Роль Банка России в осуществлении валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании функций, полномочий и денежно-кредитной политики Центрального банка РФ и его роли в осуществлении валютной политики, а точнее в осуществлении валютного контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие вопросы:
сущность и происхождение центрального банка, правовые основы его деятельности и роль в развитии экономики;
содержание выполняемых им функций;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Центральный Банк России в механизме валютной политики государства.….5
1.1 Центральный Банк России: полномочия, функции и задачи……….……..5
1.2 Правовой статус и организационная структура Банка России………….…7
2. Анализ деятельности Центрального Банка России……………………………12
2.1. Осуществление валютного контроля ЦБ России…………………………12
2.2. Осуществление денежно-кредитной политики ЦБ России………………17
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников…...……………………………………..…..23

Файлы: 1 файл

semestrovaya_rabota_po_finansam.docx

— 190.63 Кб (Скачать файл)

Такие показатели называют промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается набор переменных, которые называют тактическими целями или операционными процедурами, т. е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые центральный банк может воздействовать непосредственно. Это могут быть банковские резервы, денежная база, ставки межбанковского рынка и т. п.

Определив промежуточную и тактическую цели, центральный банк выбирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Такие действия центрального банка называют таргетированием. В последнее время вместо термина «таргетирование» Банк России чаще использует термин «ориентиры денежно-кредитной политики».

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

К инструментам денежно-кредитной политики Банка России относятся:[8, с. 320]

  • операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке;
  • нормативы обязательных резервов (резервные требования);
  • операции прямого РЕПО Банка России;
  • изменение ставки рефинансирования;
  • операции с облигациями Банка России;
  • кредиты Банка России без обеспечения
  • депозитные операции Банка России.

За последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики. Если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно-кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации. Хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.[5, с.162]

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.

Банк России следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем, при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

Разработка центральным банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что Центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.[6,стр. 89]

Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Что касается современного направления денежно-кредитной политики, то проведение Банком России на протяжении большей части 2009—2010 годов стимулирующей денежно - кредитной политики сформировало благоприятные условия для функционирования банковского и реального секторов экономики. Это способствовало тому, что реализация денежно - кредитной политики в целом в 2011 году происходила на фоне продолжающегося оживления экономической деятельности, улучшения состояния финансового сектора и повышения кредитной активности банков.[9, с. 348]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ключевой элемент Банка России - это принцип независимости, проявляющийся в том, что Банк России представляет собой особый публично-правовой институт, который обладает исключительным правом денежной эмиссии и организации валютного регулирования и контроля. Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Однако стоит отметить, что такая независимость Центрального Банка РФ от федеральных органов государственной власти вовсе не является независимостью от Российского государства. Банк России независим только по вопросам, касающихся защиты и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы. Можно сказать, что обладая такой независимостью, банк становится основой для построения верхнего уровня банковской системы рыночного типа.

В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи Центрального Банка в основном сосредоточены по следующим направлениям:

1) по отношению к экономике  в целом;

2) по отношению к правительству;

3) по отношению к банкам  и банковской системе.

Задачи, касающиеся экономики, в целом, прежде всего, связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами.

По отношению к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность.

Таким образом, можно сказать, что Центральный Банк – национальный институт, работающий преимущественно на макроуровне экономических отношений. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества и в отличие от других банков, работает не на себя, а на экономику в целом.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) ст.75
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст.2
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст.4
  4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст.83
  5. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: учебник/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 436 с.
  6. Балабанова, И.Т. Банки и банковское дело/Под ред. Балабанова И. Т. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
  7. Грязнова, А.Г. Финансы/ Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2012. - 496 с.
  8. Ковалева, А.М. Финансы/ Под ред. Ковалевой А.М. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 384 с. 
  9. Кузнецов, Б.Т. Финансовый менеджмент/ М.: Инфра-М, 2011. - 415 с.
  10. Миляков, Н.В. Финансы и кредит/2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 543 с.
  11. Панченко, В. И. Валютное регулирование: учеб. пособие для вузов / В. И. Панченко. - СПб.: Троицкий мост, 2011. - 240 с.

 

 


Информация о работе Роль Банка России в осуществлении валютного контроля