Расходы на социальные цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Примером данной работы являются государственные расходы бюджетной системы на социальные цели, предмет исследования – рационализация данных расходов. Цель исследования - анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:
раскрыть экономическое содержание и сущность расходов на социальные цели, произвести их классификацию, раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, объяснить их необходимость;
проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов разных уровней на социальные цели в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 – Понятие и сущность расходов на социальные цели 4
1.1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные цели 4
1. 2 Классификация бюджета на социальные цели 5
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 7
РАЗДЕЛ 2 – Механизмы и перспективы финансирования расходов на социальные цели 9
2.1 Особенности финансирования расходов на социальные цели из бюджета РФ… 9
2.2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 16
2.3 Особенности финансирования социальных целей в развитых странах 25
РАЗДЕЛ 3 – Проблемы и перспективы финансирования расходов на социальные цели 28
3.1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 29
3.2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 30
3.3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

курсовая финансы готовая после проверки.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видим расходы  на образование, здравоохранение, спорт, культуру  реализацию социальной политики вместе составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1 января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим кризисом в конце 2008 года – 2009 года, доля социальных расходов в бюджете уменьшилась. Но несмотря на это сумма расходов на социальные цели растет.

Из средств  федерального бюджета на образование  выделяется в среднем около 20%, основная же часть на финансирование образования  идет из бюджета субъекта РФ. Приведем таблицу 2, финансирование образования из бюджетов различных уровней за 2007-2009 гг.

 

Таблица 2 –  Объем финансирования образования  из бюджетов различных уровней

 

Источники финансирования

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

млн, руб.

млн, руб.

млн, руб.

Консолидированный бюджет РФ и гос. Внебюджетных фондов

1 342 265,50

1 665 498,24

1 777 872,06

Федеральный бюджет

294 611,48

354 996,79

418 007,57

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 037 400,93

1 361 381,12

1346202,283

Государственные внебюджетные фонды

10 243,04

10 942,52

13 657,48

Внебюджетные  фонды субъектов РФ

10,05

6,83

4,73


Не сложно заметить, что расходы на образования растут. Единственно только в 2009 году, расходы  из бюджетов субъектов РФ на образования  сократились, что связано с сокращением  вообще расходов на социальные нужды в связи с кризисом. Удельный вес расходов на образования из федерального бюджета в 2009 г. составил 4,34%, а в 2007 4,92%. Это говорит об уменьшение доли расходов на образование в бюджете. Средства из федерального бюджета идут нетолько на финансирвоание учреждений профессионального образование, а также на реализацию национального проекта образование и на целевую программу развитие образования на 2006-2010 гг.

Что же касается здравоохранения, то на здравоохранение в среднем выделяется 3,5% из расходов федерального бюджета. Ниже приведем структуру расходов на здравоохранение за 2007-2009 гг.

 

Таблица 3- Структура  расходов федерального бюджета на здравоохранение

 

 

на 01.01.2008

на 01.01.2009

на 01.01.2010

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

0900

196494,30

100,00

278245,20

100,00

352313,71

100,00

Стационарная  медицинская помощь

0901

169836,01

86,43

143192,94

51,46

171371,59

48,64

Амбулаторная  помощь

0902

38090,80

13,69

52682,50

14,95

Скорая медицинская  помощь

0904

358,00

0,13

490,00

0,14

Санаторно-оздоровительная  помощь

0905

21877,72

7,86

30741,80

8,73

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

0906

5953,65

2,14

6504,83

1,85

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

0907

21976,03

7,90

27784,75

7,89

Здравоохранение

 

169836,01

86,43

231449,13

83,18

289575,47

82,19

Физическая  культура и спорт

0908

11072,77

5,64

14506,96

5,21

14866,87

4,22

Прикладные  научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

0909

3385,81

1,72

4592,30

1,65

5665,47

1,61

Другие вопросы  в области здравоохранения, физической культуры и спорта

0910

12199,71

6,21

27696,80

9,95

42205,90

11,98


 

Одной из основных социальных статей федерального бюджета являются расходы на здравоохранение и спорт. Расходы в 2007 году составили на 01.01.2008 196494,30 млн. руб., в 2008 году они увеличились на 41,6%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 26,62%,  в целом, главной превалирующей статьей расходов являются расходы на здравоохранение. Доля расходов на здравоохранение составила в 2007 году 86,43%, в 2008 г. – 83,18%, в 2009 г. – 82,19. Меньшую долю в расходах на здравоохранение имеют расходы на прикладные исследования. 1,72% в 2007 г., 1,65% в 2008, 1,61% в 2009. В области здравоохранения сейчас действует приоритетный национальный проект «Здоровье». Средства направляются на закупку новейшего оборудования, строительство новых высокотехнологичных центров медицинской помощи, часть средств идет на диспансеризацию и иммунизацию населения, а так же выделяются субсидии и субвенции,  региональным бюджетам на осуществление различных мероприятий.

