Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства 5
1.1 Социально – экономическая сущность бюджета государства 5
1.2Функции государственного бюджета 6
1.3Роль бюджета в экономике страны 9
2.Роль бюджета государства в национальной экономике 13
2.1Общая характеристика федерального бюджета 13
2.2Анализа доходов бюджета Российской Федерации 14
2.3Анализ расходов бюджета Российской Федерации 22
3.Совершенствование бюджетных отношений в Российской
Федерации 28
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики 28
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг. 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

КОНТРА ПО ФИНАНСАМ 6 ВАРИАНТ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Проведем сравнительный  анализ расходной  части Федерального бюджета 2010 – 2012 годов. Для этого  используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете  на 2012 год и на плановый  период 2012-2014 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение и определим характер изменения расходов. Данные расчеты приведены в таблицах 2.5 и 2.6.

Таблица 2.5  Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации  расходов, млрд. рублей

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

Общегосударственные вопросы

800,2

847,9

832,9

Национальная оборона

1 276,8

1 521,9

1 853,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 109,1

1 245,5

1 822,0

Национальная экономика 

1 600,3

1 926,9

1 797,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

223,2

274,3

136,0

Охрана окружающей среды

13,3

17,7

21,7

Образование

444,0

551,9

603,5

Культура,  кинематография

74,6

85,8

86,2

Здравоохранение

430,1

470,1

551,1

Социальная политика

3 316,4

3 205,5

3 895,9

Физическая культура и спорт

34,0

43,2

40,8

Средства массовой информации

54,8

61,3

73,5

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

350,7

388,4

Межбюджетные трансферты общего характера

575,6

602,7

553,9

ВСЕГО

10 232,8

11 019,4

12 656,4


 

Таблица 2.6 Динамика расходов Федерального бюджета 2010- 2012 г.г.

 

2010 год,  млрд. руб

Доля, %

2011 год,  млрд. руб.

Доля, %

,%

Абсолютный  прирост

2012 год

проект

Доля, %

Абсолютный  прирост

Общегосударственные вопросы 

800,2

7,82

847,9

7,57

-0,25

47,7

832,9

6,58

-0,99

-15

Национальная оборона

1 276,8

12,48

1 521,9

13,58

1,1

245,1

1 853,3

14,64

1,06

331,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 109,1

10,84

1 245,5

11,12

0,28

136,4

1 822,0

14,4

3,28

576,5

Национальная экономика 

1 600,3

15,64

1 926,9

17,2

1,56

326,6

1 797,2

14,2

-3

-129,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

223,2

2,18

274,3

2,45

0,27

51,1

136,0

1,07

-1,38

-138,3

Охрана окружающей среды

13,3

0,13

17,7

0,16

0,03

4,4

21,7

0,17

0,01

4

Образование

444,0

4,31

551,9

4,93

0,62

107,9

603,5

4,76

-0,17

51,6

Культура,  кинематография

74,6

0,73

85,8

0,77

0,04

11,2

86,2

0,68

-0,09

0,4

Здравоохранение

430,1

4,21

470,1

4,2

-0,01

40

551,1

4,35

0,15

81

Социальная политика

3 316,4

32,41

3 205,5

28,61

-3,8

-110,9

3 895,9

30,78

2,17

690,4

Физическая культура и спорт

34,0

0,33

43,2

0,39

0,06

9,2

40,8

0,32

-0,07

-2,4

Средства массовой информации

54,8

0,54

61,3

0,55

0,01

6,5

73,5

0,58

0,03

12,2

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

2,75

266,6

2,38

-0,37

-13,7

388,4

3,09

0,71

121,8

Межбюджетные трансферты общего характера

575,6

5,63

602,7

5,38

-0,25

27,1

553,9

4,38

-1

-48,8

ВСЕГО

10 232,8

100

11 211,3

100

 

978,5

12 656,4

100

 

1 445,1


 

 

 

Расходы на общегосударственные вопросы возросли с 800, 2 млрд. рублей в 2010 г . до 832,9  млрд.руб. в 2012 г . то есть на 32,7млрд. При этом расходы в 2012 году по сравнению с 2011 снизились на 15 млрд. руб. Доля расходов на общегосударственные вопросы снизилась на 1,24%.

Расходы  на национальную оборону  в 2010 г . составят 1 276,8 млрд.руб., 2011 г . – 1 521,9 млрд. руб.,  20102г .- 1 853,3 млрд. руб. Всего за 2 года ассигнования увеличились на 576,5 млрд. руб. Доля расходов на национальную оборону увеличилась в 2010 году на 1,1%, а в 2012 году на 1,06%.

Расходы на национальную безопасность в 2010 году составили 1 109,1 млрд. руб. в 2011 году  увеличились на 136, млрд. руб. и составили 1 245,5 млрд. руб., а в 2012 г. расходы на национальную безопасность составили 1 822,0 млрд. руб.

Доля расходов на национальную экономику тоже возросла с 10,84% в 2010 году до 14,4% в 2012 году.

Национальная экономика в 2012 году получит 1 797,2 млрд. руб., что на 129,7 млрд. руб. меньше чем в 2011 году, и на 196,9 млрд. руб. больше, чем в 2010 года. Доля данных расходов в федеральном бюджете в 2012 году уменьшится на 1,44% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 году обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили - 223,2 млрд. руб., в 2011 г. увеличились на 51,1 млрд. руб. и составили 274,3 млрд. руб., а в 2012 г. уменьшатся на 138,3 млрд. руб. и составят 136,0 млрд. руб. Доля расходов на ЖКЖ  в 2012 г. уменьшилась на 1,11% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. [5]

Расходы на образование в 2012 г. по сравнению с 2010 г возросли на 0,45%.

Расходы на культуру в 2010 г. составили – 74,6 млрд. руб., в 2011 г. расходы возросли на 11,2 млрд. руб. и составили 85,8 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 0,4 млрд. руб. и составили 86,2 млрд. руб.  Доля расходов на культуру значительно не изменялась: 2010 г. – 0,73%; 2011 г. – 0,77%; в 2012 г. – 0,68%.

На здравоохранение в 2012 г. выделяется 603,5  млрд. рублей, т.е. увеличится на 121 млрд. руб. Доля расходов на здравоохранение в 2012 году увеличилась на 0,14% по сравнению с 2010 годом.

Расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2011 году на 110,9 млрд. руб., а в 2012 году возрастут на 690,4 млрд. руб. и составят 3 895,9 млрд. рублей. Рост расходов данной статьи осуществляется за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Расходы на физкультуру  и спорт в 2010 г. составят 34,0 млрд. руб., в 2011 году 43,2 млрд. руб., в 2012 году – 40,8 млрд. руб.

Доля расходов на средства массовой информации значительно  не изменяется.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2012 г. увеличились на 108,1 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом.

Межбюджетные  трансферты общего характера в 2011 году возросли на 27,1 млрд. руб., а в 2012 году снизились на 48,8 млрд. руб. и составили 553,9 млрд. руб.

Из вышеперечисленного следует, что наибольшую часть расходов составляют расходы социальную политику (30,78%), национальную оборону (14,64%), национальную безопасность  и правоохранительную деятельность(14,4%) и национальную экономику (14,2%).

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что расходы бюджета - 2012 г. незначительно отличаются от расходов - 2010 г. При этом в структуре бюджета – 2012 г. значительно выросла доля расходов на национальную оборону (+2,16%) и национальную безопасность (+3,56%). В 2014 г.(по сравнению с 2010 уменьшилась) доля расходов в области общегосударственных вопросов (-1,74%), национальной экономике (-1,44), ЖКХ (-1,11%), межбюджетных трансфертов (-1,25%)  и социальной политики (-1,63%).

    Рассмотрим  долю доходов в % относительно  ВВП на период 2011 – 2014 гг.

 

Таблица 2.7. Расходы федерального бюджета  по разделам классификации расходов в % к ВВП.

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

 

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Руб.

% к  ВВП

Общегосударственные вопросы 

800,2

1,78

847,9

1,59

832,9

1,42

Национальная оборона

1 276,8

2,84

1 521,9

2,85

1 853,3

3,16

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 109,1

2,46

1 245,5

2,34

1 822,0

3,10

Национальная экономика 

1 600,3

3,56

1 926,9

3,61

1 797,2

3,06

Жилищно-коммунальное хозяйство

223,2

0,5

274,3

0,51

136,0

0,23

Охрана окружающей среды

13,3

0,03

17,7

0,03

21,7

0,04

Образование

444,0

0,99

551,9

1,03

603,5

1,03

Культура,  кинематография

74,6

0,17

85,8

0,16

86,2

0,15

Здравоохранение

430,1

0,96

470,1

0,88

551,1

0,94

Социальная политика

3 316,4

7,38

3 205,5

6,01

3 895,9

6,58

Физическая культура и спорт

34,0

0,08

43,2

0,08

40,8

0,07

Средства массовой информации

54,8

0,12

61,3

0,11

73,5

0,13

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

0,62

350,7

0,66

388,4

0,66

Межбюджетные трансферты общего характера

575,6

1,28

602,7

1,13

553,9

0,94

ВСЕГО

10 232,8

22,77

11 019,4

20,66

12 656,4

21,57


 

Из таблицы  видно, что к 2012 году (по сравнению  с 2010 г.) увеличится доля расходов в % к  ВВП в области национальной обороны (0,32%) и национальной безопасности (0,63%). Незначительно увеличилась доля расходов в области охраны окружающей среды (0,007%), образовании (0,004%), СМИ (0,003%) и обслуживании государственного долга (0,04%).

К 2012 г. так же ожидается снижение доли расходов в % к ВВП в области общегосударственных вопросов (-0,36), национальной экономике (-0,5%), ЖКЖ (-0,26%), социальной политике (-0,8%) и межбюджетных трансфертов (-0,34%). Так же незначительно уменьшится доля расходов на культуру и кинематографию (-0,019%), здравоохранение (-0,012%),  физкультуру и спорт (-0,006%).

 

 

 

 

3. Совершенствование  бюджетных отношений в Российской  Федерации

 

 

3.1 Приоритетные  направления бюджетной политики

 

В Бюджетном  послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1)  интеграция  бюджетного планирования в процесс  формирования и реализации долгосрочной  стратегии развития страны, в  том числе и прежде всего  – путем полномасштабного внедрения  программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание  в рамках переходного периода  предпосылок для введения, начиная  с 2015 года, правил использования  нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение  условий жизни человека,  адресное  решение социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулирование инновационного  развития страны;

4) повышение  отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная  децентрализация полномочий публично-правовых  образований.

В 2010 году Правительством Российской Федерации была одобрена Программа повышения эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.

Значение Программы  не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.

Именно это  предусматривается в рамках ключевого  блока Программы повышения эффективности  бюджетных расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных программ.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации