Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства 5
1.1 Социально – экономическая сущность бюджета государства 5
1.2Функции государственного бюджета 6
1.3Роль бюджета в экономике страны 9
2.Роль бюджета государства в национальной экономике 13
2.1Общая характеристика федерального бюджета 13
2.2Анализа доходов бюджета Российской Федерации 14
2.3Анализ расходов бюджета Российской Федерации 22
3.Совершенствование бюджетных отношений в Российской
Федерации 28
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики 28
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг. 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2010 – 2012 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012-2014 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение и определим характер изменения расходов. Данные расчеты приведены в таблицах 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
847,9 |
832,9 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
1 521,9 |
1 853,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
1 245,5 |
1 822,0 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
1 926,9 |
1 797,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,2 |
274,3 |
136,0 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
17,7 |
21,7 |
Образование |
444,0 |
551,9 |
603,5 |
Культура, кинематография |
74,6 |
85,8 |
86,2 |
Здравоохранение |
430,1 |
470,1 |
551,1 |
Социальная политика |
3 316,4 |
3 205,5 |
3 895,9 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
43,2 |
40,8 |
Средства массовой информации |
54,8 |
61,3 |
73,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
350,7 |
388,4 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
602,7 |
553,9 |
ВСЕГО |
10 232,8 |
11 019,4 |
12 656,4 |
Таблица 2.6 Динамика расходов Федерального бюджета 2010- 2012 г.г.
2010 год, млрд. руб |
Доля, % |
2011 год, млрд. руб. |
Доля, % |
Абсолютный прирост |
2012 год проект |
Доля, % |
Абсолютный прирост | |||
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
7,82 |
847,9 |
7,57 |
-0,25 |
47,7 |
832,9 |
6,58 |
-0,99 |
-15 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
12,48 |
1 521,9 |
13,58 |
1,1 |
245,1 |
1 853,3 |
14,64 |
1,06 |
331,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
10,84 |
1 245,5 |
11,12 |
0,28 |
136,4 |
1 822,0 |
14,4 |
3,28 |
576,5 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
15,64 |
1 926,9 |
17,2 |
1,56 |
326,6 |
1 797,2 |
14,2 |
-3 |
-129,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,2 |
2,18 |
274,3 |
2,45 |
0,27 |
51,1 |
136,0 |
1,07 |
-1,38 |
-138,3 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
0,13 |
17,7 |
0,16 |
0,03 |
4,4 |
21,7 |
0,17 |
0,01 |
4 |
Образование |
444,0 |
4,31 |
551,9 |
4,93 |
0,62 |
107,9 |
603,5 |
4,76 |
-0,17 |
51,6 |
Культура, кинематография |
74,6 |
0,73 |
85,8 |
0,77 |
0,04 |
11,2 |
86,2 |
0,68 |
-0,09 |
0,4 |
Здравоохранение |
430,1 |
4,21 |
470,1 |
4,2 |
-0,01 |
40 |
551,1 |
4,35 |
0,15 |
81 |
Социальная политика |
3 316,4 |
32,41 |
3 205,5 |
28,61 |
-3,8 |
-110,9 |
3 895,9 |
30,78 |
2,17 |
690,4 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
0,33 |
43,2 |
0,39 |
0,06 |
9,2 |
40,8 |
0,32 |
-0,07 |
-2,4 |
Средства массовой информации |
54,8 |
0,54 |
61,3 |
0,55 |
0,01 |
6,5 |
73,5 |
0,58 |
0,03 |
12,2 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
2,75 |
266,6 |
2,38 |
-0,37 |
-13,7 |
388,4 |
3,09 |
0,71 |
121,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
5,63 |
602,7 |
5,38 |
-0,25 |
27,1 |
553,9 |
4,38 |
-1 |
-48,8 |
ВСЕГО |
10 232,8 |
100 |
11 211,3 |
100 |
978,5 |
12 656,4 |
100 |
1 445,1 |
Расходы на общегосударственные вопросы возросли с 800, 2 млрд. рублей в 2010 г . до 832,9 млрд.руб. в 2012 г . то есть на 32,7млрд. При этом расходы в 2012 году по сравнению с 2011 снизились на 15 млрд. руб. Доля расходов на общегосударственные вопросы снизилась на 1,24%.
Расходы на национальную оборону в 2010 г . составят 1 276,8 млрд.руб., 2011 г . – 1 521,9 млрд. руб., 20102г .- 1 853,3 млрд. руб. Всего за 2 года ассигнования увеличились на 576,5 млрд. руб. Доля расходов на национальную оборону увеличилась в 2010 году на 1,1%, а в 2012 году на 1,06%.
Расходы на национальную безопасность в 2010 году составили 1 109,1 млрд. руб. в 2011 году увеличились на 136, млрд. руб. и составили 1 245,5 млрд. руб., а в 2012 г. расходы на национальную безопасность составили 1 822,0 млрд. руб.
Доля расходов на национальную экономику тоже возросла с 10,84% в 2010 году до 14,4% в 2012 году.
