Развитие рынка потребительского кредитования в России на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Предметом данной дипломной работы является анализ и исследование развития потребительского кредита в современной России.
Объектом исследования является ЗАО «Банк Русский Стандарт». Цель дипломной работы состоит в том, чтобы выявить методы по совершенствованию организации процесса потребительского кредитования. Поставленная цель обуславливает решение следующих задач: - дать понятие потребительского кредита, определить его сущность, значение; - определить основы потребительского кредитования в РФ на современном этапе; - провести анализ потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт»; - определить проблемы потребительского кредитования; - определить пути совершенствования потребительского кредита в коммерческом банке.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Развитие потребительского кредитования в России
1.1 Сущность потребительского кредита и его особенности
1.2 Классификация потребительских кредитов
1.3 Нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования
1.4 Характеристика рынка потребительского кредитования на современном этапе в России
Глава 2. Организация потребительского кредитования на примере ЗАО "Банк Русский Стандарт"
2.1 Характеристика ЗАО "Банк Русский Стандарт"
2.2 Анализ деятельности ЗАО "Банк Русский стандарт" на рынке потребительского кредитования
2.3 Анализ деятельности ЗАО "Банк Русский Стандарт" на рынке кредитных карт
2.4 Анализ потребительского кредитования на неотложные нужды
2.5 Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "Банк Русский Стандарт"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 103.43 Кб (Скачать файл)

в) активное продвижение депозитов, в первую очередь за счет увеличения процентных ставок;

г) повышение требований к заемщикам.

На 01.10.2008года основную долю в доходах  банка занимают процентные доходы (по предоставленным кредитам, по прочим размещенным средствам, по средствам  на счетах, по депозитам размещенным, по вложениям в долговые обязательства) составляют 73,8% (без учета сумм восстановления резервов на возможные потери и без  переоценки средств в иностранной  валюте). По сравнению с аналогичным  периодом 2007года данный показатель увеличился на 40,6% (на 01.10.2007 процентные доходы составляли 52,5%). Рост процентного дохода обеспечивается существенным увеличением объема кредитных  операций банка, развитием представительской  сети, расширением объема и спектра  предоставляемых банковских продуктов  и услуг розничным и корпоративным  клиентам.

 

2.2 Анализ деятельности ЗАО «Банк  Русский Стандарт» на рынке  потребительского кредитования.

 

В 2000году Банк Русский Стандарт вывел  на банковский рынок России принципиально  новую услугу – потребительский  кредит, заложив, таким образом, основу для развития нового сегмента банковской деятельности.

Реализация четко направленной бизнес - стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили Банку в  короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером.

Проект потребительского кредитования Банка Русский Стандарт в основном был ориентирован на сегмент, практически  не охваченный такого рода услугами, - это учителя, врачи, рабочие, работники  бюджетных сфер и т. д. Таким образом, программа Банка носила социально-ориентированный  характер. За время реализации программы  кредитования населения Банк Русский  Стандарт выдал жителям страны потребительских  кредитов на сумму, превышающую 112,5млрд. руб.

Доля Банка Русский Стандарт на рынке потребительского кредитования по размеру консолидированного портфеля составляла в 2008году - 30,5%.

Основные конкуренты банка в  этом секторе – Home Credit – 14.8%, далее  УРСА Банк (Сибакадембанк) – на него приходится 10% рынка (рис.1).

 

Рис. 1. Структура рынка потребительского кредитования

 

Объем портфеля потребительских кредитов банка «Русский Стандарт» за последний  год существенно сократился. Данные приведены в таблице 4.

 

 

Таблица 4

Изменение величины портфеля потребительских  кредитов ЗАО «Банк Русский Стандарт»  в 2006-2008гг.

Показатели

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Изменение

+, - 2009г к 2007г

Объем потребительских кредитов, млн.руб.

57735

52551

47292

- 10443

Число потребительских кредитов, тыс.

7496

7052

6783

- 713


 

Сокращение портфеля представители  банка объяснили сезонными погашениями  задолженности по кредитам и сделками по секьюритизации активов.

На сегодняшний день в банке  Русский Стандарт клиент может оформить заявку на получение следующих видов  потребительского кредита (табл. 5).

 

Таблица 5

Потребительские кредиты, для получения  которых необходимые документы  оформляются в торговых организациях

Вид кредита

Срок кредита, мес.

Сумма кредита, руб.

Процентная ставка, % годовых

Размер первоначального взноса, %

Стандартный кредит

6,7,8,9,10

5000- 100000

55

10 - 90

Простой кредит

6,7,8,9,10

5000- 100000

49

15 - 90

2% в месяц

6

5000- 100000

40

15 – 90

10%+10*1/10

10

5000- 100000

23,4

10 (фикс.)

3% в месяц

6,7,8,9,10

5000- 100000

65

10 - 90

Русский Стандарт

6

5000- 100000

36

25 - 90

Простой на мобильный телефон

6,7,8,9,10

5000- 100000

65

10 - 90


 

Данные таблицы свидетельствуют, что годовая процентная ставка на конец 2008года колеблется от 23,4% до 75%. При  чем на практике прослеживается следующая  закономерность: чем выше годовая  ставка, тем больше процент одобряемости данного вида кредита.

За 8 лет работы на рынке потребительского кредитовая годовая процентная ставка несколько раз претерпевала изменения (табл. 6).

 

Таблица 6

Динамика годовой процентной ставки в 2006-2008гг.

Показатели

2006год

2007год

2008год

Годовая процентная ставка по стандартному кредиту, %

29

49

55

Комиссия за расчетное обслуживание

1,9

-

-


 

Причиной таких изменений годовой  ставки в 2007году стала отмена комиссий за расчетное обслуживание и комиссий за досрочное погашение в августе 2007года по требованию Генпрокуратуры РФ. В результате чего Банк потерял 6,7 млрд. руб.

В 2008году повышение произошло осенью, как следствие мирового кризиса  ликвидности. В связи со значительным увеличением стоимости денежных ресурсов на международных рынках Банк повысил процентные ставки по кредитным  программам населению.

Потребительское кредитование предполагает сравнительно короткие сроки отвлечения ресурсов, что очень значимо в  условиях кризиса. Поэтому на сегодняшний  день потребительские кредиты оформляются  в основном на срок 6 и 10 месяцев (табл.7).

 

Таблица 7

Структура портфеля потребительских  кредитов по срокам

Сроки

Объем потребительских кредитов

2006г

2007г

2008г

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

6 мес.

8082,9

14

14714,3

28

32631,5

69

7 мес.

144,3

0,25

189,2

0,36

-

-

8 мес.

1154,7

2

336,3

0,64

1891,7

4

9мес.

433,1

0,75

-

-

-

-

10мес.

47920

83

37311,24

71

12768,8

27

Итого:

57735

100

52551

100

47292

100


 

При чем данные таблицы свидетельствуют, что к 2008году сроки кредитования сократились. Если в 2006году потребительских  кредитов сроком на 10 месяцев было оформлено  на сумму 47920млн. руб., то в 2008году всего  на 12768,8млн.руб. Таким образом объем  сократился на 73%, а удельный вес  в кредитном портфеле с 83% упал до 27%, т.е. на 67,5%.

Для получения потребительского кредита, документы на который оформляются  в торговых организациях, клиент должен соответствовать следующим требованиям:

а) являться гражданином Российской Федерации;

б) иметь постоянную регистрацию  по месту жительства на территории Российской Федерации;

в) возраст заемщика от23 лет до 65лет.

Оформить потребительский кредит клиент может непосредственно в  торговой организации – партнере банка. Выгода торгового предприятия  заключается в следующем: привлечение  новых клиентов, увеличение товарооборота  организации, при чем увеличение товарооборота более дорогих  групп товаров (решение о том, какие товары продавать с использованием кредита всегда принимает торговая организация в соответствии со своими стратегическими задачами).

Важнейшими стратегическими партнерами банка по развитию бизнеса в регионах являются торговые сети «Эльдорадо», «М-Видео», «Мир», обладающие наиболее разветвленной  структурой торговых точек по всей России.

Необходимо учитывать, что все  решения по кредитным заявкам  клиентов принимаются централизованно  в головном офисе банка в Москве, при этом банк принимает на себя обязательство сообщить клиенту  персональное решение о сотрудничестве не позднее чем через 15мин после  подачи кредитной заявки (анкеты) из любого города. Для ускорения процесса оформления кредита банком сейчас применяется  технология заполнения анкеты со слов клиента – это существенно  экономит время, затрачиваемое клиентом на оформление кредита, ему остается только подписать уже заполненную  и распечатанную анкету. Кредитные  заявки клиентов обрабатываются при  помощи скоринговой системы оценки платежеспособности клиента или  кредитным инспектором; если сумма  запрашиваемого кредита достаточно велика, в данном случае с анкетой  клиента будет работать кредитный  инспектор и время принятия решения  не должно превышать 1 рабочего дня.

В случае положительного решения по заявке, клиент подписывает кредитный  договор и график платежей.

 

2.3 Анализ деятельности ЗАО «Банк  Русский Стандарт» на рынке кредитных карт

 

В 2001году Банк Русский Стандарт первым среди российских банков выпускает  кредитные карты «Русский Стандарт - MasterCard».

В январе 2005года банк, выпустивший  свыше 2млн. пластиковых карт собственного стандарта перешел на использование  технологии MasterCard. Уже выпущенные и  действующие пластиковые карты  «Русского Стандарта» менялись на MasterCard Electronic. Это стало рекордной по масштабам операцией на рынке.

В марте 2005года платежная система  «American Express» доверила эксклюзивное право на выпуск своих карт в России ЗАО «Банк Русский Стандарт». Все российские Банки, в которых  граждане России могли ранее получать карты данной Платежной системы, осуществляли свою деятельность через офис «AmEx» в Лондоне. В декабре были выпущены первые карты. Банк приступил к эксклюзивному выпуску и продвижению на национальном рынке карт American Express Card, American Express Gold Card, American Express Platinum Card и American Express Centurion Card в рублях и долларах США. Новые карты были разработаны с учетом потребностей широкого круга российских клиентов, заинтересованных в инновационном финансовом продукте, который обеспечивает высокий уровень финансовой свободы и сервисную поддержку мирового уровня. В соответствии с соглашением, заключенным банком «Русский Стандарт» и American Express, «Русский Стандарт» будет обеспечивать полный клиентский сервис держателям карт, включая расчеты и установление кредитных лимитов. American Express, в свою очередь, обеспечивает технологическую, операционную и маркетинговую поддержку проекта, а также осуществляет развитие сети приема карт American Express в России.

В рамках «Условий предоставления и  обслуживания карт «Русский Стандарт»  Банк является участником следующих  платежных систем:

а) ПС «Русский Стандарт» (создана  и зарегистрирована Банком);

б) МПС «MasterCard Worldwide»;

в) МПС «Visa International»;

г) МПС «American Express».

На рынке кредитных карт ЗАО  «Банк Русский Стандарт» является лидером. Доля Банка по размеру консолидированного портфеля составляет 62,2% в 2008году. Доля ближайшего конкурента, Home Credit – 8,9% (рис.2).

 

Рис.2. Структура рынка кредитных  карт

 

На конец 2008года было выпущено свыше 25,5млн. кредитных карт. При этом доля кредитов выданных посредством кредитных  карт за 4 квартала 2008года региональной сетью банка составляет 73,93%, что  свидетельствует об увеличении присутствия  банках в регионах (в 2007году - 74%).

Структура портфеля кредитных карт такова, что на 01.01.2009г. доля международных  кредитных карт в портфеле банка  составляет 92,5% от общего объема эмиссии (на 01.01.2008 – 91,2%).

С каждым годом Банк Русский Стандарт уменьшает свою долю среди конкурентов  на рынке карточных продуктов (табл. 8).

 

Таблица 8

Динамика доли ЗАО «Банк Русский  Стандарт» и объема кредитов на рынке  карточных продуктов

Показатели

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Изменение

+, - 2009г к 2007г

Доля Банка Русский Стандарт, %

67

64,9

62,2

- 4,8

Объем кредитов, предоставляемых по кредитным картам, млн. руб.

102688

81255

75384

- 27304


 

Данные таблицы свидетельствуют, что при уменьшении доли банка  на рынке кредитных карт соответственно сокращается, и объем кредитов, предоставленных  картам. В 2008году – 75,4 млрд.руб., что  ниже аналогичного показателя 2007года – 81,3млрд.руб. на 7,2%. По отношению к 2006году объем уменьшился на 27,3 млрд. руб. (26,6%).

Причинами являются существенное уменьшение лимитов, сокращение темпов продаж новых  карт. Также постепенно перестает  давать эффект основной канал продаж – почтовая рассылка, которая сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банка. Поток клиентов, которым еще не было сделано предложение, воспользоваться кредитной картой, снижается.

Карты Русский Стандарт, высылаемые по почте клиентам, выплатившим потребительский  кредит, за время реализации проекта  несколько раз претерпевали изменение  тарифного плана (табл. 9).

Информация о работе Развитие рынка потребительского кредитования в России на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»