Разработка бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие общих принципов бюджетирования на предприятии. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие бюджетирования и структуру бюджета;
- дать характеристику частных бюджетов;
- исследовать технологию составления бюджета;
- раскрыть сущность контроля выполнения бюджета.

Содержание работы

Введение 3
1. Структура бюджета 4
2. Характеристика частных бюджетов 5
3. Технология составления бюджета предприятия 8
4. Сущность контроля выполнения бюджета 10
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

Рассчитываются управленческие расходы. Бюджет управленческих расходов включает все расходы, не связанные  с производственной или коммерческой деятельностью фирмы, т.е. затраты  на содержание управленческих отделов, освещения, отопление офисов, услуги связи.

Балансовый отчет (прогнозный) характеризует финансовое состояние  предприятия на конкретную дату и  показывает финансовые средства предприятия, фирмы.

Составление бюджета потока денежных средств является одним  из самых важных и сложных шагов  в бюджетировании, так как отдельно рассчитывается движение денежных средств  по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Завершает систему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния активов  и пассивов компании на конец планового  периода.

 

 

  1. Контроль выполнения бюджета предприятия

Контроль исполнения бюджета, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой мониторинг производственно-хозяйственной деятельности предприятия в контексте достижения бюджетных показателей.

Методика контроля исполнения финансовых планов компании состоит  из нескольких шагов:

  1. выявление и оценка отклонений;
  2. анализ причин отклонений;
  3. принятие управленческих решений.

Различают регулярный и окончательный  контроль исполнения финансового плана  компании.[5]

Регулярный контроль осуществляется в течение планового периода. Технология регулярного контроля позволяет  на ранней стадии обнаружить тенденции  к нарушению плана и принять  меры по корректировке финансовой ситуации. Регулярный контроль исполнения бюджетов филиалов осуществляется на уровне центров  финансовой ответственности (ЦФО). При  этом возрастает роль бюджетного комитета, контролирующего процесс исполнения плановых бюджетных показателей  филиалами.

Окончательный контроль проводится по завершении планового периода  на основе отчетов об исполнении бюджетов компании.

Контроль исполнения бюджета  основывается на данных о значениях  бюджетных показателей и осуществляется путем вычисления отклонений фактического значения бюджетного показателя от планового.

По результатам сопоставления  проводится анализ (часто его называют анализом план-фактных отклонений) оценки уровня отклонений фактических показателей от плановых. Отклонения могут рассчитываться между показателями, запланированными на определенный период, и по отношению к любому базовому периоду.

Можно выделить стратегический подход к анализу отклонений, который  базируется на гипотезе, что оценка результатов деятельности предприятия, в частности выполнения бюджета, должна осуществляться с учетом стратегии, которой следует предприятие. Система  контроля выполнения планов в данном случае является крайне важным элементом  для предприятия, которое ориентируется  на стратегию использования при  стратегическом позиционировании конкурентных преимуществ. Отражением этого стремления является метод контроля бюджета, сфокусированный  на управленческих решениях. Методика, которая позволит построить систему  управлением предприятием на основе ключевых показателей, называется сбалансированной системой показателей (BSC).[10]

Сбалансированная система показателей представляет собой систему, которая позволяет руководителям на основе стратегических целей компании формировать четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.

Одной из наиболее простых методик анализа исполнения планов, которые могут использоваться на предприятии, является финансово-экономический анализ.

Финансово-экономический  анализ в данном случае необходимо проводить на основании данных управленческой отчетности. В рамках системы бюджетного правления можно выделить следующие  виды анализа:

1. Финансовый анализ:

а) анализ отчета о прибылях и убытках;

б) анализ управленческого баланса (горизонтальный анализ баланса, вертикальный анализ баланса (анализ структуры активов и пассивов), сравнительный анализ баланса, трендовый анализ, факторный анализ);

в) анализ финансовой устойчивости предприятия;

г) анализ платежеспособности и ликвидности предприятия;

д) анализ степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;

е) анализ эффективности  и рентабельности;

ж) коэффициент рентабельности инвестиций (ROI).