Национальная экономика в 2012 году получит 1 797,2 млрд. руб., что на 129,7 млрд. руб. меньше чем в 2011 году, и на 196,9 млрд. руб. больше, чем в 2010 года. Доля данных расходов в федеральном бюджете в 2012 году уменьшится на 1,44% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 году обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили - 223,2 млрд. руб., в 2011 г. увеличились на 51,1 млрд. руб. и составили 274,3 млрд. руб., а в 2012 г. уменьшатся на 138,3 млрд. руб. и составят 136,0 млрд. руб. Доля расходов на ЖКЖ в 2012 г. уменьшилась на 1,11% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. [5]
Расходы на образование в 2012 г. по сравнению с 2010 г возросли на 0,45%.
Расходы на культуру в 2010 г. составили – 74,6 млрд. руб., в 2011 г. расходы возросли на 11,2 млрд. руб. и составили 85,8 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 0,4 млрд. руб. и составили 86,2 млрд. руб. Доля расходов на культуру значительно не изменялась: 2010 г. – 0,73%; 2011 г. – 0,77%; в 2012 г. – 0,68%.
На здравоохранение в 2012 г. выделяется 603,5 млрд. рублей, т.е. увеличится на 121 млрд. руб. Доля расходов на здравоохранение в 2012 году увеличилась на 0,14% по сравнению с 2010 годом.
Расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2011 году на 110,9 млрд. руб., а в 2012 году возрастут на 690,4 млрд. руб. и составят 3 895,9 млрд. рублей. Рост расходов данной статьи осуществляется за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Расходы на физкультуру и спорт в 2010 г. составят 34,0 млрд. руб., в 2011 году 43,2 млрд. руб., в 2012 году – 40,8 млрд. руб.
Доля расходов на средства массовой информации значительно не изменяется.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2012 г. увеличились на 108,1 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом.
Межбюджетные трансферты общего характера в 2011 году возросли на 27,1 млрд. руб., а в 2012 году снизились на 48,8 млрд. руб. и составили 553,9 млрд. руб.
Из вышеперечисленного следует, что наибольшую часть расходов составляют расходы социальную политику (30,78%), национальную оборону (14,64%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность(14,4%) и национальную экономику (14,2%).
Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что расходы бюджета - 2012 г. незначительно отличаются от расходов - 2010 г. При этом в структуре бюджета – 2012 г. значительно выросла доля расходов на национальную оборону (+2,16%) и национальную безопасность (+3,56%). В 2014 г.(по сравнению с 2010 уменьшилась) доля расходов в области общегосударственных вопросов (-1,74%), национальной экономике (-1,44), ЖКХ (-1,11%), межбюджетных трансфертов (-1,25%) и социальной политики (-1,63%).
Рассмотрим долю доходов в % относительно ВВП на период 2011 – 2014 гг.
Таблица 2.7. Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов в % к ВВП.
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП | |
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
1,78 |
847,9 |
1,59 |
832,9 |
1,42 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
2,84 |
1 521,9 |
2,85 |
1 853,3 |
3,16 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
2,46 |
1 245,5 |
2,34 |
1 822,0 |
3,10 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
3,56 |
1 926,9 |
3,61 |
1 797,2 |
3,06 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,2 |
0,5 |
274,3 |
0,51 |
136,0 |
0,23 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
0,03 |
17,7 |
0,03 |
21,7 |
0,04 |
Образование |
444,0 |
0,99 |
551,9 |
1,03 |
603,5 |
1,03 |
Культура, кинематография |
74,6 |
0,17 |
85,8 |
0,16 |
86,2 |
0,15 |
Здравоохранение |
430,1 |
0,96 |
470,1 |
0,88 |
551,1 |
0,94 |
Социальная политика |
3 316,4 |
7,38 |
3 205,5 |
6,01 |
3 895,9 |
6,58 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
0,08 |
43,2 |
0,08 |
40,8 |
0,07 |
Средства массовой информации |
54,8 |
0,12 |
61,3 |
0,11 |
73,5 |
0,13 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
0,62 |
350,7 |
0,66 |
388,4 |
0,66 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
1,28 |
602,7 |
1,13 |
553,9 |
0,94 |
ВСЕГО |
10 232,8 |
22,77 |
11 019,4 |
20,66 |
12 656,4 |
21,57 |
Из таблицы видно, что к 2012 году (по сравнению с 2010 г.) увеличится доля расходов в % к ВВП в области национальной обороны (0,32%) и национальной безопасности (0,63%). Незначительно увеличилась доля расходов в области охраны окружающей среды (0,007%), образовании (0,004%), СМИ (0,003%) и обслуживании государственного долга (0,04%).
К 2012 г. так же ожидается снижение доли расходов в % к ВВП в области общегосударственных вопросов (-0,36), национальной экономике (-0,5%), ЖКЖ (-0,26%), социальной политике (-0,8%) и межбюджетных трансфертов (-0,34%). Так же незначительно уменьшится доля расходов на культуру и кинематографию (-0,019%), здравоохранение (-0,012%), физкультуру и спорт (-0,006%).
3. Совершенствование
бюджетных отношений в
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики
В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция
бюджетного планирования в
2) создание
в рамках переходного периода
предпосылок для введения, начиная
с 2015 года, правил использования
нефтегазовых доходов и огранич
3) улучшение
условий жизни человека, адресное
решение социальных проблем,
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная
децентрализация полномочий
В 2010 году Правительством
Российской Федерации была одобрена
Программа повышения
Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.
Именно это
предусматривается в рамках ключевого
блока Программы повышения
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации