Роль бюджета в перераспределении общественного продукта и национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30 - 40% ВВП [

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

  НОУ  ВПО МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Барнаульский  филиал

 

Факультет  _______________ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА______________________ 

Группа______30______________________ Зачетная книжка № _01191__________________ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ (КУРСОВАЯ) РАБОТА

По __________Финансы и кредит______________________________________________

(наименование  дисциплины)

На тему(вариант)_Роль бюджета в перераспределении общественного продукта и национального дохода___________________________________________________________

Студента_2___курса ___Калинина Евгения Генриховича_____________________________

(фамилия,  имя, отчество студента) 

Преподаватель__Зимина_Алла Петровна_____________________________

(фамилия,  имя, отчество преподавателя) 

Дата  отправки работы в филиал__________________________________________________  

Место работы и занимаемая должность___________________________________________  

 

Дата возвращения контрольной работы___________ Оценка (зачет, незачет)_____________

(заполняет     преподаватель)

Подпись преподавателя ___________ 
 

"-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

линия  отреза  (для  секретаря  заочного отделения)

Рецензия: 

КОНТРОЛЬНОЙ  (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

(нужное подчеркнуть)

по  дисциплине

____________________________________________________________________________

(указать  наименование дисциплины)

на  тему __________________________________________________________

__________________________________________________________________

(указать  название темы) 

студента (ки) ______ курса _________ группы факультета экономики и менеджмента заочной формы обучения (зачетная книжка  №________________ ) 

_______________________________________________________________________________

                                   (фамилия, имя,  отчество студента) 

Рецензировал  работу _____________________ _____________________________________

                                 (должность, степень преподавателя)               (Инициалы и фамилия преподавателя)

 

 

  1. Роль бюджета в  перераспределении  общественного продукта и национального  дохода.

         Как известно, бюджет государства можно  назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы  приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время  с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму  документа, утверждаемого парламентом.

         Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через  него государство организует перераспределение  общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). На современном  этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального  дохода, которое в настоящее время  достигает 30 - 40% ВВП [1].

         Таким образом, централизованный фонд государства  в лице бюджета необходим ему  для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное  воспроизводство в масштабах  всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных  задач, покрытие общих издержек государственного управления.

         Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов  экономики, называть бюджетными. Эти  отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие  федерального бюджета. Благодаря бюджету  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития, практически  использовать бюджет в качестве инструмента  государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и  социальные процессы. Несомненно, что  расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании  экономики государством.

         На  величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в  целом и его составляющая часть - расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия  на общественное производство.

         Этому изменению призвана служить радикальная  перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного  бюджетного механизма, более рационального  использования вложений бюджетных  средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные  отрасли экономики, в обеспечение  стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к  рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики  должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей.

         Через такой финансовый инструмент, как  расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению  в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма  бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором  ускорения научно-технического прогресса [2].

         Огромную  роль расходы федерального бюджета  играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные  формы в нашей стране, а во времена  перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах  способствует кардинальное изменение  бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.

         Известно, что за счет бюджетных средств  финансируются многие необходимые  отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым  обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

         Общепринятым  является факт, что в перспективе  роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это  объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными  фондами) являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более  высокий уровень социального  обслуживания населения.

         Важную  роль расходы федерального бюджета  играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан  по их материальному достатку, что  было вызвано переходом к рыночной экономике.

         Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными  группами носителей различных социально-экономических  интересов в стране [5].

         Динамика  бюджетных показателей свидетельствует  о том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был  сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства.

         Следствием  этого процесса явился ощутимый бюджетный  дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в  России, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит  возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства  и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции.

         В расходах бюджета находят свое выражение  две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда  на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и  учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования из бюджета.

         Итак, расходы федерального бюджета - это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

         Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного  развития, общий уровень развития экономики, уровень благосостояния граждан, разветвленность связей бюджета  с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств - вот только несколько  факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета.

         Структура расходов государства и их доля в  валовом общественном продукте зависят  также от размеров государственного сектора в экономике, традиции, наконец.

         В совокупности вышеперечисленные факторы  на каждом из этапов развития государства  порождает такую систему расходов, которая соответствует экономике, типу и уровню управления ею.

         Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая  проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие  расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с  количественной стороны. (Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономическую  природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная - их величину) [4].

         Итак, расходы федерального бюджета выполняют  функции политического, социального  и хозяйственного регулирования.

         Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей  природе они являются отношениями  дополнительной эксплуатации, поскольку  основным источником их образования  выступают налоги, представляющие вычет  из заработков и доходов.

         Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических  и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей  массе государственные расходы  являются непроизводительными, поскольку  они являются долей национального  дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса [5].

  1. Проблемы  финансирования образования.
 

         1. Характерной особенностью современного  состояния бюджетного финансирования  образования является недостаток  выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:  

          - оплата труда; 

          - стипендия; 

          - трансферты; 

          - оплата коммунальных услуг; 

Информация о работе Роль бюджета в перераспределении общественного продукта и национального дохода