Развитие рынков кредитов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в углублении теоретических представлений о кредитном рынке: раскрыть понятие рынка кредитных услуг населению, проанализировать и систематизировать стадии его формирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность и функции кредитного рынка в РФ
2. Выявить текучее состояния кредитного рынка
3. Перспективы развития кредитного рынка
4. Пути совершенствования кредитного рынка в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КРЕДИТОВ В РФ……………………………………………………..................5
1.1 Понятия, сущность, функции и участники кредитного рынка Р…………5
1.2 Виды Кредитов в РФ, а также Зарубежный опыт и проблемы развития кредитного рынка в России…………………………………………………11
1.3 Нормативно правовая база рынка кредитов в РФ…………………………18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА КРЕДИТОВ В РФ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………………………25
2.1 Статистический анализ рынка кредитов в РФ……………………………. 25
2.2 Перспективы и пути совершенствования рынка кредитов в РФ…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

Файлы: 1 файл

готовая научно исследовательская работа.docx

— 129.40 Кб (Скачать файл)

В большинстве стран мира кредиторы (банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, торговые компании, предоставляющие коммерческие кредиты) на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитные бюро. Необходимость этого доказана в многочисленных работах экономистов, исследовавших проблему асимметричности информации в сфере финансового посредничества.

Асимметричность информации определяется в экономической литературе как недостаточность сведений о партнере, доступных при заключении сделки, что ведет к неэффективности распределения кредитных ресурсов. Так, кредитор обычно не в состоянии оценить будущие доходы и риски, связанные с инвестиционными проектами, для осуществления которых заемщик берет ссуду, поэтому банк устанавливает одинаковые процентные ставки по кредитам для всех, что порождает проблему "неблагоприятного выбора"

Кроме того, кредиторы могут быть неспособными контролировать действия заемщиков после получения сcуды. Заемщик может заняться видами деятельности, увеличивающими риск неплатежеспособности или стремиться укрыть доходы от своих инвестиций, чтобы не платить по долгам. Следствием этого становится снижение объемов и установление высоких процентных ставок кредитования. Это явление в научной литературе получило название "недобросовестного поведения" (moral hazard).

Мировой опыт показывает, что решить эти проблемы возможно только с помощью кредитных бюро, созданных для обмена информацией о заемщиках между кредиторами. При этом достигается троякого рода результат.

Во-первых, кредитные бюро повышают уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дают возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Это позволяет кредиторам эффективно определять направление и цену ссуды, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.

Во-вторых, кредитные бюро позволяют уменьшить плату за поиск информации, которую взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.

В-третьих, кредитные бюро формируют своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый знает, что в случае невыполнения обязательств его репутация в глазах потенциальных кредиторов рухнет, отрезая его от заемных средств или делая их намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.

Таким образом, в российском законодательстве уже разработаны договорно-правовые основы для формирования баз данных по заемщикам, что создает достаточные предпосылки для организационных решений. К этому можно добавить, что в современной мировой практике преобладает тенденция к ограничению института банковской тайны. Предъявляются все более жесткие требования к раскрытию информации. Россия не может оставаться в стороне от этого процесса.

Обеспечение экономической безопасности России в связи с включением страны в активное международное сотрудничество и ускорением процесса международной интеграции требует принятия энергичных мер по защите национальных интересов в кредитной сфере. От эффективного использования финансовых ресурсов на кредитном рынке зависит состояние экономики, которое в свою очередь оказывает прямое влияние на качество жизни населения страны. Решение острейших экономических проблем, таких как: обновление устаревших производственных фондов и коммуникаций, внедрение новых технологий, ускорение темпов жилищного строительства и т.д. невозможно без наличия эффективного механизма перераспределения финансовых ресурсов, т.е. при условии развития кредитного рынка и кредитной системы.

Национальные интересы как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в кредитной сфере заключаются в обеспечении устойчивого развития кредитного рынка и кредитной системы в целом. Необходимо, чтобы в условиях глобализации и либерализации кредитных рынков российская кредитная система была достаточно развитой и конкурентоспособной.

Как показал финансовый кризис 2009 года, финансово-кредитная система, будучи одним из ключевых звеньев рыночной экономики, уязвима и подвержена различным негативным влияниям извне. Сегодня должно быть ясно, как дорого могут стоить структурно-функциональное несовершенство кредитной системы и недостатки ее правового регулирования.

Таким образом, кредитный рынок представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов и включает учетный рынок и рынок ссудных капиталов. При помощи инструментов, такие как различные векселя, коммерческие бумаги, расчетные документы и т.д., кредитный рынок осуществляет операции. Контролирует эту деятельность законодательство, в частности ФЗ « О банках и банковской деятельности» от 28.04.2009 года.

 

ГЛАВА 2 – АНАЛИЗ РЫНКА КРЕДИТОВ В РФ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1-Статистический  анализ рынка кредитов в РФ

 

 Анализ изменения ставки рефинансирования Банка России

За последние три года ставка рефинансирования Банка России отличалась своей нестабильностью. В период с начала мирового финансового кризиса ставка, устанавливаемая Банком России, была резко поднята. И если к концу 2007 г. она составляла 10% и являлась самой низкой, начиная с 1992 г., то уже с начала 2008 г. она была поднята на 0,25 п.п. За 2008 г. ставка рефинансирования поменялась 6 раз, и все в сторону роста. Такое изменение было продиктовано необходимостью сдерживать инфляционные тенденции и противодействовать оттоку капитала. Самое высокое значение ставки рефинансирования было установлено 1.12.2008 г. на уровне 13%. После чего наблюдалось сначала постепенное, а затем ускоряющееся ее понижение. Данная тенденция отражена на рисунке 2.1.

Рис 2.1 Ставка рефинансирования (http://mosgorkredit.ru/)

Кроме того, стоит отметить, что самая высокая ставка рефинансирования, с момента начала функционирования рыночных механизмов в нашей стране, была установлена Банком России в период с 15.10.1993 г. по 28.04.1994 г. и составляла 210%. Самая низкая ставка рефинансирования в 10,0% была установлена с 19.06.2007 г. по 3.02.2008 г. В течение 10 лет скорость изменения ставки рефинансирования Банка России замедлялась, то есть ставка рефинансирования становилась более стабильной. В период с 1993–2000 гг. ставка рефинансирования менялась в основном в течение года от 5 до 9 раз. В период с 2002–2007 гг. ставка рефинансирования стабилизировалась и менялась в течение года только от 1 до 3 раз, причем только в сторону снижения.

Ставка рефинансирования Банка России на начало 2009 г. (13%) оказалась ниже прогнозируемого уровня инфляции конца 2008 г. (около 13,8%) и фактической инфляции по итогам 2008 г. (13,3%) [28]. 

С 15.09.2009 г. была установлена ставка рефинансирования Банка России в размере 10,5% на основании указания Банка России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России". Это седьмая ставка рефинансирования за 2009 г. Предыдущая ставка рефинансирования действовала 37 дней, т. е. наблюдается стремительное (ежемесячное) ее снижение. Кроме того, она почти достигла уровня ставки докризисного периода.  
Ставка рефинансирования в 2010 г. до 28.02.2011 г. колебалась между значениями 8,75%–7,75% [28]. Самая низкая ставка рефинансирования 8% была установлена 30.04.2010 г.

Сегодня ставка рефинансирования является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц и на процентные ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями. В своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансирования Центробанка, при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемые населению.  
Согласно Указанию Банка России от 29.04.2011 г. № 2618-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" на сегодня с 3.05.2011 г. составляет 8,25% годовых . Это второе изменение ставки рефинансирования в 2011 г., и оно составило 0,25% в сторону роста, что вызвано ростом инфляционных процессов.  
Динамика изменения ставки рефинансирования Банка России представлена в таблице 2.1.

Период действия

%

3 мая 2011 г. –

8,25

28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.

8

1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г.

7,75

30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.

8

29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010

8,25

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.

10,5

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.

11

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

12

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.

12

14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.

11

10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10

29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.

10,5

23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.

11

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12


 

 
С начала текущего года многие центральные банки так же стали поднимать ставку рефинансирования с целью недопущения инфляционных процессов. 
В США ФРС, исполняющая в стране функции Центрального банка, так же впервые за длительное время повысила ставку по первичным кредитам (дисконтную ставку) на 0,25 процентного пункта – с 0,5% до 0,75%. Это первое повышение ставки со стороны ФРС с 2007 г. 
ЕЦБ увеличил базовую ставку с 1% до 1,25%.  
Соответствующее решение вступило в силу 13.04.2011 г. Предельная процентная ставка по кредитам поднята на 0,25 процентного пункта – до 2% годовых .

Данная мера принята для борьбы с ускорением инфляции в Евросоюзе. Потребительские цены в странах еврозоны в марте 2011 года выросли в годовом исчислении на 2,6%. Этот показатель стал наибольшим за последние 29 месяцев. По итогам 2010 года инфляция в государствах еврозоны, по предварительным данным, составила 2,4%. 
За счет изменения ставки рефинансирования Центробанки по всему миру пытаются повлиять на состояние местных экономик. Снижение ставки делает для банков получение кредитов более доступным, благодаря чему позволяет подстегнуть кредитование конечных потребителей и, как следствие, рост ВВП. Увеличение ставки делает кредиты менее доступными, но позволяет бороться с инфляцией.

 

2.2- Перспективы  и пути совершенствования рынка  кредитов в РФ

 

На совещании по кредитованию предприятий Президент провёл совещание по вопросам доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора экономики. В Настоящий момент банк России и Правительство принимают решения о увеличить объем государственных гарантий по кредитам привлекаемыми предприятиями для реализации инвестиционных проектов, это включает и рекстуризацию текущей задолженности, должен быть сформирован также механизм субсидирования процентов по кредитным организациям на пополнение оборотных средств и финансирование текущей задолженности .В комплексе эти меры позволят сделать кредиты для реального сектора экономики более доступными.

Рынок кредитования переживает сейчас вместе со всей банковской системой России не лучшие времена - многие банки отказываются от программ по финансированию малых предприятий. Однако говорить о том, что рынок кредитования исчезает, нельзя: несмотря на кризис, услуги банков востребованы, и малые предприятия все ещё имеют возможности получить необходимые заемные средства на развитие бизнеса. 
Малые предприятия в большей степени нуждаются в привлечении заемных средств, нежели в таких банковских услугах, как депозиты. В то же время, малый бизнес активно использует услуги рассчетно-кассового обслуживания, количество таких клиентов неуклонно растет, особенно в последнее время. 
Бурное развитие кредитного рынка России поставило общество перед системой во многом инновационных для него экономических отношений. Объемы розничного кредитования таковы, что коммуникации на оси "население-банки" из русла чисто финансовых переросли в разряд социальных отношений. Кредитный рынок стал значительным фактором формирования социального "самочувствия". При благоприятных условиях один из его сегментов - ипотечное кредитование - может стать магистральным способом решения актуальной для России жилищной проблемы.  
В перспективе именно кредитный рынок рассматривается и как один из основных инструментов развития малого и среднего предпринимательства в России и формирования классической для развитых стран кредитной модели экономики. Таким образом, кредитный рынок имеет определяющее значение как для экономического, так и для социального развития общества. При этом на бурно растущем российском кредитном рынке наблюдается целый ряд острых проблем. Во-первых, значительный рост числа невозвратов, неустоявшиеся отношения заемщиков с банками порождает дороговизну ряда кредитных продуктов. Во-вторых, низкий уровень финансовой грамотности населения снижает эффективность работы кредитных механизмов.

В-третьих, несбалансированность системы юридических и деловых взаимоотношений заемщиков с банками порождает злоупотребления, конфликтные ситуации и определенное социальное напряжение вокруг процессов кредитования.

С учетом социальных факторов "кредитного бума" основной задачей является способствование формированию и развитию российского кредитного рынка, отвечающему таким критериям как:

-эффективность (обеспечение успешного развития как кредитором, так и заемщиков),

-добросовестность (качество),

-прозрачность,

-открытость

В свою очередь, цели можно выделить следующие:

- Объединение рынка кредитных брокеров, оздоровление и развитие этого рынка на основе саморегулирования, формирование стандартов работы участников рынка кредитных брокеров и обеспечение их прозрачности и добросовестности;

- Повышение финансовой грамотности населения, формирование в общественном мнении адекватного и позитивного образа кредитного брокера, пропаганда брокериджа в целом как инструмента кредитного рынка;

обеспечение условий, способствующих формированию принципов открытого, ответственного и качественного кредитования в России.

Для достижения данных целей необходимо выполнение следующих задач:

. - Способствовать развитию технологий работы кредитных брокеров, распространению профессиональных знаний и обмену опытом в этой сфере с тем, чтобы обеспечить повышение качества кредитных портфелей российских банков.

. - Сформировать стандарты работы участников рынка кредитных брокерских услуг и совместно с другими общественными и государственными институтами создать систему реализации данных стандартов через процессы стандартизации требований к участникам рынка.

.- Обеспечить открытость и "прозрачность" рынка кредитных брокерских услуг и способствовать выявлению "черных брокеров" и иных недобросовестных участников рынка.

.- Участвовать в программах повышения финансовой грамотности населения, в том числе - пропагандировать понимание деловой и социальной роли кредитных брокеров.

. - Обеспечить взаимодействие кредитных брокеров с государственными и общественными институтами, определяющими условия развития российского кредитного рынка, в том числе - с регулирующими и законотворческими организациями, средствами массовой информации и т.д.

.- Сформировать систему консультирования и информирования населения, представителей малого и среднего бизнеса по различным вопросам кредитования.

Информация о работе Развитие рынков кредитов в РФ