Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:36, доклад
Актуальность темы. Развитие финансовых отношений в системе современного общественного воспроизводства с учетом трансформации индустриального общества в информационное, глобализации, нарастания общепланетарного экономического кризиса, а в условиях Казахстана - перехода страны и ее экономики в принципиально новое качество в уникальных конкретно-исторических условиях, имеет первостепенное значение для экономической науки и хозяйственной практики
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретико-методологические основы развития финансовых отношений.......6
Финансовые процессы в современном общественном воспро изводстве......9
Финансовые проблемы современного казахстанского общества ...................11
Пути и методы преобразования финансовых отношений в Казахстана..........13
Заключение ………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...21
8
- охарактеризовано влияние этих глобальных процессов на механизм финансообразующих денежных форм, деньги и денежное обращение, финансирование воспроизводственного процесса, вызревание необходимости кардинального изменения роли финансов в общественном воспроизводстве. Кроме того, выделен глобальный трансформационный процесс особого рода, выражающийся в вызревании условий и предпосылок мирового экономического кризиса, и разработана модель задействования финансов в его вызревании;
- функции финансов охарактеризованы в двух аспектах - формы и содержания. Указано, что по форме финансам присущи четыре универсальные функции: а) аккумулирующая; б) распределительная; в) финансово - расходная; г) учетно-контрольная. По содержанию функции финансов существенно различаются по уровням экономики и задействованными на них субъектам хозяйствования. В данной связи разработана классификация субъектов финансовых отношений на основе их объективно обусловленного участия в системе многоуровневого общественного воспроизводства; определены функции финансов применительно к субъектам финансовых отношений, вошедших в эту классификацию;
- определены и охарактеризованы направления отрыва финансовых потоков от процессов, протекающих в реальном секторе экономики, смоделирован механизм этого отрыва;
- выделены, сформулированы и доказаны в виде единого взаимосвязанного целого объективные закономерности соответствия финансовых потоков процессам, проходящим в воспроизводстве реальных благ;
- с позиций формирования и развития финансовых отношений дана оценка системному кризису казахстанской экономики, явившемуся результатом проведения радикальных реформ на идеологической платформе рыночного либерализма в форме монетаризма;
- дана характеристика с обобщениями и выводами тому финансовому механизму казахстанской экономики, который сформировался в ходе рыночных реформ;
9
- определены причины системного кризиса финансовых отношений в современной Казахстана, смоделирован их механизм;
- на основе теоретико-методологической проработки вопроса об активном государственном воздействии на финансовые отношения предложены и обоснованы в виде системы принципы воздействия государства на формирование и развитие финансовых отношений с адаптацией этих принципов к особенностям Казахстана;
- на базе системного исследования финансовых отношений в современном воспроизводственном процессе, с одной стороны, и их формирования и развития в Казахстан в ходе рыночных реформ - с другой, определены в виде единого комплекса основные направления преобразования финансовых отношений казахстанского общества. Эти направления предполагают смену экономического курса - от попытки построить полностью либерализованную рыночную экономику в соответствии с установками монетаризма к созданию смешанной, интегрированной системы хозяйствования, органически сочетающей механизмы рынка и планирования, с применением всего спектра мер воздействия государства на экономику и при ее четко выраженной социальной ориентации;
- применительно к народному хозяйству Казахстана разработана модель финансового обеспечения экономического роста в условиях перехода экономики от инфляции к дефляции. В основу этой модели положено взаимодействие причинно - следственных, прямых и обратных, а также сетевых связей важнейших факторов экономического роста, активное взаимодействие которых посредством того или иного варианта их производительного комбинирования являет собой процесс производства общественно полезных благ.
10
Практическая значимость результатов исследования определяется его новизной и направленностью на преобразования финансовых отношений казахстанского общества.
Результаты диссертационного исследования могут быть широко использованы:
- при выработке финансовой стратегии российского общества и государства с учетом экономического потенциала Казахстана, реалий и перспектив развития мировой экономики;
- в процессе преобразования финансового механизма на микро - мезо -макро уровнях экономики;
- в ходе преподавания экономической теории и ряда финансовых дисциплин.
Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в двух монографиях, ряде научных статей, а также представлены научной общественности в форме выступлений на различного рода конференциях, форумах, круглых столах.
Научно-практические разработки, представленные в диссертации, нашли применение в деятельности ряда финансово-промышленных групп и коммерческих банков.
Основные теоретико-
11
При характеристике этого механизма особое внимание обращено на идеологические посылки рыночного либерализма в форме монетаризма, следование которым породило глубокий затяжной кризис финансового механизма в стране. Ключевую роль в ее развертывании сыграло многократное, в сравнении с оптимальной нормой, сжатие денежной массы относительно ВВП и, в еще большей мере, по отношению к имеющимся производственным мощностям. В результате произошло резкое обрезание финансирования на «входе» в производственный процесс и не менее резкое снижение покупательной способности спроса на внутреннем рынке. Как следствие, в экономике страны возник сильнейший спад, который совместно с инфляцией породил ситуацию стагфляции. Приватизация госимущества за бесценок, помимо прочего, послужила материальной основой для развертывания спекулятивно - посреднической сферы, и она стала стягивать на себя финансовые ресурсы, опустошая, в финансовом отношении, реальный сектор экономики, способствуя замораживанию инвестиций в него на недопустимо низкой отметке.
Финансовые отношения в обществе формируются и развиваются под воздействием объективных экономических законов, которые, однако, действуют посредством обуславливаемого ими поведения людей, а также в конкретных социально - экономических условиях, которые определяются не только независимыми от воли людей факторами, но и самыми целеустремленными действиями людей, которым объективно предоставлено право самим выбирать конкретную конфигурацию условий осуществления экономической, в том числе финансовой деятельности, а уже в этой конкретной конфигурации появляется соответствующая ей конфигурация действия экономических законов, а вот уже результаты этих реальных конфигураций в сфере финансовых отношений оказываются весьма различными; при воздействии на них тех же самых объективных экономических законов в одних случаях финансовые отношения могут носить здоровый сбалансированный характер, способствовать устойчивому экономическому росту, а в других - характеризоваться сильными деформациями, тормозить социально-экономическое развитие общества.
12
Категория «финансовые отношения» является наиболее общей, в высшей степени универсальной категорией финансов, включая в себя: финансовую систему общества со всеми ее звеньями (государственный бюджет, финансы предприятий и организаций и т.д.); финансовые процессы, например, налогообложение.
При этом каждому блоку финансовых отношений присущи свои принципы воздействия на его формирование и развитие со стороны субъектов экономики, прежде всего государства. В частности, речь идет о принципах формирования финансовой системы, принципах построения государственного бюджета, принципах налогового регулирования и т.д. Все эти принципы не даны изначально экономической реальностью, но могут быть разработаны только людьми на научной основе, с учетом объективных, экономических закономерностей, в том числе и в сфере финансовых отношений.
Очевидно, что если отдельным блокам финансовых отношений соответствуют определенные принципы воздействия на их формирование и развитие, то необходимо также разрабатывать принципы воздействия на формирование и развитие финансовых отношений общества в целом.
Теоретико-методологический подход автора к выработке принципов воздействия на формирование и развитие финансовых отношений общества на всех уровнях воспроизводственного процесса, основывается с одной стороны, на учете влияния объективных законов, закономерностей и факторов в конкретно исторических условиях, а с другой - на обеспечении эффективных действий субъектов финансовых отношений.
Под принципом воздействия на формирование и развитие финансовых отношений автор понимает целевую установку воздействия или метод (способ, алгоритм) воздействия, или основу (фундамент) воздействия, который поляризован на интеллектуально - информационное начало, реальное право принятия, контроля и реализации решений в финансовой области, ресурсное обеспечение в натуре и денежной форме. При таком подходе все принципы воздействия на формирование и развитие финансовых отношений квалифицируются следующим образом:
13
1) принципы, выражающие целевые установки воздействия;
2) принципы, определяющие направления и методы (способы, алгоритмы) воздействия;
3) принципы, отражающие основу (фундамент) воздействия, в том числе:
З.а) интеллектуально - информационное начало;
З.б) реальное право принятия, контроля и реализации решений в финансовой сфере;
З.в) ресурсное обеспечение в натуре и денежной форме.
Каждый принцип в сфере финансовых отношений (как и во всякой другой сфере общественных отношений) определяет характер поведения того или иного субъекта финансовых (и шире, экономических, общественных) отношений.
Справедливо и обратное утверждение: сущность основных видов поведения субъектов финансовых отношений, представляет собой содержание принципов их воздействия на формирование и развитие финансовых отношений общества.
Все принципы воздействия на финансовые отношения представляют собой динамично функционирующее и развивающееся единство, проявляющееся в порядке прямых, обратных и сетевых связей.
На базе системного исследования финансовых отношений в современном воспроизводственном процессе, с одной стороны, и их формирования и развития в Казахстана периода радикальных рыночных реформ - с другой, автор определил в виде единого комплекса основные направления преобразования финансовых отношений российского общества.
Эти преобразования предполагают смену модели социально-экономического развития - от полностью либерализованной рыночной экономики на базе тотального господства частной собственности и минимизации вмешательства государства в национальную экономику при ее полном открытии мировому рынку, к интегрированной экономике, представляющей собой динамичное единство в рамках единого
политического, экономического и правового пространства страны трех секторов экономики а) государственного сектора, работающего не на рынок, а на непосредственное удовлетворение потребностей общества и государство; б) рыночного сектора, активно регулируемого государством с использованием всего спектра мер регулирования (все крупные и средние частные предприятия); в) рыночного сектора, не регулируемого государством, но при государственном регулировании экономических, правовых, социальных условий его функционирования.
Интегрированная экономика сочетает в себе преимущества рыночно -капиталистического и планово-распределительного хозяйствования, соединяя эти преимущества в единое, органически взаимосвязанное целое вокруг стержня национально-государственных интересов страны.
Проблемы формирования интегрированной экономики (часто называемой смешанной), за исключением его финансового сегмента, не входят в предмет исследования данной работы. Здесь автор счел возможным опираться на уже имеющиеся исследования в этой области.
В принципе, можно было бы предложить другие модели экономического роста, рассчитанные на условия дефляции (повышения покупательной способности денежной единицы), но это потребовало бы внесения кардинальных изменений в социально-экономические системы общества, связанные с переходом от потребительски ориентированного образа жизни людей на экологический образ жизни, что повлекло бы за собой весьма серьезные изменения в экономическом механизме. Так выглядит проблема в ее самом общем виде в ее глобальном измерении.
В условиях современной Казахстана, проблема обеспечения экономического роста в условиях дефляции (а не инфляции) имеет свою специфику. Социально-психологическим алгоритмом поведения людей в воспроизводственном процессе стало «урывание» где только можно денег (следствие основного стержня радикальных реформ - сверхбыстрое накопление частного капитала любой ценой), что выразилось в непомерном завышении цен в каждом микроучастке воспроизводственного процесса. Это психологическое давление в направлении повышения цен, наложилось на процесс роста цен в результате значительного сокращения объемов производства и отнесения постоянных издержек производства на все
уменьшающееся количество изделий (соответственно рост издержек и цены единицы продукции, т.е. инфляция издержек).
В сложившейся ситуации, именно для Казахстана, остро необходим мощный толчок в направлении существенного снижения уровня всех цен (не обязательно в абсолютном значении, хотя это было бы наилучшим вариантом, но непременно в соотношении с уровнем доходов физических и юридических лиц). Снижению уровня цен соответствует рост покупательной способности денежной единицы , иначе говоря - дефляция.
В основу этой модели положено взаимодействие в порядке причинно -следственных, прямых и обратных, а так же сетевых связей важнейших факторов экономического роста, активное взаимодействие которых посредством того или иного варианта их производственного комбинирования являет собой процесс производства общественно полезных благ.
Это предлагается осуществить, в основном,
не за счет эмиссии денег в части финансирования
за ее счет повышения зарплат и пенсий
(это допустимо лишь в рамках увеличения
товарной массы на потребительском рынке),
а путем целенаправленного перераспределения
государством денежных доходов в обществе,
включая: а) монопольное присвоение государством
природной ренты - абсолютной и дифференциальной
I, а также дифренты II, в меру ее соответствия
инвестициям со стороны государства в
месторождения, земельные участки, строительство
дорог и т.д.; б) установление твердых, внутренних
государственных цен на уровне много ниже
мировых цен на топливо, сырьё, услуги
транспорта и ЖКХ, а также недвижимость,
приобретаемую или арендуемую для производственных
целей, при введении монополии государства
на экспорт топливо -энергетических ресурсов
и сырья; в) сверхналоги на сверхдоходы
от спекулятивно-посреднических сделок;
г) высокие налоги на роскошное потребление
(личные самолеты и вертолеты, яхты, дорогие
автомобили, особо дорогая недвижимость);
д) административные меры, ограничивающие
спекулятивно - посредническую сферу (уменьшает
ее давлении на цены в сторону повышения);
е) активное противодействие теневой экономике,
борьба с преступностью и коррупцией (позволит
значительно повысить реальные доходы
государства); ж) установление жесткой
государственной монополии на производство
и оптовую продажу вино-водочной и табачной
продукции.
Информация о работе Развитие финансовых отношений в Казахстана