Роль Банка России в осуществлении валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании функций, полномочий и денежно-кредитной политики Центрального банка РФ и его роли в осуществлении валютной политики, а точнее в осуществлении валютного контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие вопросы:
сущность и происхождение центрального банка, правовые основы его деятельности и роль в развитии экономики;
содержание выполняемых им функций;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Центральный Банк России в механизме валютной политики государства.….5
1.1 Центральный Банк России: полномочия, функции и задачи……….……..5
1.2 Правовой статус и организационная структура Банка России………….…7
2. Анализ деятельности Центрального Банка России……………………………12
2.1. Осуществление валютного контроля ЦБ России…………………………12
2.2. Осуществление денежно-кредитной политики ЦБ России………………17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников…...……………………………………..…..23

Файлы: 1 файл

semestrovaya_rabota_po_finansam.docx

— 190.63 Кб (Скачать файл)

Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. [4]

Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений (департаменты, управления), реализующих функции банка в соответствии с делением его деятельности на отдельные части.

Понятия организационной и функциональной структур тесно взаимосвязаны, однако имеются и существенные отличия. Так, функциональная структура представляет собой горизонтальный срез структуры банка и не содержит иерархию (соподчиненность).

В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:[8, с. 296]

  1. Сводный экономический департамент;
  2. Департамент наличного денежного обращения;
  3. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;
  4. Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  5. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;
  6. Департамент банковского надзора;
  7. Департамент банковского регулирования;
  8. Департамент финансовой стабильности;
  9. Департамент операций на финансовых рынках;
  10. Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;
  11. Департамент платежного баланса;
  12. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  13. Департамент информационных систем;
  14. Финансовый департамент;
  15. Департамент международных финансово-экономических отношений;
  16. Главное управление безопасности и защиты информации.

Все эти подразделения составляют центральный аппарат Банка России. Структура центрального аппарата и положение о каждом из его подразделений утверждаются Советом директоров Банка России.

Почти каждый из выше перечисленных департаментов играет свою ключевую роль в механизме осуществления функций Банка России, а так же использует свои инструменты и методы для осуществления денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  деятельности Центрального Банка  России

2.1. Осуществление валютного контроля ЦБ России

В России действует трехуровневая система валютного контроля. Ее составляют Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Основное отличие органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоит в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. [7,с. 256]

Рис.1.Организационная структура валютного контроля

Источник: [7, с. 256]

Банк России как надзорный орган осуществляет контроль за соответствием валютному законодательству валютных операций, совершаемых банками и иными кредитными организациями. Банк России организует валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, наделенные действующим валютным законодательством полномочиями агентов валютного контроля.

Как орган валютного контроля Банк России:

    • контролирует деятельность уполномоченных банков – агентов валютного контроля и валютных бирж;
    • является важнейшим институтом в системе валютного контроля внешнеэкономической деятельности;
    • осуществляет контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками;
    • контролирует валютные операции, связанные с движением капитала;
    • проводит мониторинг валютных операций.

При проведении валютного контроля Банк России использует различные методы. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых он реализуется. [10,с.134]





 

 


 

 

 

Рис. 2. Методы валютного контроля

Источник: [10, с.134]

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении соответствующих функций. Состав нормативной базы валютного контроля представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Состав нормативной базы валютного контроля

Источник: [10,с. 134]

Главный принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля - это строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высший уровень организации нормативной базы валютного контроля воплощается в Конституции РФ. В ней закреплены принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенном регулированием и его законодательном оформлении.

Средний уровень рассматриваемой иерархии - законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования и валютного контроля, представленные в таблице 1 [11].

Таблица 3 - Законодательная база валютного контроля среднего уровня

Наименование законодательных актов

1 Гражданский кодекс РФ

2 Кодекс РФ об административных  правонарушениях

3 Федеральный закон РФ  от 10. 12. 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле»

4 Федеральный закон РФ  от 10. 07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»

5 Федеральный закон РФ  от 02. 12. 1990 г. № 395-1 «О банках и  банковской деятельности»

6 Федеральный закон РФ  от 08. 12. 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности»

7 Федеральный закон РФ  от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных  бумаг»

8 Федеральный закон РФ  от 26. 03. 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных  металлах и драгоценных камнях»


 

Контроль за деятельностью уполномоченных банков – агентов валютного контроля – характеризуется тем, что Банк России, осуществляя от имени государства валютный контроль, вправе делегировать свои полномочия агентам валютного контроля – уполномоченным банкам.

Главная особенность контрольно-инспекционных проверок соблюдения валютного законодательства заключается в том, что во время их проведения выявляются конкретные схемы «утечки капитала» и обхода требований валютного законодательства. Отличительной чертой инспекционных проверок является также их комплексность, когда проверяется деятельность не только уполномоченного банка, но и его клиентов.

Банк России контролирует и валютные биржи. Валютные биржи – это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, один из видов деятельности которых состоит в организации биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным банком Российской Федерации. [10, с. 134]

Деятельность Банка России как органа валютного контроля во внешне - экономической сфере осуществляется по двум направлениям:

1) валютный контроль во  внешнеторговой сфере;

2) валютный контроль в  неторговом обороте.

Банк России как орган валютного контроля осуществляет специальный контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками. Это направление валютного контроля реализуется Банком России в рамках общей системы мониторинга внутреннего рынка наличной иностранной валюты.

Конкретные мероприятия в этой области, осуществляемые на постоянной основе территориальными учреждениями Банка России, имеют целью предотвратить необоснованное использование наличной иностранной валюты при расчетах на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами через таможенную границу Российской Федерации.

В рамках контроля валютно-обменных операций Банк России осуществляет контроль за подлинностью иностранных денежных знаков. Подлинность иностранных денежных знаков устанавливается путем проведения соответствующих экспертиз. В Российской Федерации экспертиза подлинности может осуществляться Банком России и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Сомнительной иностранной валютой считаются денежные знаки иностранных государств, вызывающие сомнение в их подлинности, а также денежные знаки, имеющие признаки подделки. Подобные денежные знаки предъявителю не возвращаются и подлежат задержанию банком с выдачей клиенту справки о приеме на экспертизу.

2.2. Осуществление денежно-кредитной политики ЦБ России

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. Она является одной из составных частей государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.[5,с.160]

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

Прямые методы — это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.[5,с. 160]

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, Центральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать целевые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю.

Информация о работе Роль Банка России в осуществлении валютного контроля