В общей сумме  расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная  политика» составляют 4%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 4.

 

Таблица 4 –  Структура федерального бюджета  по разделу «Социальная политика»

 

 

на 01.01.2010

на 01.01.2009

на 01.01.2008

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

1000

323519,61

100,00

293644,98

100,00

214039,45

100,00

Пенсионное  обеспечение

1001

218638,89

67,58

212026,21

72,20

160573,42

75,02

Социальное  обслуживание населения

1002

6835,28

2,11

5229,49

1,78

3817,57

1,78

Социальное  обеспечение населения

1003

92335,34

28,54

73241,08

24,94

43569,12

20,36

Охрана семьи  и детства

1004

2090,98

0,65

1500,32

0,51

201,83

0,09

Прикладные  научные исследования в области  социальной политики

1005

147,53

0,05

141,39

0,05

134,69

0,06

Другие вопросы  в области социальной политики

1006

3471,59

1,07

1506,49

0,51

5742,82

2,68


 

Несложно заметить, что основной составляющей в расходах бюджета по разделу «Социальная политика» являются расходы на пенсионное и социальное обеспечение. Не сложно заметить, что расходы на социальную политику последние годы заметно увеличиваются. Бюджетная политика – самый точный измеритель приоритетов и возможностей регионов. За 2004-2010 гг. она стала более социально-ориентированной: доля социальных расходов выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 44% до 52%.

Рассмотрим  бюджет Курской области и г. Курска, приведем структуру расходов бюджета  на социальные цели за 2008-2009 год.

Таблица 5 –  Структура расходов бюджета субъектов  и местных бюджетов на социальные цели

 

Наименование  показателя

на 01.01.2010

на 01.01.2009

Бюджет Курской  области

Бюджет Курска

Бюджет Курской  области

Бюджет Курска

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Всего Бюджет

24727,30

7791,94

22821,52

6816,49

ОБРАЗОВАНИЕ

1454,15

2675,20

1435,97

2621,15

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

326,00

147,33

314,51

139,78

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

2108,75

704,26

1621,51

676,11

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

3329,81

570,22

2578,10

509,22


 

Основной объем  расходов бюджета города Курска в 2009 году приходится на раздел «Образование» –2675,20 млн. руб., что составляет 34,33 % в общем объеме расходов 2007 года.; на раздел «Здравоохранение» – 704,26 млн. руб. – 9,03 %; на раздел «Социальная политика» – 570,22 млн. руб. – 7,31 %; на раздел «Культура, кинематография и СМИ» – 147,33 млн. руб. – 1,89%. Не сложно заметить, что больше половины расходов бюджета г.Курска идут на социальные цели.

10 марта 2009 г.  в связи с кризисом и сложившейся  ситуацией в стране вице-премьер,  министр финансов Алексей Кудрин  заявил, что в связи с кризисом Россия на время отказывается от трехлетнего бюджета.

Таким образом, федеральный бюджет на 2009 год будет  однолетним. Однако, как пояснил  Кудрин, возврат к принципу 3-летнего  бюджетного планирования будет осуществлен  начиная с бюджета на период 2010-2012 годов.

Таким образом, из бюджета РФ финансируются образование, здравоохранение, социальная политика, культура. Социальные расходы с каждым годом растут, однако, доля их в бюджете в последний год сократилась, что связано с кризисом.       

     

2.2 Особенности финансирования социальных расходов из государственных внебюджетных фондов

 

Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного  обеспечения граждан РФ. [13, с. 269] На долю Пенсионного Фонда приходится почти ¾ средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Накопительная систем существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на не оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений. Первоочередная задача Пенсионного фонда обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение и размеров с учетом изменения потребительских цен.

Средства пенсионного  фонда формируются за счет следующих  источников:

  • налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
  • неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления.

Информация о работе Расходы на социальные цели