Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства 5
1.1 Социально – экономическая сущность бюджета государства 5
1.2Функции государственного бюджета 6
1.3Роль бюджета в экономике страны 9
2.Роль бюджета государства в национальной экономике 13
2.1Общая характеристика федерального бюджета 13
2.2Анализа доходов бюджета Российской Федерации 14
2.3Анализ расходов бюджета Российской Федерации 22
3.Совершенствование бюджетных отношений в Российской
Федерации 28
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики 28
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг. 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

КОНТРА ПО ФИНАНСАМ 6 ВАРИАНТ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо эномической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной  системы.

Структура бюджетных  доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета  — это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации  в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечить денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогресивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техник, обеспечение обороноспособности страны.

3.Посредством   бюджета национальный доход перераспределяется  по территории, а также из непроизводственной  в производственную сферу, для  чего за счет бюджета создаются  денежные фонды для финансирования  потребностей в области здравоохранения,  образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты  путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями  производственной сферы в целях  их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом, как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный  бюджет проходит финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет  координировать экономическую жизнь  государства, рационально размещать  денежные и материальные ресурсы  в народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает  экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет реализуется финансирование социально – культурных мероприятий, управления и обороны.

4. Контрольная  функция бюджета действует одновременно  с распределительной и предполагает  возможность и обязательность  государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [11].

 

1.3. Роль  бюджета в экономике страны

 

В унитарных  государствах бюджетные системы  являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные  бюджеты не должны включаться в бюджеты  членов Федерации, а в унитарных — соответственно в государственный бюджет.

Бюджетная система  РФ по своей структуре состоит  из 3 уровней, что представлено на рисунке 1.1.

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,

2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональ¬ных государственных внебюджетных фондов.

3. местные бюджеты. 

Наряду с  самостоятельными бюджетами каждого  уровня управления в целях получения  обобщенных данных составляются консолидированные  бюджеты. Бюджет субъекта Федерации  вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет РФ. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.

 

Рисунок 1. Структура  бюджетной системы Российской Федерации

Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной  системы РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и необходимость осуществления избранной экономической политики.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании  и развитии искусства, культуры, средств  массовой информации.

Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Федеральному  бюджету и бюджетам других уровней  управления принадлежит центральная  роль в системе государственных  финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные  фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие це¬левое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

Важное место  в федеральной бюджетной системе  занимают целевые бюджетные фонды, представляющие собой фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета, за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов, используемых по отдельной смете. Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фондов.

Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в  России составляются и утверждаются на 1 финансовый год, соответст¬вующий календарному году. При этом финансовые операции отно¬сятся к тому периоду  времени, когда они действительно  имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обя¬зательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.

Особое место  в условиях реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит государственным внебюджетным фондам РФ как специфической экономической форме образования и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды находятся в федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

Доходы указанных  фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ (единого социального налога); добровольных взносов юридических и физических лиц, а также других доходов, утвержденных законодательством. Расходование денежных средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, на основании бюджетов соответствующих фондов, утверждаемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов этих фондов возложено на органы федерального казначейства.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать  его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора.

 

2. Роль  бюджета государства в национальной  экономике

 

2.1 Общая  характеристика федерального бюджета

Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств,  сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

Рассмотрим  основные характеристики бюджетной  системы на период 2010 – 2014 года, которые  представлены в таблице 2,1

Таблица 2.1 Основные показатели федерального бюджета  на 2012 год и период до 2014 года

 

Показатель

2010 (отчет)

2011 (оценка)

2012 (проект)

2013 (проект)

2014 (проект)

Цена на нефть, долл./баррель

78,2

108,0

100,0

97,0

101,0

ВВП, млрд. руб.

44 939,2

53 332,0

58 683,0

64 803,0

72 493,0

Инфляция, декабрь  к декабрю, %

108,8

106,5

106,0

105,5

105,0

Курс доллара, среднегодовой, руб.

30,4

28,6

28,7

29,4

30,5

Млрд. руб.

Доходы, всего 

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

В том числе:

         

       нефтегазовые

3 830,7

5 579,3

5 574,9

5 645,8

6 127,2

       ненефтегазовые

4 474,7

5 632,0

6 205,0

7 060,1

7 964,6

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

В том числе:

         

Обслуживание  государственного долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

% к  ВВП

Доходы, всего 

18,5

21,0

20,1

19,6

19,4

В том числе

         

нефтегазовые

8,5

10,5

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые

10,0

10,6

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

В том числе

         

Обслуживание  государственного долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

Условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

Дефицит

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7


 

Бюджет 2012 года спланирован исходя из прогнозируемого  объема ВВП в размере 58 683,0 млрд. рублей и уровня инфляции на уровне 6 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2012 года спланированы в сумме 11 779,9 млрд. рублей (в 2011 году – 11 211,3 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 5 574,9 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 12 656,5 млрд. рублей (в 2011 году – 11 019,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2012 года установлен на уровне 876,6 млрд. рублей.

Основными источниками  покрытия дефицита бюджета будут  являться средства Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния.

Федеральный бюджет на 2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России. Доходная часть бюджета формируется  в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета  составляют в 2012 году – 47%, в 2013 году – 44%, в 2014 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ. Цена на нефть планируется на уровне 100 долларов за баррель.

В 2012-2014 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

 

 

2.2 Анализ  доходов бюджета Российской Федерации

 

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным  кодексом РФ, доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 Все доходы  государства от способа из  извлечения могут быть объединены в 2 группы:

- налоги и другие обязательные платежи;

- прочие доходы.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные  налоги и сборы, перечень и  ставки которых определяются  налоговым законодательством Российской  Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные  пошлины, таможенные сборы и иные тамо¬женные платежи;

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации