Разработка бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие общих принципов бюджетирования на предприятии. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетирования и структуру бюджета;
- дать характеристику частных бюджетов;
- исследовать технологию составления бюджета;
- раскрыть сущность контроля выполнения бюджета.

Содержание работы

Введение 3
1. Структура бюджета 4
2. Характеристика частных бюджетов 5
3. Технология составления бюджета предприятия 8
4. Сущность контроля выполнения бюджета 10
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                             3

1.  Структура бюджета                                                                                              4

2.  Характеристика частных  бюджетов                                                                        5

3. Технология составления бюджета предприятия                                                        8

4. Сущность контроля выполнения бюджета                                                        10

Заключение                                                                                                                       15

Список использованных источников                                                                             16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетирование - одна из важнейших  звеньев финансовой работы на предприятии.

Бюджетное управление - это  система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия  в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате  бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Формирование финансовой стратеги, политики и разработка текущего, оперативного и финансового планов дает возможность оптимизировать использование  имеющихся финансовых ресурсов предприятия  и отыскивать эффективные варианты их дополнительного привлечения.

На предприятиях разрабатывают  стратегические, текущие и оперативные  бюджеты, используя балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы и  методы экономико-математического моделирования.

На основе разработанных  бюджетов определяют, какой объем  денежного средства может иметь  в своем распоряжении предприятие, какие основные источники их поступления, сколько средства следует будет пересчитать в бюджет, кредиторам, страховым компаниям и т.п., и осуществляют оценку возможных изменений финансового состояния предприятия.

Целью курсовой работы является раскрытие общих принципов бюджетирования на предприятии. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие  бюджетирования и структуру бюджета;

- дать характеристику частных бюджетов;

- исследовать технологию составления бюджета;

- раскрыть сущность контроля  выполнения бюджета.

 

  1. Структура бюджета предприятия

Бюджетирование - это процесс  планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются  системой бюджетов.[8]

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Построение финансового  плана (бюджета) происходит по определенным правилам. Отправной точкой при этом служат разного рода прогнозы: прогноз продаж и прогноз наличия (доступности) необходимых ресурсов. После этого определяется принципиальный бюджетный фактор, который часто называется лимитирующим фактором. И затем совершается построение системы планов (бюджетов), в результате чего происходит наполнение структуры корпоративного бюджета реальной информацией.

Бюджеты составляются как  для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления  основного бюджета выделяют две  составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным  этапом планирования:

  1. подготовка операционного бюджета. К нему относятся:
  2. бюджет продаж;
  3. бюджет производства;
  4. бюджет производственных запасов;
  5. бюджет прямых затрат на материалы;
  6. бюджет производственных накладных расходов;
  7. бюджет прямых затрат на оплату труда;
  8. бюджет коммерческих расходов;
  9. бюджет управленческих расходов;
  10. прогнозный отчет о прибыли.
  11. подготовка финансового бюджета. К числу финансовых бюджетов относятся:
  12. инвестиционный бюджет;
  13. бюджет денежных средств;
  14. прогнозный баланс.

Бюджет носит временный  характер. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. В этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Часто менеджеры проводят более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады.

Далее последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.

 

 

  1. Характеристика частных бюджетов предприятия 

Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном  объеме продаж, цене и ожидаемом  доходе от реализации каждого вида продукции.[6] Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

    • бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
    • бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
    • бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
    • в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Бюджет производства –  это производственная программа, которая  определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном  периоде (в натуральных показателях).[8] Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

ТМС готовой продукции  на начало периода + Планируемый объем  производства продукции = Планируемый объем продаж + ТМС готовой продукции на конец периода.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и  приобретение основных видов сырья и материалов.[3] В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного  производственного персонала.[3] Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате.

Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством  продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.[2] Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя.

Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором  приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с  производством и сбытом продукции.[2]

После составления вышеописанных  бюджетов, начинается формирование  прогнозного отчета о прибылях и убытках.

Прогнозный отчет о  прибылях и убытках – это форма  финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая  отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и  убытках составляется для того, чтобы  определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.[8]

Данный отчет составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Следующее в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств. Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств. Минимальная денежная сумма позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств.

На заключительном этапе  процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс. Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем  состоянии предприятия на конец  прогнозируемого периода.[2]

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные  финансовые проблемы (например, снижение ликвидности предприятия). Также позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Прогнозный баланс  служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период.

Бюджет денежных средств  составляют отдельно по трем видам  деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.

 

  1. Технология составления бюджета предприятия

Технология составления бюджета - эффективный инструмент планирования гибкого развития предприятия. С учетом специфики деятельности составляется соответствующие виды бюджеты предприятия.

Технология составления бюджета, применительно к практике отечественных предприятий, предусматривает следующие шаги:

Составляется бюджет продаж с учетом уровня спроса на продукцию  предприятия, географии сбыта, категории  покупателей, сезонных факторов и т.п. Это первый и самый ответственный  шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.

Следующим этапом составления  бюджета является расчет коммерческих расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, виды реализации и т.п. Большую часть коммерческих расходов составляют затраты на продвижение товаров на рынки, рекламу, транспортировку и т.д.

Далее составляется бюджет производства в котором обязательно учитываются производственные мощности, увеличение или уменьшения производственных запасов, величина внешних закупок сырья и материала.

Информация о работе Разработка бюджета предприятия