Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:20, отчет по практике
Предмет исследования – лизинг в современной России.
Объект исследования – лизинговые компании в современной России.
Цели работы: изучение сущности лизинговых отношений как экономической категории, выяснить преимущества лизинга и объективную необходимость его использования.
В процессе работы была рассмотрена сущность лизинга его функции, исследовано состояние рынка лизинга в современной России.
Введение 3
1 Понятие лизинга 4
2 Обзор лизингового рынка в современной России 6
2.1 Объем и динамика рынка 6
2.2 Лидеры лизингового рынка 7
2.3 Территориальное распределение сделок 8
2.4. Сегменты оборудования 9
3 Текущая ситуация и прогноз 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13
В 2011 году на фоне роста объемов
сделок и высокого спроса на лизинг
лизингодатели активно
График 3 Структура рынка в разрезе собственников
2011 |
2010 |
|
|
График 4 Географическое распределение объема новых сделок
График 5. Географическое распределение объема новых сделок в сегменте МСБ в 2011 году
Сегмент-лидер по объему заключенных сделок стала железнодорожная техника – 48,6% (график 6), ее доля увеличилась почти на 10 п.п. (в 2010 – 39,1%). Лидерство в сегменте железнодорожной техники, как и в 2010 году, принадлежит компании «ВТБ Лизинг» (168,3 млрд рублей новых сделок).
Темпы прироста рынка, очищенные от влияния железнодорожного сегмента, составили 51,5% (вместо 79,3%).
Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, обогнав авиационную технику, которая занимала второе место в 2010 году. Сегмент лизинга легковых автомобилей остался на четвертом месте по объему.
График 6. Доля сделок с железнодорожной техникой увеличилась на 9,5 п. п.
Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга |
Доля в новом бизнесе в 2011 г., % |
Доля в новом бизнесе в 2010 г., % |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % |
Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.12, % |
Железнодорожная техника |
48,60% |
39,10% |
122,9% |
47,38% |
Грузовой автотранспорт |
9,54% |
8,40% |
103,6% |
6,24% |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
7,47% |
10,50% |
27,6% |
12,04% |
Легковые автомобили |
6,22% |
7,10% |
57,0% |
3,98% |
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах |
4,99% |
4,50% |
99,0% |
4,03% |
Здания и сооружения |
2,68% |
3,20% |
50,1% |
2,72% |
Машиностроительное,
металлообрабатывающее |
2,67% |
1,60% |
199,4% |
2,10% |
Дорожно-строительная техника |
2,61% |
3,40% |
37,5% |
1,96% |
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) |
1,81% |
1,00% |
224,9% |
1,56% |
Суда (морские и речные) |
1,74% |
2,40% |
30,3% |
2,55% |
Оборудование для нефтедобычи и переработки |
1,44% |
2,60% |
-0,6% |
2,09% |
Автобусы и микроавтобусы |
1,34% |
1,70% |
41,7% |
1,19% |
Энергетическое оборудование |
0,74% |
2,00% |
-33,4% |
2,68% |
Погрузчики и складское оборудование |
0,63% |
0,87% |
29,7% |
0,48% |
Оборудование для газодобычи и переработки |
0,56% |
1,30% |
-23,3% |
0,66% |
Сельскохозяйственная техника |
0,54% |
0,54% |
80,4% |
0,48% |
Оборудование для пищевой промышленности |
0,51% |
0,88% |
3,8% |
0,52% |
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс |
0,42% |
1,20% |
-37,7% |
0,51% |
Полиграфическое оборудование |
0,35% |
0,79% |
-20,1% |
0,62% |
Оборудование для ЖКХ |
0,33% |
1,40% |
-58,3% |
0,67% |
Металлургическое оборудование |
0,22% |
0,24% |
64,7% |
0,31% |
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы |
0,20% |
0,39% |
-7,9% |
0,14% |
Деревообрабатывающее оборудование |
0,17% |
0,58% |
-46,1% |
0,32% |
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
0,16% |
0,61% |
-52,1% |
0,17% |
Компьютеры и оргтехника |
0,16% |
0,44% |
-36,4% |
0,17% |
Геологоразведочная техника |
0,16% |
0,32% |
-12,6% |
0,13% |
Телекоммуникационное оборудование |
0,11% |
0,38% |
-49,3% |
0,86% |
Авторемонтное и автосервисное оборудование |
0,10% |
0,12% |
52,0% |
0,08% |
Оборудование для авиационной отрасли |
0,10% |
0,13% |
37,9% |
0,09% |
Торговое оборудование |
0,10% |
0,27% |
-34,6% |
0,12% |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,08% |
0,12% |
25,6% |
0,07% |
Оборудование
для развлекательных |
0,03% |
0,12% |
-59,3% |
0,03% |
Текстильное и швейное оборудование |
0,02% |
0,05% |
-15,3% |
0,02% |
Мебель и офисное оборудование |
0,02% |
0,07% |
-43,9% |
0,03% |
Оборудование для ресторанов |
0,01% |
0,01% |
85,5% |
0,01% |
Оборудование для производства бумаги и картона |
0,01% |
0,05% |
-66,6% |
0,06% |
Оборудование для спорта и фитнес-центров |
0,004% |
0,03% |
-73,2% |
0,004% |
Банковское оборудование |
0,002% |
- |
- |
0,003% |
Прочее оборудование |
3,15% |
1,6% |
- |
2,92% |
В 2008-2010 гг. российский рынок лизинга быстро консолидировался: доля портфелей десяти крупнейших компаний выросла с 25% до 57%. В перспективе, по оценкам Intesco Research Group, лидирующие позиции в большинстве сегментов рынка займут компании, аффилированные с крупнейшими госбанками, остальные компании смогут сохранить свои доли только в специализированных сегментах. Доля лизинга в 2006-2010 гг. колебалась в пределах 4-15% от общего объема инвестиций в основной капитал, после падения в кризис вернувшись на уровень 8% к началу 2010 г. О потенциале рынка можно судить по доле лизинга от объема ВВП – в большинстве стабильных экономик она составляет 3% или менее, в России – порядка 1,6%. По мнению экспертов Intesco Research Group, российский рынок к 2015 г. может вырасти до 2,5% ВВП, после чего стабилизируется. В номинальном выражении это означает трехкратный рост до более 2,2 трлн руб. при среднегодовом приросте в 26% (до кризиса темпы роста достигали 50-150%). ешающее значение для развития рынка будет иметь потенциальная отмена амортизационных льгот в 2012 г. В результате этого объем новых контрактов может заметно снизиться – на 15-30%. Пострадают прежде всего лизингополучатели из сферы малого и среднего бизнеса, для которых лизинг нередко – основной способ обновления материально-технической базы; а также сегменты рынка оборудования с наиболее длительным сроком эксплуатации.
Подводя итоги проведенной работы, анализируя выше изложенный материал. Термин «лизинг» (от англ. to lease) означает аренду, сдачу в наем. Предметами (объектами) лизинга может являться практически любой объект, если он не уничтожается в производственном цикле и может быть использован в производственных или профессиональных целях.
В качестве объектов лизинга наибольшей популярностью пользуются сельхозтехника, строительная и дорожная техника, автотранспортные средства и авиационная техника, телекоммуникационное оборудование; значительна доля специального оборудования для горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности.
Что касается развития лизинга в
РФ, то еще в 2010 - 2011 гг. в выступлениях
ряда представителей органов власти
отмечалась необходимость использования
финансового лизинга для
В последние годы отмечается общая активизация государственной промышленной политики: начал работать Инвестиционный фонд, создан Банк развития, реализуются «приоритетные национальные проекты». В конце 2011 г. Минпромэнерго было принято решение о создании на базе Объединенной судостроительной корпорации специализированной государственной лизинговой компании для стимулирования сбыта отечественных судов, в капитал которой в 2008 г. было направлено 8 млрд рублей.
В политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.
Несмотря на общую благоприятную картину с притоком иностранных инвестиций на рынок лизинга, здесь не обошлось без осложнений. Источником проблем снова стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Проблемы с возмещением НДС оказались столь значительными для компании «Ханса Лизинг», что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Этот случай с крупнейшей в России лизинговой компанией с иностранным капиталом стал холодным душем для многих зарубежных лизингодателей, готовившихся начать здесь бизнес.
Надо полагать, что многие из них
заняли сейчас выжидательную позицию,
ведь незаконность и неадекватность
правоприменительной практики в
стране способны перечеркнуть самые
благоприятные возможности
Обобщая вышесказанное, следует заметить, что невозможно однозначно оценить сложившуюся ситуацию, поскольку в силу действия несовершенных механизмов стимулирования отраслей и регионов с помощью лизинга существует риск торможения развития лизинга в целом. В то же время использование финансового лизинга (как эффективного механизма государственной поддержки) создает большие возможности для развития, как отдельных отраслей промышленности, так и регионов.