обслуживание
и погашение долговых
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с действующим
законодательством в Российской
Федерации исключительно из федерального
бюджета финансируются
. обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ,
Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
. функционирование федеральной судебной системы;
. осуществление международной
деятельности в
Российской Федерации
в международные организации, другие
расходы в области
. национальная оборона
и обеспечение безопасности
. фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
. государственная поддержка атомной энергетики;
. ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и
. исследование и использование космического пространства;
. содержание учреждений,
находящихся в федеральной
. формирование федеральной собственности;
. обслуживание и погашение
государственного долга
Федерации;
. компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных
Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
. проведение выборов и
референдумов Российской
. федеральная инвестиционная программа;
. обеспечение реализации
решений федеральных органов
государственной власти, приведших
к увеличению бюджетных
. обеспечение осуществления
отдельных государственных
. финансовая поддержка
субъектов Российской
. официальный статистический учет;
. прочие расходы.
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
. государственная поддержка
отраслей промышленности (за исключением
атомной энергетики), строительства
и строительной индустрии,
. обеспечение
. обеспечение противопожарной безопасности;
. научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
. обеспечение социальной защиты населения;
. обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и
. обеспечение предупреждения
и ликвидации последствий
. развитие рыночной
. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
. обеспечение деятельности
избирательных комиссий
. обеспечение деятельности средств массовой информации;
. финансовая помощь другим бюджетам;
. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
Заключение.
Бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.
3. ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О Федеральном Бюджете на 2004 год».
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.
Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.:
Финансы, ЮНИТИ, 1999.
7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /
Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М,
1998.
9. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.:
Информация о работе Расходы федерального бюджета РФ.Бюджет 2001 года