2. Экономический анализ:

а) анализ объема, структуры  и качества реализации и производства продукции;

б) анализ затрат на производство;

в) анализ себестоимости  продукции;

г) анализ факторов производства;

д) анализ использования  основных фондов;

е) анализ использования  рабочей силы (персонала и пр.).

Основная цель финансового  анализа — получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Основными функциями финансового  анализа являются:

  1. объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;
  2. выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;
  3. подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
  4. выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Наиболее информативной  формой для анализа и оценки финансового  состояния предприятия является управленческий бухгалтерский баланс. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются[10]:

  1. оценка эффективности и рентабельности. Показатели рентабельности как одни из основных показателей эффективности финансовой деятельности позволяют совокупно отразить «качество» финансового состояния организации и перспективы его развития.
  2. оценка степени деловой активности предприятия. Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловлено в значительной степени его деловой активностью. К данной группе относят следующие показатели: общая капиталоотдача; оборачиваемость всех оборотных активов; оборачиваемость; оборачиваемость дебиторской задолженности; оборачиваемость банковских активов; оборот к собственному капиталу.
  3. оценка финансовой устойчивости. Показатели определяют, насколько эффективно используется соотношение между собственным и земным капиталом. К ним относятся: коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент концентрации привлеченного капитала, коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств;
  4. оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия. Группа показателей ликвидности определяет, насколько предприятие способно поддерживать свой уровень платежеспособности. К данной группе можно отнести следующие показатели: величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал); маневренность собственных оборотных средств; коэффициент покрытия общий; коэффициент быстрой ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности); доля оборотных средств в активах; доля производственных запасов в текущих активах; доля собственных оборотных средств в покрытии запасов; коэффициент покрытия запасов;
  5. коэффициент рентабельности инвестиций (ROI) — финансовый показатель, характеризующий доходность инвестиционных вложений.

Нужно отметить, что в  первоначально принятые положения  по исполнению бюджета потребуется  вносить дополнения и изменения, продиктованные опытом и спецификой деятельности компании.

Таким образом, разработка системы контроля исполнения бюджетов  - один из наиболее важных аспектов всего процесса финансового планирования и управления компанией в целом. Выбор методов, оценки исполнения, системы показателей уникален для каждого конкретного предприятия и напрямую зависит от тех стратегических целей, которые были поставлены перед компанией, и от специфики ее функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для организации системы  анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и  контроле исполнения иерархической  системы бюджетов предприятия. Система  бюджетов позволяет установить жесткий  текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Система бюджетирования для  каждого предприятия в своем  роде уникальна, поскольку зависит  от его специфики.

Как правило, процесс формирования бюджета начинается с составления  бюджета продаж. На основании этого  бюджета определяется производственная программа предприятия, а также  потребность в производственных мощностях, персонале, сырье и материалах, рассчитываются затраты на содержание обслуживающих подразделений. На следующем  этапе формируются бюджет себестоимости  производимой продукции, бюджет закупок  и другие бюджеты, входящие в состав операционного бюджета. На основе данных операционного бюджета создается  финансовый бюджет.

Большинство управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью предприятия, принимается  в условиях риска, что обусловлено  рядом факторов - отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности  и многим другим. В связи с этим проблема оценки и учета экономического риска приобретает важное значение как составная часть теории и практики управления.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2010.
  2. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. СПб.: Питер, 2008
  3. Дж. К. Шим, Дж. Г. Сигел: Основы коммерческого бюджетирования. СПб.: Азбука, 2011.
  4. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджммент. М.: Финансы и статистика, 2009
  5. Крейнина М. И. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2010
  6. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. М.: ТК Велбн, 2009.
  7. Бюджетирование: Учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб. / В.В.Сухинина; Самар. гос. техн. ун-т.; Самара, 2008
  8. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учеб¬ник/Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2008.
  9. www.grandars.ru
  10. www.toptrening.ru

 

 

 

 


Информация о работе Разработка бюджета предприятия