Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теорети-ко-методологический анализ денег выявить их возникновение и дальнейшее развитие, обозначить основные функции, а также роль, которую они играют в финансовой системе, интерпретировав содержание и механизм реализации на-правления государственного регулирования количества денег в экономике.
Исходя из указанной цели, в работе ставятся следующие исследователь-ские задачи:
-провести сравнительный анализ подходов к объяснению сущности денег в экономике;
-выявить основные функциональные характеристики денег в финансовой системе;
-интерпретировать особенности государственной политики в сфере де-нежного обращения в условиях посткризисного развития;
-обосновать приоритетные направления реализации монетарных инстру-ментов в процессе обеспечения финансовой стабилизации российской экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ДЕНЕГ» В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ……………………………………..
1.1Генезис роли денег в экономике: сравнительный анализ подходов к объяснению их сущности…………………………………………………..
1.2Функциональные характеристики денег в финансовой системе………..
2НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ………………………………………………………………
2.1Государственная политика в сфере денежного обращения в условиях посткризисного развития………………………………………………….
2.2Приоритетные направления реализации монетарных инструментов в процессе обеспечения финансовой стабилизации российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………..
Функцию меры стоимости мировые деньги выполняют и при определении пропорции обмена одной валюты на другую или цены валюты, выраженной в другой валюте (валютного курса);
в качестве официального резервного актива мировые деньги выполняют функцию средства накопления13.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
2 НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ: СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Государственная политика в сфере денежного обращения в условиях посткризисного развития
Денежное обращение –
это движение денег во внутреннем
экономическом обороте стране, в
системе внешнеэкономических
Основными достоинствами наличных денежных знаков являются:
Особенности безналичных денежных расчетов проявляются в следующем:
Важнейшим количественным
показателем денежного
Денежная масса в Российской Федерации рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1-е число месяца на основании данных свободного баланса банковской системы.
Общий порядок осуществления расчетов на территории Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом РФ16, а также Положением Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» с изменениями от 22.01.2008 № 1965-У17.
Таблица 1 - Динамика денежной массы (М2) в РФ18
Дата |
Наличные деньги (М0) |
Безналичные средства |
Общая сумма (М2) |
01.01.2007 |
2 785,2 |
6 185,6 |
8 970,7 |
01.01.2008 |
3 702,2 |
9 166,7 |
12 869,0 |
01.01.2009 |
3 794,8 |
9 181,1 |
12 975,9 |
01.01.2010 |
4 038,1 |
11 229,5 |
15 267,6 |
01.01.2011 |
5 062,7 |
14 949,1 |
20 011,9 |
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют об очень высоком удельном весе в денежной массе налично-денежного оборота, который составляет в среднем более 25%. Высокий удельный вес налично-денежного оборота в России увеличивает издержки обращения, связанные с изготовлением денежных знаков, с их перевозкой и хранением, заменой ветхих купюр на новые, снижает эффективность государственного контроля за движением денежных потоков и воздействия на их рациональную организацию.
Мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2008 года, со всей очевидностью продемонстрировал необходимость изучения природы электронных денег. Распространение электронных денег, происходящее одновременно со стремительным развитием телекоммуникационных технологий, возможно, способно изменить существующий механизм функционирования денежной системы. Соответственно, актуализируется вопрос формирования эффективной институциональной среды эмиссии и обращения электронных денег, а также проблема контроля со стороны государства за этой сферой. Электронные деньги представляют собой одну из форм, которую приняли деньги в процессе эволюции. С появлением электронных денег возникает новое для денежного обращения явление - дестафация, то есть исчезновение денег, имеющих вещественную субстанцию.
В России ежегодно наблюдается прирост оборота электронных платежных систем, который увеличивается большими темпами, чем рост ВВП в расчете на душу населения (табл. 2).
Таблица 2 - Оборот рынка российских электронных платежных систем в сравнении с показателем ВВП РФ в расчете на душу населения19
Показатель |
2001 г |
2002 г |
2003г |
2004 г |
2005г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Оборот российских электронных платежных систем, млн. долларов |
318 |
517 |
937 |
1397 |
3353 |
7732 |
16074 |
17867 |
21067 |
Прирост, % |
- |
63 |
81 |
49 |
140 |
131 |
108 |
112 |
179 |
ВВП РФ в расчете на душу населения, тыс. руб. |
61 |
75 |
92 |
119 |
151 |
189 |
233 |
293 |
267 |
Прирост, % |
- |
21 |
23 |
29 |
27 |
25 |
23 |
26 |
-9 |
В России выделяются шесть наиболее значимых ЭПС: WebMoney, Яндекс.Деньги, ОСМП, CyberPlat, E-port, Элекснет (табл. 3).
Таблица 1 - Крупнейшие электронные платежные системы России20
Число трансакций за 2008 год, млн. операций |
Оборот за 2008 год, млн. руб. |
Средний платеж в 2008 году, рублей | |
WebMoney |
72 |
216 000 |
3000 |
Ядекс.Деньги |
16 |
9 000 |
562 |
ОСМП |
1902 |
175 000 |
92 |
CyberPlat |
1500 |
161 000 |
107 |
E-port |
617 |
74 000 |
120 |
Элекснет |
70 |
48 000 |
685 |
Таким образом, даже после кризиса, когда прирост ВВП РФ значительно сократился по сравнению с предшествующими периодами, в сфере оборота электронных платежных систем наблюдается прямо противоположная ситуация.
2.2
Приоритетные направления
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Различают виды монетарной политики:
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: