Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить основные проблемы развития страхового рынка в современной России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
Основными задачами этой курсовой работы являются:
осветить основные проблемы развития страхового рынка в современной России;
раскрыть теоретические основы страхового рынка;
показать роль страхового рынка в системе финансовых отношений;
рассмотреть приоритетные направления развития страхового рынка.
Введение
1. Сущность страхования и основные его виды
1.1 Понятие страхования
1.2 Страховой рынок
1.3 Формы страхования: добровольное и обязательное
1.3.1 Добровольное страхование
1.3.2 Обязательное страхование
2. Теоретические основы страхового рынка в РФ
2.1 Сущность и функции страхового рынка
2.2 Участники страхового рынка
3. Особенности функционирования страхового рынка в РФ
3.1 Особенности развития страхового рынка в РФ
3.2 Проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка Российской Федерации
4. Приоритетные направления развития страхового рынка
Заключение
Список литературы
В 1885 г. был снят запрет на
деятельность в России иностранных
страховых обществ. В Петербурге
открылось центральное
Наибольшее распространение в дореволюционной России имело страхование от огня. Второе место в имущественном страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование судов и грузов. В крупных городах получило распространение страхование стекол от разбития. С 1900 г. общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж со взломом.
Приход на страховой рынок
России иностранных страховых компаний
способствовал объединению
Союз страховщиков предлагал на страховом рынке страхование недвижимости и движимости, а также коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах.
В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущества на сумму 21 млрд. руб., что позволило собрать 204,9 млн. руб. страховых платежей. Большинство акционерных страховых обществ было сосредоточено в Петербурге. Среди русских акционерных обществ крупнейшим по объему операций и по размеру капиталов было общество «Россия». Оно проводило восемь видов страхования на территории России и осуществляло страховые операции за границей. В Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах общество имело свои отделения и многочисленные агентства.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательской способности рубля обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи. После октябрьской революции 1917 года началась национализация страхового дела. На фоне этих событий предпринимались попытки переправить капиталы страховых компаний за границу. 23 марта 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования. Однако гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной деятельности. Они ускорили национализацию страхового дела. В ноябре 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», которым была закреплена государственная монополия на страхование во всех видах и формах. В условиях, когда деньги почти полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, а также как платежное средство о развитии страхового рынка не могло быть и речи. В декабре 1920 г. было отменено государственное имущественное страхование в связи с тем, что оно потеряло всякую экономическую целесообразность. После победы в гражданской войне в 1921 г. государство предприняло меры по возобновлению страхования в России, при неизменной позиции об обязательности государственной монополии в данной деятельности. При Народном комиссариате финансов создается главное управление Госстраха – государственной страховой организации, монополизировавшей весь страховой рынок России. На протяжении многих десятилетий страхование в России оставалось в исключительном ведении государства.
До конца 80-х годов операции по страхованию в стране выполняли две государственные страховые организации — Госстрах СССР (Государственная страховая организация) и Ингосстрах СССР (Государственная страховая организация по операциям с иностранными страховщиками). При этом сферы деятельности между ними были разделены законодательством.
С принятием Закона СССР
от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»,
в соответствии с которым кооперативам
и их союзам разрешалось создавать
кооперативные страховые
В 1991 г. были приняты законы РСФСР «О медицинском страховании» и «О налогообложении доходов от страховой деятельности», а в 1992 г. Закон РФ «О страховании», который заложил новую правовую основу страхования.
Согласно Закону «О страховании»
страховые организации, общества (страховщики)
могут образовывать союзы, ассоциации,
компании и иные объединения для
координации своей деятельности
и осуществления совместных программ,
если их создание не противоречит требованиям
законодательства РФ. Эти объединения
не вправе непосредственно заниматься
страховой деятельностью. Объединения
страховщиков действуют на основании
уставов и приобретают права
юридических лиц после
Рассматривая современное
состояние российского
Об уровне развития российского
страхового рынка можно судить по
величине доли страховых услуг в
валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.
В экономически развитых странах
этот показатель составляет 8—12%. Во времена
существования монополии «
Для иллюстрации состояния современного отечественного страхового рынка приведем значения ключевого макроэкономического индикатора развития страхового рынка — доли совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (показатель глубины рынка) за последние годы. Показатель глубины рынка (отношение совокупной страховой премии к ВВП), в большинстве стран Центральной и Восточной Европы составляет около 3% ВВП. В Болгарии, Румынии и странах Балтии этот показатель в 2005 г. находился в интервале 1,5— 2,0% ВВП. В Словении и Чехии он превышал 4% (в Словении — 5,23%, в Чехии — 4,48%) и приближался к уровню стран с развитой рыночной экономикой. В России этот показатель, рассчитываемый на основе официальной отчетности, в 2005 г. был равен 3,25%, а в 2006 г. — только 2,81% (34).
Первое полугодие 2007г. характеризуется дальнейшим замедлением темпов роста российского страхового рынка: если в 2005 г., по данным Федеральной службы страхового надзора, прирост объема собранной премии (без обязательного медицинского страхования) составил 44%, то в 2006 г. — уже 9%, а по итогам первого полугодия 2007 г. — лишь 4,4%.
Согласно данным ЦЭА «Интерфакс», в 2006 г. доходы страховщиков выросли на 22%, расходы — на 24,4%. Сохранилась тенденция замедления темпов прироста активов страховых организаций. Если в 2004 г. совокупные активы крупнейших российских страховщиков увеличились на 48,4%, а в 2005 г. — на 44,9%, то в 2006 г. прирост составил уже 31%. Совокупный объем активов-нетто страховых организаций, вошедших в «Интерфакс—100», составил в 2006 г. 318 млрд.рублей. Активы всех страховщиков России за 2006 г. эксперты «Интерфакса» оценивают примерно в 580—600 млрд.руб.
Эксперты выделяют две причины замедления развития рынка. Первая — продолжающееся сокращение «налоговых» схем в страховании жизни (именно в этом виде страхования зафиксирован наибольший спад объема премий — на 45,4% по России в целом). Вторая причина замедления темпов роста рынка заключается в том, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО исчерпало свой потенциал в качестве катализатора, прежде всего потому, что расти этому рынку более некуда: практически все реально используемые автомашины (по данным Российского союза автостраховщиков, свыше 90%) уже застрахованы. Кроме того, система «бонус-малус» в условиях дефицита достоверной информации об истории каждого страхователя работает пока только в сторону уменьшения размера премий (34).
Динамика изменений в российском страховом бизнесе позволяет выделить устойчивые тенденции развития, сформировавшиеся в период с 2001 по 2004 гг. Последствия дефолта 1998 г. сказались на рынке страхования с неким «эффектом замедления», в результате чего процесс стагнации продолжался до конца 2000 г. Затем наметилась тенденция некоторого оживления и интереса к страхованию со стороны бизнеса, о чем может свидетельствовать факт количественного роста страховых организаций. Однако в 2004—2005 гг. число страховых организаций снизилось вследствие повышения требований к уставному капиталу страховых организаций и отзыва лицензий у не соответствующих данным требованиям организаций. Количество страховых организаций на 1 июля 2007 г. составило 1206 . Сегодня в России страховщики предоставляют клиентам не более 30—40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах — более 300 видов.
В настоящее время в
связи с введением ОСАГО
Вместе с тем потребность в страховании возрастает. Объективно этому способствует курс на удвоение ВВП и повышение благосостояния населения за счет двукратного снижения количества бедных россиян. В целом все это будет способствовать преодолению большей частью населения и организаций порога «страховой бедности».
Специалисты и эксперты Всероссийского союза страховщиков (ВСС) к потенциальным страхователям относят не только состоятельных и обеспеченных граждан (примерно 5% населения), но и среднеобеспеченных граждан, которых, по их оценкам, примерно 30—35% населения России.
Для получения более точных
результатов о реальном состоянии
отечественного страхового рынка необходимы
комплексные и независимые
Страховой рынок — достаточно
емкий потребитель
В Концепции развития страхования
в Российской Федерации, одобренной
распоряжением Правительства
Участие нашей страны в
международной торговле страховыми
услугами предусматривает предоставление
страховым организациям с иностранным
капиталом право деятельности на
российском страховом рынке (коммерческое
присутствие), а отечественным страховым
организациям — возможность осуществления
страховых операций на рынках зарубежных
стран. Среди отечественных
Дальнейшее развитие страховой
деятельности в России серьезно сдерживает
низкий уровень капитализации и,
в частности, недостаточный для
динамичного развития размер уставного
капитала большинства страховых
организаций. Согласно данным Департамента
страхового надзора, в 2005 г. уставный капитал
79% страховых организаций
С 1 июля 2004 г. страховые организации должны иметь минимальный размер уставного капитала — 10 млн.руб., который корректируется с помощью повышающих коэффициентов в зависимости от вида страховой и перестраховочной деятельности.
По итогам предварительного анализа Федеральной службы страхового надзора, изложенного в письме от 16 июня 2004 г. № 44-ИЛ, по состоянию на 1 июня 2006 г. размер уставного капитала не соответствовал предъявляемым требованиям у 437 страховых организаций. Кроме того, 367 страховых организаций, осуществляющих страхование жизни и иные виды личного и имущественного страхования, имели оплаченный уставный капитал ниже размера в 20 млн.рублей, установленного законом для этих видов страховой деятельности. В качестве последовательного шага по реализации требований закона Федеральной службой страхового надзора приказом от 16 августа 2004 г. № 18 отозваны лицензии у 151 страховщика (17, 58-59).
Для динамичного развития отечественного бизнеса сохраняется немало препятствий:
Основные цели и приоритетные
направления развития отечественного
страхового рынка изложены в Концепции
развития страхования в Российской
Федерации. Концепция стала
Информация о работе Развитие страхового рынка в современной России