Расходы на социальные цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Примером данной работы являются государственные расходы бюджетной системы на социальные цели, предмет исследования – рационализация данных расходов. Цель исследования - анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:
раскрыть экономическое содержание и сущность расходов на социальные цели, произвести их классификацию, раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, объяснить их необходимость;
проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов разных уровней на социальные цели в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 – Понятие и сущность расходов на социальные цели 4
1.1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные цели 4
1. 2 Классификация бюджета на социальные цели 5
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 7
РАЗДЕЛ 2 – Механизмы и перспективы финансирования расходов на социальные цели 9
2.1 Особенности финансирования расходов на социальные цели из бюджета РФ… 9
2.2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 16
2.3 Особенности финансирования социальных целей в развитых странах 25
РАЗДЕЛ 3 – Проблемы и перспективы финансирования расходов на социальные цели 28
3.1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 29
3.2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 30
3.3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

курсовая финансы готовая после проверки.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

В РФ создаются  внебюджетные фонды на разных уровнях  управления – есть федеральные , субъектов федерации, местные. На федеральном уровне существует около 50 внебюджетных фондов. Практически все внебюджетные фонды можно разбить на 2 группы :

  • фонды социального назначения(Пенсионный Фонд, Фонды Обязательного Медицинского Страхования, Государственный Фонд Занятости, Фонд Социального Страхования, Федеральный фонд социальной поддержки населения, после событий 1993 года - Фонд взаимопомощи и примирения );
  • фонды экономического назначения(разнообразны по совей направленности и источникам, составляют большую часть внебюджетных фондов. Особенно много фондов, связанных с финансированием научно-технических работ, например, Российский Фонд технологического развития, почти 20 отраслевых фондов НИОКР (лесного хозяйства, по металлургии, газовой промышленности) – они создаются засчет обязательных отчислений подведомственных предприятий в размере 1,5% от реализованной продукции, которые включаются в с/с.) [13, с. 263]

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) был создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Фонд социального  страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного  медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

Таким образом, одним из источников финансирования социальных нужд являются внебюджетные фонды социального назначения. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

 

РАЗДЕЛ 2 – Механизмы финансирования расходов на социальные цели

2.1 Особенности финансирования социальных расходов из бюджетов разных уровней

 

В условиях развивающейся  в мире научно-технической революции  все большее значение приобретает  проблема обучения и воспитания подрастающего  поколения.  [15, с.307] Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. [17, с.361]

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные и муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируется из местных бюджетов. Государство гарантирует ежегодные выделения бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% доходной части федерального бюджета.

Кроме бюджетных  средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными заведениями. [15, с. 308]

Важнейший показатель развития человеческой цивилизации  – уровень культуры. В нашей  стране создан довольно крупный потенциал  учреждений культуры. В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствие с законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. объем средств направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных 32%. [15, с. 315] Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечню Правительства РФ: библиотеки, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большой театр и т.д.) За счет региональных бюджетов финансируется вся сеть остальных государственных учреждений культуры.[13, с. 210]

Особенность финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. [15, с. 315]

Что же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ  осуществляется в виде грантов и  субсидий, предоставляемых на безвозмездной  и безвозвратной основе. Выделение грантов производится на: оплату социально значимых информационно-публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.

Первым значимым документов в области здравоохранения  является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья – свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского страхования являются: для работающего населения – средства работодателей; для неработающего населения и работников бюджетной сферы – соответствующий бюджет. В России существует три системы организации финансирования здравоохранения две из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная медицина. [17, с. 363]

За счет средств федерального бюджета предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях; дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата; организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.

Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.[24]

Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение  медицинских организаций субъектов  РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами  и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и т.д.

Основные понятия  и принципы государственной политики в области физической культуры и  спорта приводятся в Федеральном  законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80 – ФЗ. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств учреждениями и организациями предоставляются услуги государственной значимости, такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения. [16, с. 455]

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как  социально государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существует три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; страховые средства работодателей и работников; общественные и частные пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия.

Пенсия – это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

Пособие – это  денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных  законодательством, и является одной  из форм материального обеспечения  в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых случаях. [17, с.331]

Анализ общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года (таблица 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Объем  и структура расходов бюджета  на социальные цели

 

 

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

на 01.03.2010

Наименование раздела

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Изменение структуры  по сравнению с предыдущим годом

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Изменение структуры по сравнению с предыдущим годом

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Образование

294 611,48

4,92

354 996,79

4,69

-0,23

418 007,57

4,34

-0,35

41 430,39

2,80

Культура, кинематография и СМИ

70 992,90

1,19

88 851,50

1,17

-0,01

111 684,59

1,16

-0,02

11 235,26

0,76

Здравоохранение и спорт

196 494,30

3,28

278 245,20

3,68

0,39

352 313,71

3,66

-0,02

21 554,40

1,46

Социальная  политика

214 039,45

3,58

293 644,98

3,88

0,30

323 519,61

3,36

-0,52

31 272,66

2,12

Сумма

776 138,12

12,97

1 015 738,46

13,42

0,45

1 205 525,48

12,51

-0,91

105 492,71

7,14

Сумма бюджета

5 983 035,51

7 566 638,72

9 636 823,31

1 477 825,27

Информация о работе Расходы на социальные цели